Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Инновационное развитие является приоритетным и стратегически важным направлением для нашей страны. Структура и методы финансирования научно-технических исследований и разработок – это основополагающие элементы всего механизма становления инновационной экономики, необходимый «материал» для создания конкурентоспособных и передовых технологий для бизнеса.
В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике………………………………………………………..5
I.1 Источники финансирования инновационной деятельности государством…………………………………………………….10
I.2 Регулирование инновационной деятельности, основные виды и формы…………………………………………………………14
Глава II. Необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Ижевский Государственный  технический университет»

факультет «Экономика, право  и гуманитарные науки»

кафедра «История российской государственности»

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А  Т

по предмету « Государственный  и муниципальные финансы»

На тему: «Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций»

 

 

 

Выполнил: Караханова З.А., студент гр. 5-51-5

 

 

Проверил: Тюрев В.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2012.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Государственное финансирование инновационной деятельности в   российской экономике………………………………………………………..5

I.1 Источники финансирования инновационной деятельности государством…………………………………………………….10

I.2 Регулирование инновационной деятельности,  основные виды и формы…………………………………………………………14

Глава II. Необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы. Инновационное развитие является приоритетным и стратегически важным направлением для нашей страны. Структура и методы финансирования научно-технических исследований и разработок – это основополагающие элементы всего механизма становления инновационной экономики, необходимый «материал» для создания конкурентоспособных и передовых технологий для бизнеса.  

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг и их разнообразие. Однако в нашей стране инновациям уделяется не так много внимание как, например, в Японии, США и Великобритании. Поэтому данная тема весьма актуальна.

Предметом исследования является система и инструменты  финансовой поддержки инновационной деятельности.

Цель данной работы состоит  в том, чтобы понять, как государство финансирует НИОКР и в полной ли мере  осуществляется финансирование.

По сути, государство играет немаловажную роль в инновационной сфере, содействуя  повышению инновационной активности предприятий, что в свою очередь обеспечивает рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства. И центральное место в системе государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов из бюджетных средств.

Перед собой я поставила  следующие задачи:

- выяснить какие источники  использует государство при финансировании;

- понять, как осуществляется государственное регулирование;

- есть ли необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников.

Обеспечение государственной  поддержки и стимулирование инновационного финансирования позволяет странам обеспечить конкурентоспособность в ведущих отраслях промышленности и занять лидирующие позиции на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Государственное финансирование инновационной деятельности в

российской экономике.

 

С возникновением расширенного воспроизводства  стабилизировались тенденции экономического роста, появилась постоянно растущая потребность в усовершенствованиях - как на производстве, так и вне производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами.

Термин «инновация» происходит от латинского слова «inovatis» (in - в, novus - новый) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение».

Нововведения или инновации  рассматриваются как новшества, превращенные в изделия или услуги и реализуемые на рынках для удовлетворения разнообразных потребностей людей  и организаций.

Одной из основных составляющих научно-технического прогресса является изучение и практическое использование особенностей инновационной деятельности, факторов, обеспечивающих активность в данном направлении экономического развития, а также организационных структур, поддерживающих и регулирующих процесс инноваций.

Изменение технологической базы производства опирается на широкое использование инноваций в экономике. При этом, поскольку частный бизнес не активно вкладывает средства в НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), особенно в крупные проекты, роль государства в этой сфере не уменьшается.

В федеральном законе  “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” говорится о том, что основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов, решения задач социально-экономического развития.

Реализация основных целей и  задач государственной инновационной  политики осуществляется путем прямого  и косвенного стимулирования деятельности субъектов инновационной деятельности. Государство гарантирует:

- поддержку в первую очередь приоритетных инновационных программ и проектов,

- создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности,

- охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма,

- свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики,

- привлечение на конкурсной основе к выполнению инновационных программ и проектов общественных организаций,

- развитие малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сфере.

Государственное участие  в инновационной деятельности может  включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного  механизма привлечения средств (косвенное финансирование).

 

 

При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской  деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке, являются:

1) организации, относящиеся к  оборонному сектору экономики,  занятые разработкой новой и совершенствованием существующей военной техники и вооружений;

2) организации, подавляющая доля  работ которых не может ориентироваться  на коммерческие критерии ни  в целом, ни на ближайший  период времени, но существование  и развитие которых жизненно важны для общества. Здравоохранение, образование, культура, экология, выполняющих работы, направленные на улучшение условий жизни и труда;

3) ориентированные на получение  прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью,  среди которых можно выделить предприятия, а также научные организации, имеющие научно-технический потенциал и сохранившие свою самостоятельность и малые инновационные предприятия.

Поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

Выделяют следующие 3 формы поддержки проектов государством:

1. предоставление кредитных ресурсов  на основе возвратности, срочности  и платности;

2. то же самое на условиях  закрепления в государственной  собственности части акций, создаваемых  "под проект" акционерных обществ;

3. предоставление гарантий возмещения части вложенных инвестором средств, в случае срыва выполнения проекта не по вине первого. Такими инвесторами являются уполномоченные банки, при этом обеспечением выдаваемых ими кредитов являются поручительства Министерства финансов РФ.

Предоставление государством средств осуществляется на основе конкурсного отбора, возвратности, срочности, платности и обеспеченности, причем в конкурсном отборе участвуют бизнес-планы проектов с полученными на них заключениями государственной экспертизы. Также обязательным условием является тот факт, что сам инициатор проекта должен вложить в его реализацию как минимум 20% от объема необходимых средств, срок окупаемости проектов не должен превышать 2-х лет и размер государственной поддержки зависит от форм финансирования проектов и от категории проектов.

Финансирование инновационной  деятельности может осуществляться и из так называемых бюджетных  и внебюджетных фондов финансирования НИОКР.

Косвенное государственное  финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:

1. Налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.

2. Инвестиционный налоговый кредит. Это такое изменение срока уплаты налога (на прибыль или доход), при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов. Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате всех таких уменьшений не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором, который заключается между организацией и налоговой службой. Недоплаченная сумма называется накопленной суммой кредита.

3. Предоставление права на ускоренную амортизацию. Государство дает возможность фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль (за счет роста амортизации при сохранении той же цены) и за счет этих средств приобретать новое оборудование. При ускоренной амортизации коэффициент составлять до 2 включительно. Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства и объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводиться новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.

4. Неналоговые направления:

- выдача государственных поручительств в качестве обеспечения кредитов, привлекаемых под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным является предоставление частичных поручительств, чтобы не снимать полностью ответственность с основного инвестора и не допускать лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов.

В соответствии с законодательством, финансовое обеспечение научно-технической  деятельности основывается на его целевой  ориентации и множественности источников финансирования. Правительство РФ организует разработку и исполнение бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научно-технической деятельности. В порядке долевого участия могут финансироваться научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.1 Источники финансирования инновационной деятельности государством

 

Из средств государственных бюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение.

Это финансирование осуществляется за счет бюджетных средств в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Государственное финансирование получают далеко не все желающие, т.к. надо представить более выгодный проект, посоревноваться, выиграть, а потом еще раз доказать, что эти деньги пойдут именно на инновации, в результате предприятие принесет пользу стране. Все это затрудняет получение достаточного объема государственных средств.

Российский федеральный  бюджет выступает в качестве главного инструмента государственной научно-технической  политики, а также в качестве центрального звена федеральной системы. Через  него происходит распределение до 40 % совокупного дохода страны, который был получен владельцами производственных средств. Из бюджета осуществляется государственное финансирование многих сфер экономики и общественной жизни, деятельность которых не обеспечивается работой коммерческого сектора экономики по причине незначительной рентабельности.

Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций