Федеральный бюджет, его роль в экономическом и социальном развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Согласно проведенным исследованиям, выбранная мною тема является актуальной, так как рассмотрение и изучение государственного бюджета является одной из приоритетных задач в нашей стране.
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

Содержание работы

Введение.
Социально-экономическая сущность федерального бюджета, его функции.
Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства.
Роль федерального бюджета в социальном развитии страны.
Роль федерального бюджета в экономическом развитии страны.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.69 Кб (Скачать файл)

ФГОБУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет  имени императора Петра I»

Факультет бухгалтерского учета  и финансов

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Федеральный бюджет, его роль в экономическом и  социальном развитии страны

 

 

Выполнил: студентка 2 курса

Люкова К. О.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

 

Оглавление

Введение.

  1. Социально-экономическая сущность федерального бюджета, его функции.
  2. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства.
  3. Роль федерального бюджета в социальном развитии страны.
  4. Роль федерального бюджета в экономическом развитии страны.

Заключение.

 

 

Введение

Согласно проведенным  исследованиям, выбранная мною тема является актуальной, так как рассмотрение и изучение государственного бюджета  является одной из приоритетных задач  в нашей стране.

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь  общества, является государственный  бюджет, который воспринимается как  важнейший юридический закон  экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

 Бюджетный кодекс дает такое  определение бюджета: бюджет - форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

В любой стране государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т.е. через  бюджет осуществляются постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование.

Федеральный бюджет является основной финансовой базой функционирования государства. Централизация финансовых средств в федеральном бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны. Средства, мобилизуемые в федеральном бюджете, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут (или не должны) быть обеспечены из других источников. С помощью федерального бюджета осуществляется перераспределение финансовых средств между субъектами РФ с целью выравнивания условий их социально-экономического развития.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть  Федеральный бюджет и определить его роль в социально-экономическом  развитии страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономическая сущность федерального бюджета, его функции

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном  процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих  органов власти), и во-вторых, связаны  с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения  характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления  распределительного процесса (между  секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного  хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства  ежегодно должна концентрироваться  определенная доля национального ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения  получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем  сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации  финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических  и социальных задач и т.п.

Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это  денежные отношения, возникающие у  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично –  и национального богатства) в  связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической  формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественного назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев  финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

– государственный  бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части  ВВП в руках государства и  ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных  его государственно-территориальных  формирований;

– с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода, реже – национального  богатства между отраслями народного  хозяйства, территориями страны, сферами  общественной деятельности;

– пропорции  бюджетного перераспределения стоимости  в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями  расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

– область  бюджетного распределения занимает центральное место в составе  государственных финансов, что обусловлено  ключевым положением бюджета по сравнению  с другими звеньями.

Государственный бюджет с позиций экономической  сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства  – как его финансовый план.

Экономическая сущность бюджета  находит свое выражение в его  функциях.

Функция - это форма проявления в действии экономической категории.

Функции государственного бюджета  проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач. Функционирование бюджета предполагает наличие денежных потоков. В процессе этих денежных потоков происходит распределение  ВВП и национального дохода. Т.е. распределяется общественный продукт.

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присуще  несколько функций:

- Распределительная функция  валового внутреннего продукта (ВВП).

- Перераспределительная  функция ВВП.

- Регулирующая функция.

- Стимулирующая функция.

- Социальная функция.

- Функция планирования.

- Функция организации.

- Контрольная функция.

1. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

2. Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

                 1) образование доходов бюджета,

                2) использование бюджетных средств  (расходы бюджета).

В процессе образования доходов  бюджета происходит принуди-тельное  изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в про¬цессе  общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения  государства с налогоплательщиками. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки  экономической сферы, комплексных  целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев  населения.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели.

Бюджетополучатели - организации  производственной и непроизводственной сфер.

В бюджетах любого уровня бюджетной  системы определены только размеры  бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета  происходит перераспределение бюджетных  ресурсов по уровням бюджетной системы  через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета  в основном носят безвозвратный  характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура  бюджетных расходов ежегодно устанавливается  бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической  ситуации и приоритетов государства.

Бюджет распределяет общественный продукт.

Под общественным продуктом  понимается совокупность произведенных  и реализованных в денежной форме  в течение года товаров, работ  и услуг.

 

3. Регулирующая и стимулирующая  функции бюджетов проявляются  непосредственно через налоговые  доходы и расходы бюджетов. То  есть налоговые доходы и бюджетные  расходы выступают в качестве  инструмента регулирования и  стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее  важные отрасли народного хозяйства,  атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного  строительства.

4. Стимулирующая функция  бюджета обеспечивает бюджетное  воздействие на деловую активность  хозяйствующих субъектов через  систему налогообложения, бюджетных  трансфертов и бюджетных кредитов. При этом государство может,  как усиливать экономическую  выгоду в отдельных сферах  деятельности, так  и снижать  ее.

5. Социальная функция  бюджета отражает ответственность  государства за обеспечение достойного  уровня жизни населения в целом  и особенно незащищенных его  слоев, которые в силу объективных  причин не могут иметь самостоятельные  источники средств к существованию.  Данная функция реализуется через  финансирование механизма социальной  защиты населения, в том числе  путем предоставления за счет  бюджета различных льгот, денежных  компенсаций и выплат, через содержание  социальных учреждений, оказывающих  бесплатные услуги гражданам.

6. Функция планирования  бюджетов предполагает:

    • определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
    • разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы; определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
    • разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
    • разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
    • разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Информация о работе Федеральный бюджет, его роль в экономическом и социальном развитии страны