Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:11, курсовая работа
Актуальность работы. Инновационное развитие является приоритетным и стратегически важным направлением для нашей страны. Структура и методы финансирования научно-технических исследований и разработок – это основополагающие элементы всего механизма становления инновационной экономики, необходимый «материал» для создания конкурентоспособных и передовых технологий для бизнеса.
В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике………………………………………………………..5
I.1 Источники финансирования инновационной деятельности государством…………………………………………………….10
I.2 Регулирование инновационной деятельности, основные виды и формы…………………………………………………………14
Глава II. Необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………..26
При формировании государственного бюджета каждый год учитывается финансирование инновационных проектов государством, по соответствующим разделам классификации, в частности на реализацию высокоэффективных проектов на конкурсной основе. При финансировании приоритетных инновационных проектов государство выступает в качестве своеобразного хозяйствующего субъекта. Заинтересованность правительства в инновациях ввиду необходимости проведения фундаментальных исследований, которые почти не выполняются частным бизнесом из-за длительного срока реализации, а также неопределенности результатов и затрат на реализацию.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:
а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;
б) финансового обеспечения
перспективных инновационных
К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.
К инновационным программам,
на осуществление которых
-право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;
-срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);
- государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;
Инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.
В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
- бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
-средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются министерствами, федеральными и региональными органами управления;
- собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);
- денежные средства различных типов коммерческих финансовых структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т.п.);
- кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
- иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
- средства национальных и зарубежных научных фондов;
- частные накопления физических лиц.
Порядок финансирования инновационных проектов в каждом конкретном случае имеет свою специфику и непосредственно связан с характером внедряемых инноваций.
I.2 Регулирование инновационной деятельности, основные виды и формы.
Существенной движущей силой инновационных процессов во многих странах является государственное регулирование. Правительственная политика, законодательство могут значительно активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных форм
собственности в различных отраслях и сферах, вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий.
Инновационная политика
— часть социально-
-поиска оптимальных путей развития общества;
-выявления перспективных отраслей и производств, их финансовой поддержки;
-экономического регулирования инновационных процессов;
-организационного, правового и иного обеспечения скорейшего внедрения в сферу производства и услуг достижений науки и техники.
Цель государственной инновационной политики — развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализация важнейших социальных задач в обеспечение структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.
Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения. Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности :
- организационное,
- экономическое,
- финансовое,
- нормативно-правовое.
Регулирование осуществляется на базе инновационных прогнозов, стратегий, государственных инновационных программ, инновационных проектов, инновационных фондов, страхования инновационных рисков.
Для управления процессами разработки и реализации инновационных проектов важную роль играют федеральные целевые программы (ФЦП). Эти программы концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов. К основной задачей ФЦП является развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России. ФЦП обеспечивают поддержку высокоэффективных инновационных проектов на основе выделения приоритетных направлений развития науки и техники, перечня критических технологий федерального уровня, выделения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства.
Следующий уровень государственного
регулирования инновационной
В современных условиях в России центральную роль в создании новой инновационной политики играет федеральное правительство. При этом государство реализовывает свою политику одновременно по трем направлениям:
-обеспечение инноваторов финансовыми ресурсами;
-создание обеспечивающих продвижение инновации систем маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных «рисковых» компаний и банков, бирж технологий, а также формирование благоприятной инфраструктуры рынка, включая государственные (федеральные и региональные) программы создания наукоградов (технополисов), технопарков, свободных экономических зон и т. д.;
- выработка единых
цивилизованных правил и
Государственное регулирование
инновационной деятельности может
проявляться и в форме
Экономическими факторами государственного регулирования инновационной деятельности, способствующими созданию, освоению и распространению инноваций, являются такие, как развитие рыночных отношений, активизация предпринимательства, пресечение недобросовестной конкуренции, проведение налоговой политики и политики
ценообразования, способствующих
росту предложения на рынке инноваций,
создание выгодных налоговых условий
для ведения инновационной
Организационное регулирование государством инновационной деятельности проявляется не только в поддержке инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы, а также отдельных значительных инновационных проектов, но и в государственном содействии развитию инновационной инфраструктуры, кадровой поддержке инновационной деятельности, содействии подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность. Государство также морально стимулирует инновационную деятельность (например, присвоением звания Заслуженный новатор РФ Указом президента РФ). Важным фактором организационного регулирования инновационной деятельности является также информационная поддержка государством инновационной деятельности( например, обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п. ).Государство также содействует интеграционным процессам в инновационной сфере, расширению взаимодействия субъектов РФ и развитию международного сотрудничества в этой сфере, защищает интересы российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
Финансовое регулирование государством инновационной деятельности основано на проведении бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов.
Государство создает
законодательные условия для
активизации инновационной
Глава II. Необходимость финансирования инновационной деятельности из
централизованных источников
В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности".
В целом все источники финансирования инновационной деятельности принято подразделять на:
-централизованные (бюджетные или государственные)
-децентрализованные (внебюджетные или коммерческие).
К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Среди вышеперечисленных источников федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Через бюджет перераспределяется до 30-40% совокупного дохода в рамках страны, полученный владельцами средств производства. Государством из бюджета осуществляется выделение средств на поддержание объектов ГРЭ. Объекты ГРЭ - это такие явления и механизмы общественной жизни, функционирование которых не обеспечивается коммерческим сектором экономики надлежащим образом по причинам малой рентабельности. В соответствии с законом РФ "О науке и научно-технической политике" на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактически, процесс выделения средств осуществляется не из бюджета как такового (бюджет - это всего лишь это форма образования и расходования денежных средств), а из так называемого бюджетного фонда (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана, основного финансового документа страны). "Бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете по соответствующим разделам функциональной классификации, в частности, на осуществление высокоэффективных проектов, размещаемых на конкурсной основе. Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов РФ и другие российские юридические лица, которые являются агентами Правительства РФ" .В соответствии с законодательством, основными источниками доходов бюджета являются: налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. В некоторых случаях, в частности, на проведение научно-исследовательских работ прикладного характера, расходуются средства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы за землю. Данные доходы перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частными фирмами. Средства, получаемые от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением военной реформы и реализацией различных целевых программ.
Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций