Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:11, курсовая работа
Актуальность работы. Инновационное развитие является приоритетным и стратегически важным направлением для нашей страны. Структура и методы финансирования научно-технических исследований и разработок – это основополагающие элементы всего механизма становления инновационной экономики, необходимый «материал» для создания конкурентоспособных и передовых технологий для бизнеса.
В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике………………………………………………………..5
I.1 Источники финансирования инновационной деятельности государством…………………………………………………….10
I.2 Регулирование инновационной деятельности, основные виды и формы…………………………………………………………14
Глава II. Необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………..26
Государство выступает в роли своеобразного хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных инновационных проектов. При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в национальном доходе.
Государство заинтересовано
в поддержке инновационной
1. необходимость проведении фундаментальных исследованиях, почти не выполняемых частным бизнесом в связи с длительными сроками проведения, неопределенностью затрат, результатов и сроков, а также из-за того, что результаты фундаментальных исследований не имеют коммерческого значения и риска того, что результаты фундаментальных исследований могут оказаться у конкурентов;
2. необходимость осуществления
масштабных дорогостоящих
3. необходимость проведения НИОКР в отраслях с высокой долей государственной собственности или в приоритетных для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера, строительство очистных сооружений);
4. необходимость проведения НИОКР военного значения и в области разработки космической техники.
Инновации есть своеобразные инвестиции в процесс производства, выражающиеся в виде технических новшеств, изобретений и рационализаторских предложений. Государству это в некоторой степени выгодно и поэтому оно стимулирует инновационную деятельность, предоставляя госзаказы на проведение НИОКР, гранты организациям-исполнителям НИОКР, выделяя средства на развитие и модернизацию опытно-экспериментальной базы и просто формируя благоприятные экономические условия для инновационной деятельности (это включает в себя формирование нормального финансового рынка, законодательное регулирования отношений в инновационной сфере и поощрение экспорта наукоемкой технической продукции).
Бюджетному финансированию присущи следующие принципы:
-получение максимального и социального эффекта при минимуме затрат;
-целевой характер использования бюджетных ресурсов;
-предоставление бюджетных средств фирмам, предприятиям и организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.
Принципиально новым
в практике последних лет является
избирательное частичное
1. НИОКР оборонного
производства или военного
2. НИОКР гражданского
назначения, как-то: финансирование
фундаментальных и крупных
Заключение
Разработкой государственной инновационной программы занимается Правительство Российской Федерации на основании инновационной стратегии, которая в последующем является частью программы социально-экономического развития.
Финансирование инновационной деятельности подразумевает включение взаимосвязанных элементов, состоящих в иерархическом подчинении, и специфических функциональных особенностей, а также источников поступления финансовых средств, механизмов контроля, механизмов аккумуляции и возврата средств, авансированных в инвестиционные процессы.
Любой инновационный проект, включается в государственную инновационную программу после конкурсного отбора. Эти проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, в ходе которой проверяют их новизну и эффективность, как в социально- экономическом, так и в экологическом планах.
Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
При выделении бюджетных средств на финансирование инновационных программ и проектов необходимо иметь в виду следующие вопросы. Финансирование на возвратной основе инновационных проектов будет осуществляться в установленном порядке за счет средств, выделяемых на инвестиционные конкурсы, и дополнительных средств не потребует. На финансирование создания и деятельности государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов будет выделяться часть средств, предусмотренных бюджетом на НИОКР и государственные инвестиции.
Государственные расходы на финансирование инновационной деятельности вполне могли бы составлять не менее одного процента от расходной части федерального бюджета.
Введение в действие
закона “Об инновационной деятельности
и государственной
Принятие и введение в действие федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” ликвидирует пробел в правовом поле по данной проблеме, а главное - будет способствовать повышению доли высококачественной отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, увеличению доходов предприятий и организаций, увеличению числа рабочих мест, повышению жизненного уровня населения страны.
В качестве важнейшего обобщающего показателя, позволяющего определить конечный результат деятельности в сфере инноваций, выступает рост отдачи финансов от реализации инновационных проектов.
Финансирование инновационной деятельности по своей сути представляет собой деятельность по привлечению, последующему использованию и распределению капитала, а также по управлению на рынке рисковых вложений.
По своей сути финансовое обеспечение отражается в функциональных направлениях воздействия сферы финансов на инновационную деятельность с позиции таких отношений, как воспроизводство, распределение и контроль.
Если говорить о воспроизводственной функции, то тут речь идет о том, что финансовые ресурсы становятся стимулом для движения инвестиционного капитала на всех стадиях оборота инновационных инвестиций.
Список литературы:
Интернет источники:
Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций