Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить особенности деятельности и структуру фонда обязательного медицинского страхования. Данная цель предполагала постановку и решение следующих задач:
- исследовать сущность обязательного медицинского страхования и особенности его функционирования;
- уточнить цели и задачи федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- рассмотреть вопросы финансирования федерального фонда обязательного медицинского страхования
- провести анализ состояния и тенденций развития фонда обязательного медицинского страхования РФ;
- раскрыть основные проблемы функционирования системы обязательного медицинского страхования в России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….….3
Глава 1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ: принципы организации и источники формирования ………….6
1.1. Цели, задачи и принципы федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ….………………………….……..6
1.2. Источники формирования бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ.………….……….9
1.3. Основные направления расходования средств федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ…………………14
Глава 2. Динамика бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования в современных условиях развития РФ………………………………………………………………..…18
2.1. Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ с 2008 по 2010 год …..………………..………..18
2.2. Тенденции развития фонда обязательного медицинского страхования РФ…………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………...…..28
Список использованных источников и литературы……………….. …………31

Файлы: 1 файл

Федеральный ФОМС.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

В бюджете ФФОМС  на 2008 год установлен общий объем средств Фонда, направляемых в 2008 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в сумме 108 726 219,0 тыс. рублей, из них размер субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 41 823 300,0 тыс. рублей и объем средств из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в сумме 66 902 919,0 тыс. рублей, в том числе на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2006 году отдельным категориям граждан 32 002 668,5 тыс. рублей.

Расходы Фонда в 2008 году составили 172 423 480,5 тыс. рублей.

Остатки средств  на 1 января 2008 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате их неполного использования в 2007 году направлены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на завершение расчетов в первом квартале 2008 года по заключенным в 2007 году договорам на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия средств на указанные цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.

Фонд в 2008 году направил средства в сумме 290 600,0 тыс. рублей, выделенные из федерального бюджета, на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей7.

25 ноября  на 259-м  заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Доходы бюджета  Фонда на 2010 год установлены в  размере 105,85 млрд. рублей, расходы — 110,85 млрд. рублей. Бюджет Фонда на 2010 год утверждается с дефицитом в размере 5,0 млрд. рублей, источником финансирования которого определены остатки средств бюджета по состоянию на 1 января 2010 года.

Бюджет Фонда  на плановый период 2011 и 2012 годов сбалансирован  по доходам и расходам и характеризуется следующими показателями:

в 2011 году — 268,60 млрд. рублей;

в 2012 году — 298,05 млрд. рублей.

Доходная часть  бюджета Фонда сформирована с  учетом норм Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  и  территориальные  фонды  обязательного  медицинского страхования", заменяющего с 1 января 2010 года единый социальный налог страховыми взносами на обязательное медицинское страхование в части Фонда и предусматривающего изменение размера тарифа страховых взносов. На 2010 год устанавливается тариф равный действующей ставке ЕСН - 1,1%, а с 2011 года увеличивается до 2,1% с ограничением для отдельных категорий плательщиков на 2011 - 2012 года - 1,1%, на 2013 - 2014 года - 1,6%.

Расходы бюджета  Фонда запланированы на следующие  цели за счет средств обязательного  медицинского страхования:

1) на ежемесячные  дотации в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее — территориальные фонды ОМС) на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2010 год в сумме 85,69 млрд. рублей без увеличения к объемам, утвержденным на 2009 год. Методика распределения дотаций и распределение дотаций на 2010 год по субъектам Российской Федерации были одобрены на заседании Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации 17 сентября 2009 год.

2) на формирование  нормированного страхового запаса  в 2010 году - в сумме 2,35 млрд. рублей.

Нововведением для  бюджета Фонда является закрепленное право Фонда устанавливать размер средств нормированного страхового запаса Фонда, переходящих на 2011 год, что положительно оценивается Комитетом как альтернатива ситуации, возникшей в 2009 году со срочным изъятием части средств страхового запаса для установления остатков средств бюджета Фонда в качестве источников финансирования дефицита бюджета 2010 года.

3) на оплату  медицинских услуг, оказанных  женщинам в период беременности  и родов, послеродовом периоде  и по дополнительному диспансерному  наблюдению ребенка в течение  первого года жизни (трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации) в сумме 17,5 млрд. рублей в 2010 году.

В целях реализации задачи Бюджетного послания о необходимости перехода к режиму жесткой экономии бюджетных  средств оптимизированы расходы  бюджета Фонда в 2010 году на международные культурные, научные и информационные связи, на переподготовку и повышение квалификации кадров, административно-управленческие расходы, а также расходы на выполнение научно-исследовательских работ и на информатику. Общее сокращение данных расходов по сравнению с утвержденным плановым периодом 2010 года составит 20,3 млн. рублей. Расходы по статье «Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов» составят в 2010 году 0,29% от собственных доходов Фонда. При этом впервые частью 7 статьи 5 Федерального закона определено право Фонда осуществлять в установленном им порядке направление средств на предоставление работникам Фонда единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

 

 

2.2. Тенденции  развития  федерального фонда  обязательного  медицинского страхования  РФ

 

Перспективы развития фондов ОМС видится реализовать по нескольким основным направлениям.

1. Увеличение финансирования отрасли  здравоохранения. В сценарии инновационного развития в условиях высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение не только государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы - до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз.

2. Пересмотр законодательства в  области тарифов отчислений в  социальные фонды в сторону  увеличения тарифа на ОМС.

3. Формирование новых подходов для планирующегося значительного взноса денег в систему ОМС (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация нацпроектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей - введение накопительных счетов граждан России.

4. Принятие закона о государственных  гарантиях оказания гражданам  РФ бесплатной медицинской помощи. При этом, ответственность за  финансовое обеспечение финансовых  обязательств государства в сфере  здравоохранения возлагается на систему ОМС, в которой концентрируется большая часть финансовых ресурсов.

5. Обеспечение сбалансированности  объемов медицинской помощи Базовой  программы ФОМС с ее финансовыми ресурсами.

Механизмы осуществления этого  важного перспективного направления следующие:

  • отказ от регрессивной шкалы налогообложения фонда оплаты труда налогоплательщика и переход к плоской шкале налогообложения фонда оплаты труда, независимо от размеров оплаты труда;
  • установление четких требований к размеру и механизмам уплаты страховых взносов за неработающее население, вносимых из региональных бюджетов;
  • установление единого порядка определения субсидий и дотаций регионам не только из средств ФОМС, но и федерального бюджета.
  • увеличение доли государственного финансирования здравоохранения в ближайшие годы не менее чем в 2,5 раза.
  • 6. Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи:
  • отказ от методов сметного финансирования сети медицинских организаций;
  • переход от метода ретроспективного возмещения расходов на медицинскую помощи (метод "зарабатывания"), не позволяющего достаточно четко контролировать затраты, к методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской помощи, сориентированных на конкретный результат по критериям доступности и качества оказанной МП;
  • в первичной медико-санитарной помощи - сочетание подушевого метода финансирования прикрепленного населения с ориентацией на заинтересованность медицинских работников в улучшении показателей здоровья населения, доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи.

7. Повышение управляемости отрасли  через систему ОМС.

В настоящее время обсуждается  вопрос о возврате к практике заключения трехсторонних соглашений между  Минздравсоцразвитием России, ФФОМС и главами администраций субъектов РФ, что позволит оптимизировать направление субвенций территориям и возобновит управляемость отрасли через внебюджетную финансовую систему.

8. Осуществление действенного государственного  регулирования платных медицинских услуг.

Государственное регулирование платных  услуг предполагает осуществление  следующих давно назревших действий, таких как четкое определение перечня медицинских услуг, превосходящие медицинскую помощь в рамках государственных гарантий, которые могут быть получены гражданами на платной основе. Во всех странах с развитым общественным здравоохранением население оплачивает часть стоимости медицинской помощи. Доля личных расходов в совокупных расходах на здравоохранение варьируется от 10 до 30% при среднем показателе 24%. Напомним, что у нас этот показатель приближается к 50% - и это при значительно более низкой зарплате.

9. Совершенствование деятельности медицинских организаций.

В финансировании медицинских организаций  из государственных источников планируется реализация принципа "деньги следуют за пациентом". Это означает концентрацию 80-90% государственных средств в системе ОМС и финансирование медицинских учреждений по результатам их работы. Из бюджета целесообразно финансировать лишь наиболее дорогостоящие высокотехнологичные виды помощи, а также часть социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в стационарных условиях).

Для усиления стимулов медицинских  учреждений к повышению эффективности  их работы, необходимо предоставить им больше хозяйственной самостоятельности. Для этого необходимо законодательно закрепить статус автономного медицинского учреждения.

Изменение системы оплаты труда  медицинским работникам - давно назревшая  необходимость. На ближайшую перспективу  коэффициент увеличения заработной платы медицинским работникам должен составить 2,5-3 по сравнению с существующим на сегодня уровнем. Необходимо реализовать действенное стимулирование эффективной работы медицинского персонала, а значит существенная дифференциация оплаты в зависимости от объема и качества оказанных услуг.

Обеспечение полностью бесплатного  лекарственного лечения в условиях стационара. Больные не должны приходить  в больницу со своими лекарствами - предоставление всех лекарств, включенных в стандарт лечения, должно стать бесспорной обязанностью больницы. Одновременно планируется существенно расширить число льготников по амбулаторному лечению (по рецептам врачей), охватив соответствующими программами всех детей и пенсионеров.

Согласно перспективам, в структуре государственных расходов на медицинскую помощь, возрастет доля амбулаторно-поликлинической помощи с 30% в 2009 г. до 50% в 2020 г.; медицинской помощи в дневных стационарах - с 3 до 8%. Доля стационарной помощи снизиться с 61 до 37%. В составе расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь доля услуг участковой службы повысится с 30 до 65-70%.

Без крупных дополнительных вливаний в отрасль практически не удастся  обеспечить приемлемый уровень качества гарантируемой государством медицинской  помощи. Даже если получится с помощью медико-экономических стандартов внедрить в практику действительно менее затратные и клинически эффективные медицинские технологии, трудно ожидать, что размер экономии превысит 10-20%. Между тем сегодня население, как отмечалось выше, покрывает 40-45% совокупных расходов на медицинскую помощь. А значит, сохранится весьма значительный разрыв между приемлемыми стандартами качества медицинской помощи и реальными возможностями их обеспечить.

10. Гражданин, как основное заинтересованное лицо в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи достойного качества.

С точки зрения пациента все эти  изменения важны только тогда, когда  они реально улучшают его положение  в системе ОМС: не нужно платить  за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит высокое качество медицинской помощи. С точки зрения общества административные затраты на ОМС станут окупаться, если эта система будет вносить существенный вклад в повышение эффективности функционирования здравоохранения.

Особенно важно привлечь население  к различным формам общественного  контроля за деятельностью медицинских  учреждений. С этой целью необходимо начать создание общественных советов в медицинских организациях. Они призваны обеспечить максимальную гласность в отношении показателей деятельности учреждений (в том числе и выбор некоторых показателей), исключить чрезмерную их коммерциализацию, привить прозрачные формы распределения поступлений от платных форм обслуживания.

Столь же важно развитие общественных организаций, способных участвовать  в определении приоритетных направлений  развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации уже давно существуют.

Информация о работе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ