Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Инновационное развитие является приоритетным и стратегически важным направлением для нашей страны. Структура и методы финансирования научно-технических исследований и разработок – это основополагающие элементы всего механизма становления инновационной экономики, необходимый «материал» для создания конкурентоспособных и передовых технологий для бизнеса.
В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике………………………………………………………..5
I.1 Источники финансирования инновационной деятельности государством…………………………………………………….10
I.2 Регулирование инновационной деятельности, основные виды и формы…………………………………………………………14
Глава II. Необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Государство выступает в роли своеобразного хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных инновационных проектов. При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в национальном доходе.

Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности науки по следующим причинам:

1. необходимость проведении фундаментальных исследованиях, почти не выполняемых частным бизнесом в связи с длительными сроками проведения, неопределенностью затрат, результатов и сроков, а также из-за того, что результаты фундаментальных исследований не имеют коммерческого значения и риска того, что результаты фундаментальных исследований могут оказаться у конкурентов;

2. необходимость осуществления  масштабных дорогостоящих проектов, для проведения которых у отдельных  фирм может быть недостаточно  средств;

3. необходимость проведения НИОКР в отраслях с высокой долей государственной собственности или в приоритетных для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера, строительство очистных сооружений);

4. необходимость проведения  НИОКР военного значения и  в области разработки космической техники.

Инновации есть своеобразные инвестиции в процесс производства, выражающиеся в виде технических новшеств, изобретений и рационализаторских предложений. Государству это в некоторой степени выгодно и поэтому оно стимулирует инновационную деятельность, предоставляя госзаказы на проведение НИОКР, гранты организациям-исполнителям НИОКР, выделяя средства на развитие и модернизацию опытно-экспериментальной базы и просто формируя благоприятные экономические условия для инновационной деятельности (это включает в себя формирование нормального финансового рынка, законодательное регулирования отношений в инновационной сфере и поощрение экспорта наукоемкой технической продукции).

Бюджетному финансированию присущи следующие принципы:

-получение максимального и социального эффекта при минимуме затрат;

-целевой характер использования бюджетных ресурсов;

-предоставление бюджетных средств фирмам, предприятиям и организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Принципиально новым  в практике последних лет является избирательное частичное финансирование конкретных проектов и формирование состава таких проектов по принципу конкурсности и возвратности. Объектами  прямой государственной финансовой поддержки в инновационной сфере являются:

1. НИОКР оборонного  производства или военного характера,  космические исследования. Результаты  профинансированных оборонных НИОКР  могут быть использованы либо  по прямому назначению, т.е. для  организации и производства новой  техники и вооружений (при этом может преследоваться следующие две цели - поставка новых видов военной техники в действующую армию и экспорт военной техники за рубеж) или запатентованы и также экспортировав за рубеж. Оборонные НИОКР могут также использоваться в производстве необоронной продукции. Это так называемые критические технологии двойного назначения;

2. НИОКР гражданского  назначения, как-то: финансирование  фундаментальных и крупных прикладных  исследований, проводимых академическими  НИО; финансирование непроизводственных НИОКР (в области медицины, строительства очистных сооружений, оказании коммунальных услуг); важнейшие НИОКР, выполняемые на уровне государственных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Разработкой государственной  инновационной программы занимается Правительство Российской Федерации на основании инновационной стратегии, которая в последующем является частью программы социально-экономического развития.

Финансирование инновационной  деятельности подразумевает включение  взаимосвязанных элементов, состоящих в иерархическом подчинении, и специфических функциональных особенностей, а также источников поступления финансовых средств, механизмов контроля, механизмов аккумуляции и  возврата средств, авансированных в инвестиционные процессы.

Любой инновационный проект, включается в государственную инновационную программу после конкурсного отбора. Эти проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, в ходе которой проверяют их новизну и эффективность, как в социально- экономическом, так и в экологическом планах.

Органы государственной  власти субъектов РФ разрабатывают  региональные и межрегиональные  инновационные программы.

При выделении бюджетных  средств на финансирование инновационных  программ и проектов необходимо иметь в виду следующие вопросы. Финансирование на возвратной основе инновационных проектов будет осуществляться в установленном порядке за счет средств, выделяемых на инвестиционные конкурсы, и дополнительных средств не потребует. На финансирование создания и деятельности государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов будет выделяться часть средств, предусмотренных бюджетом на НИОКР и государственные инвестиции.

Государственные расходы на финансирование инновационной деятельности вполне могли бы составлять не менее одного процента от расходной части федерального бюджета.

Введение в действие закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной  политике” требует затрат в пределах тех объемов, которые уже предусмотрены  законодательством. В дальнейшем дополнительные меры по стимулированию инновационной деятельности будут компенсироваться увеличением прибыли при использовании инноваций.

Принятие и введение в действие федерального закона “Об  инновационной деятельности и государственной инновационной политике” ликвидирует пробел в правовом поле по данной проблеме, а главное - будет способствовать повышению доли высококачественной отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, увеличению доходов предприятий и организаций, увеличению числа рабочих мест, повышению жизненного уровня населения страны.

В качестве важнейшего обобщающего  показателя, позволяющего определить конечный результат деятельности в  сфере инноваций, выступает рост отдачи финансов от реализации инновационных проектов.

Финансирование инновационной  деятельности по своей сути представляет собой деятельность по привлечению, последующему использованию и распределению  капитала, а также по управлению на рынке рисковых вложений.

По своей сути финансовое обеспечение отражается в функциональных направлениях воздействия сферы финансов на инновационную деятельность с позиции таких отношений, как воспроизводство, распределение и контроль.

Если говорить о воспроизводственной  функции, то тут речь идет о том, что  финансовые ресурсы становятся стимулом для движения инвестиционного капитала на всех стадиях оборота инновационных инвестиций.

 

Список литературы:

  1. Александров И.М., Бюджетная система Российской Федерации. - 2-е изд. , 2007. - 486 с.
  2. Грязнова А.Г., Финансы. 2012.- 496с.
  3. Государственные и муниципальные финансы. (Учебник) /Под общ. ред. Мацкуляка И.Д. , 2007.- 640с.
  4. Мысляева И.М., Государственные и муниципальные финансы. - 2-е  изд., 2007.-360с.
  5. Николаева Т.П., Бюджетная система Российской Федерации. 2006. - 225с.
  6. Омирбаев С.М., Государственный бюджет. 2011.- 632с.

 

Интернет источники:

  1. http://www.rae.ru/forum2012/238/1698
  2. http://www.finman.ru/articles/2004/3/2299.html

 

 

 

 

 




Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций