Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:13, курсовая работа
Согласно проведенным исследованиям, выбранная мною тема является актуальной, так как рассмотрение и изучение государственного бюджета является одной из приоритетных задач в нашей стране.
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.
Введение.
Социально-экономическая сущность федерального бюджета, его функции.
Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства.
Роль федерального бюджета в социальном развитии страны.
Роль федерального бюджета в экономическом развитии страны.
Заключение.
7. Функция организации бюджетов предполагает:
8. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Федеральный бюджет можно определить как одну из форм выражения финансовой политики государства. Правительство реализует свою финансовую политику через федеральный бюджет, который выступает в качестве механизма воздействия государства на общество.
В условиях перехода к рыночной экономике
возможности государства по регулированию
финансовых отношений сокращаются
(действительно, в плановой экономике
административно
Правительство РФ с начала коренных реформ 1991 г. проводит очень большой круг экономических мероприятий, основные направления которых: - комплекс мероприятий обеспечивающих переход к рыночной экономике; - комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией; - социальная поддержка населения.
Для этого есть свои стимулы: продуманное налогообложение, низкие военные расходы, благоприятный финансовый механизм для привлечения иностранных инвестиций, и как следствие, в Гонконге ВВП на душу населения больше чем в Англии. А это показатель благосостояния населения страны.
Соотношение между направлениями финансовой политики нашего государства изменчиво во времени и определяется в большей степени ситуативно: в 1991 году на первом месте стояли задачи перехода к рынку, в 1992 - кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о рыночных преобразованиях, а об установлении спада производства и темпов инфляции, накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные вопросы.
Однако меня будут интересовать только второй и третий пункты, поскольку именно они определяют пути реструктуризации бюджетной системы РФ. Среди нововведений, непосредственно касающихся бюджетной системы (особенно ее расходной части) можно выделить:
сокращение дотаций
новая пенсионная реформа будет
предусматривать повышение
индексация средств и пособий, совершенствование финансового механизма в отраслях социальнокультурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей;
контроль за сбором налогов и
совершенствование
выделение бюджетных средств для выплаты заработной платы работникам государственных предприятий .
Из вышеизложенного можно
Государство проводит социальную политику. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Цель социальной политики
государства состоит в
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.
Задачами социальной политики являются:
– распределение доходов, товаров, услуг,
материальных и социальных условий воспроизводства
населения.
– ограничение масштабности абсолютной
бедности и неравенства,
– обеспечение материальных источников
существования тем, кто по независящим
от них причинам ими не обладает,
– предоставление медицинских и образовательных
услуг,
– расширение сети и улучшение качества
транспортных услуг,
– оздоровление окружающей среды.
Социальная
политика тесно связана с экономической
политикой. Их трудно разделить в
комплексе общественного
Бюджетные ассигнования федерального
бюджета по разделу «Социальная
политика» характеризуются
Таблица 7. Бюджетные ассигнования федерального
бюджета по разделу «Социальная политика»
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
195,4 |
92,5 |
94,6 |
Начиная
с 2011 года по разделу «Социальная
политика» отражаются межбюджетные
трансферты, передаваемые бюджетам Пенсионного
фонда Российской Федерации и
Фонда социального страхования
Российской Федерации.
Подраздел «Пенсионное обеспечение».
В составе расходов федерального бюджета
по данному подразделу предусмотрены
бюджетные ассигнования на социальное
обеспечение населения в 2011 году в сумме
275 356,1 млн. рублей, в 2012 году – 279 197,6 млн.
рублей, в 2013 году – 282 673,8 млн. рублей, в
том числе публичные нормативные обязательства
в 2011 году в сумме 263 761,2 млн. рублей, в 2012
году – 267 303,6 млн. рублей, в 2013 году – 270
775,8 млн. рублей);
По данному подразделу предусмотрены
межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме
1 820 703,5 млн. рублей, в 2012 году – 2 002 195,2 млн.
рублей, в 2013 году – 2 208 548,9 млн. рублей.
Принимаемые меры позволят обеспечить
дальнейшее повышение уровня пенсионного
обеспечения с учетом уже проведенных
преобразований нового этапа реформирования
пенсионной системы, направленных на ликвидацию
бедности среди пенсионеров.
Объем бюджетных ассигнований на выплату
дополнительного ежемесячного материального
обеспечения в связи с 60-летием Победы
в Великой Отечественной войне 1941–1945
годов и инвалидам вследствие военной
травмы, учитывающий тенденцию к сокращению
в связи с убывающим контингентом его
получателей, определен в 2011 году в сумме
10 031,8 млн. рублей (90,1% к уровню предыдущего
года), в 2012 году – 9 063,3 млн. рублей (90,3%)%,
в 2013 году – 8 690,4 млн. рублей (95,9%).
Подраздел «Охрана семьи и детства».
В составе расходов федерального бюджета
по данному подразделу предусмотрены
бюджетные ассигнования на социальное
обеспечение населения в 2011 году в сумме
2 609,2 млн. рублей, в 2012 году – 2 765,7 млн. рублей,
в 2013 году – 2 917,9 млн. рублей на выплату
пособия по уходу за ребенком гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие
радиационных аварий. Увеличение бюджетных
ассигнований в 2011 году по сравнению с
2010 годом на 31,8% вызвано увеличением численности
получателей и максимального размера
указанного пособия, а также индексацией
размера пособия в соответствии с законодательством
исходя из прогнозируемого уровня инфляции
(6,5%).
По данному подразделу предусмотрены
межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме
127 039,2 млн. рублей, в 2012 году – 138 912,9 млн.
рублей, в 2013 году – 150 301,5 млн. рублей, которые
предоставляются на:
– софинансирование расходных обязательств
субъектов Российской Федерации по обеспечению
жилыми помещениями детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, а
также детей, находящихся под опекой (попечительством)
в 2011–2013 годах в сумме 6 222,9 млн. рублей
ежегодно, что более чем в 5,5 раза превышает
объем субсидии, предусмотренный на 2010
год. Увеличение указанного объема обусловлено
необходимостью оказания финансовой поддержки
субъектам Российской Федерации с целью
недопущения роста их задолженности по
выполнению обязательств по предоставлению
жилых помещений детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей;
– предоставление материнского (семейного)
капитала в 2011 году в сумме 120 816,3 млн. рублей,
в 2012 году – 132 690,0 млн. рублей, в 2013 году-144
078,6 млн. рублей. Увеличение бюджетных
ассигнований обусловлено увеличением
размера материнского (семейного) капитала
и численности получателей.
Бюджетные ассигнования на финансовое
обеспечение реализации федеральной целевой
программы «Дети России» на 2007–2010 годы
в 2011–2013 годах не предусмотрены в связи
с окончанием действия указанной ФЦП.
Подраздел «Другие вопросы в области социальной
политики»
В составе расходов федерального бюджета
по данному подразделу предусмотрены
бюджетные ассигнования на выполнение
функций государственными органами (оказание
государственных услуг) в 2011–2013 годах
в сумме 74,8 млн. рублей ежегодно, в том
числе на финансовое обеспечение единовременного
денежного поощрения лучших врачей в сумме
40,0 млн. рублей ежегодно, на предоставление
мер государственной защиты потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства в сумме 34,8 млн. рублей
ежегодно;
На социальное обеспечение населения
по данному подразделу предусмотрены
бюджетные ассигнования в 2011–2013 годах
в сумме 4,3 млн. рублей ежегодно на финансовое
обеспечение социальных выплат потерпевшим,
свидетелям и иным участникам уголовного
судопроизводства (на уровне 2010 года).
По данному подразделу предусмотрены
межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме
1 014,0 млн. рублей, в 2012 году – 20,3 млн. рублей,
в 2013 году – 26,7 млн. рублей, в том числе:
на софинансирование в 2011 году социальных
программ субъектов Российской Федерации,
связанных с укреплением материально-технической
базы учреждений социального обслуживания
населения и оказанием адресной социальной
помощи неработающим пенсионерам, в сумме
1 000,0 млн. рублей;
на финансовое обеспечение затрат на оплату
услуг органов (организаций), с которыми
Пенсионным фондом России заключены соглашения
о взаимном удостоверении подписей, по
приему и передаче в электронной форме
заявлений застрахованных лиц о добровольном
вступлении в правоотношения по обязательному
пенсионному страхованию в целях уплаты
дополнительных страховых взносов на
накопительную часть трудовой пенсии
и копий платежных документов, подтверждающих
уплату дополнительных страховых взносов
на накопительную часть трудовой пенсии,
в 2011 году в сумме 14,0 млн. рублей, в 2012 году
– 20,3 млн. рублей, в 2013 году – 26,7 млн. рублей.
Субсидии юридическим лицам и некоммерческим
организациям предусмотрены в 2011–2013 годах
в сумме 2 561,2 млн. рублей ежегодно, в том
числе:
– субсидии на государственную поддержку
общероссийских общественных организаций
инвалидов (в связи с отменой налоговых
льгот) в сумме 950,0 млн. рублей ежегодно.
Увеличение на 18,8% по сравнению с 2010 годом
обусловлено повышением тарифов страховых
взносов в отношении общественных организаций
инвалидов с 2011 года;
– субсидии отдельным общественным организациям
и иным некоммерческим объединениям в
сумме 599,4 млн. рублей ежегодно;
– субсидии федеральным государственным
унитарным протезно-ортопедическим предприятиям
на возмещение убытков, связанных с реализацией
протезно-ортопедических изделий и оказанием
услуг по протезированию по ценам ниже
себестоимости, в сумме 11,8 млн. рублей
ежегодно;
– субсидии Фонду поддержки детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, в сумме
1 000,0 млн. рублей ежегодно.
В рамках данного подраздела предусматриваются
бюджетные ассигнования на реализацию
мероприятий федеральных целевых программ
в 2011 году в сумме 2012,4 млн. рублей, что на
1 705,5 млн. рублей больше 2010 года, в 2012 году
– 2 600,4 млн. рублей, в 2013 году – 2 309,9 млн.
рублей, в том числе:
Федеральная целевая программа «Юг России
(2008–2013 годы)» в 2011 году в сумме 30,0 млн.
рублей, в 2012 году – 18,0 млн. рублей;
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое
развитие Чеченской Республики на 2010–2012
годы» в 2011 году в сумме 274,4 млн. рублей,
в 2012 году – 326,4 млн. рублей;
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое
развитие Республики Ингушетия на 2010–2016
годы» в 2013 году в сумме 9,9 млн. рублей;
Государственная программа «Доступная
среда на 2011–2015 годы» в 2011 году в сумме
1 708,0 млн. рублей, в 2012 году – 2 256,0 млн. рублей,
в 2013 году – 2 300,0 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования на осуществление
бюджетных инвестиций в объекты капитального
строительства, не включенные в федеральные
целевые программы, предусмотрены в 2011
году в сумме 25,0 млн. рублей.
В рамках реализации непрограммной части
ФАИП будет осуществляться строительство
объектов здравоохранения социальной
направленности, в т.ч. строительство дома-интерната
для престарелых и инвалидов в г. Черкесск,
Карачаево-Черкесская Республика.
Кроме того, по данному подразделу предусмотрены
бюджетные ассигнования на приобретение
новогодних подарков для детей, принимающих
участие в новогоднем празднике в Государственном
Кремлевском Дворце, в 2011–2013 годах в сумме
25,2 млн. рублей ежегодно.
Мощным инструментом в руках государства является бюджет, который может и должен стать более действенным стимулом экономического роста в России. Каково сегодня влияние бюджета и бюджетной политики на экономический рост? Этот вопрос волнует многих теоретиков и практиков в экономической и финансовой сферах деятельности государства.
Государство рассматривает бюджет как важнейший источник экономического роста.
В системе финансового
механизма государства бюджет играет
ведущую роль в распределении
и перераспределении
Как экономическая категория
государственный бюджет является категорией
общественного воспроизводства
и в силу этого выступает носителем
соответствующих
Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.
В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости (национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.
В условиях рыночных отношений распределение национального дохода производится посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.
Информация о работе Федеральный бюджет, его роль в экономическом и социальном развитии страны