Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:29, реферат
В работе остановимся на рассмотрении вопроса, касающегося фундаментальной основы данного феномена, который еще называют спортом высших достижений – финансировании профессиональных клубов, атлетов, тренеров. Поговорим также о спросе на спортивных менеджеров, которых пытается готовить отечественная система физкультурно-спортивного образования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансирование профессионального спорта в России……...………..4
1.1. Профессиональный спорт в экономически развитых странах.4
1.2. Финансирование спорта в зарубежных странах………………6
2.Анализ расходов федерального бюджета на финансирование спорта..8
2.1. Расходы федерального бюджета………………………….….14
2.2 Иные расходы……………………………………...…………..17
3.Перспективы финансирования российского спорта………………....19
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..21
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Финансирование профессионального спорта в России……...………..4
1.1. Профессиональный спорт в экономически развитых странах.4
1.2. Финансирование спорта в
2.Анализ расходов
2.1.
Расходы федерального бюджета……
2.2 Иные
расходы……………………………………...…………..
3.Перспективы финансирования российского спорта………………....19
Введение
В течение последних двух десятилетий в России сложилась определенная система профессионального спорта, имеющая свои характерные черты, нюансы и специфические особенности. Становая конструкция коммерческого спорта , возведенная за эти годы, получилась не особенно гармоничной, со своими диспропорциями и перекосами.
Не будем анализировать во всем своем многообразии такое объемное явление, как российский профессиональный спорт. Остановимся лишь на рассмотрении вопроса, касающегося фундаментальной основы данного феномена, который еще называют спортом высших достижений – финансировании профессиональных клубов, атлетов, тренеров. Поговорим также о спросе на спортивных менеджеров, которых пытается готовить отечественная система физкультурно-спортивного образования.
1 Финансирование профессионального спорта в России
Российский профессиональный спорт стоит особняком от общепринятой и распространенной бизнес-модели. Пропорции по группам финансирования в отечественном спорте совершенно иные. Продажа прав трансляций, соревнований и доходы от тиккетинга в российских игровых видах спорта (основными из которых являются футбол, хоккей, баскетбол, волейбол) в процентном соотношении в 2-3 раза уступают европейским и американским.
И это при том, что стоимость атлетов, тренеров и их зарплата вполне сопоставимы по своим размерам.
Для стороннего наблюдателя возникает почти неразрешимая проблема – каким образом работает российский спортивный бизнес, если его затраты кратно превышают получаемые доходы, а спрос на услуги коммерческого спорта явно ниже соответствующего предложения?
По всем канонам предпринимательской деятельности глубоко убыточный бизнес существовать не может, если не происходит «срезание костов» (то есть радикальное снижение издержек по всем направлениям), не открываются новые перспективы получения прибыли, то бизнес идет к своему неизбежному концу – банкротству.
1.1 Профессиональный спорт в экономически развитых странах
Профессиональный спорт в экономически развитых странах представляет собой разветвленную систему бизнеса, которая функционирует на рыночных принципах. Это положение означает, что спрос на зрелища и имидж профессиональных атлетов, существующий в среде болельщиков и массового потребителя, удовлетворяется участниками спортивных рынков на основе адекватного предложения и равновесных цен. При этом основными каналами финансирования профессионального спорта являются:
- продажа прав на показ зрелища (спортивного соревнования, церемоний награждения, открытий и закрытий игр и т.д.), реализуемая в виде продажи абонементов, билетов, прав трансляции вещателям всех типов;
- поступления от рекламы любого вида (в местах соревнований, по индивидуальным и коллективным контрактам клубов, атлетов, федераций, Олимпийского комитета и проч.);
- от продажи атрибутики с индивидуальными признаками (клубными цветами, логотипами, рекламой спонсоров);
- от осуществления прочих видов коммерческой деятельности.
1.2. Финансирование спорта в зарубежных странах
Однако зарубежные экономисты зря ломают голову над парадоксом, как россияне, со среднемесячной заработной платой в 500-600 евро могут обеспечивать некоторым легионерам (например, камерунцу Этоо) дневной доход в 2 млн. руб. Найти нечто подобное, скажем, в Финляндии, Швеции или Норвегии невозможно. И это несмотря на то, что средняя месячная зарплата жителей Скандинавии превышает российскую в 7-8 раз.
В чем же причины такого странного и сюрреалистического явления, как российский профессиональный спорт, в котором нет ни одного прибыльного клуба, но где существуют огромные зарплаты и бонусы?
Основных причин две и каждая из них имеет свои корни и предысторию:
- первая причина того, что отечественный профессиональный спорт живет не по средствам, коренится, как ни странно, в российской налоговой системе, согласно которой все физические лица платят налог в бюджет по единой ставке в 13%, вне зависимости от величины дохода.
На заре становления рыночной экономики, в начале 1990-х гг., в нашей стране несколько лет существовала прогрессивная шкала налогообложения, но от нее быстро отказались в связи с неспособностью государственных налоговых органов собирать необходимые платежи. Повальный уход от налогов лиц с высокими доходами проложил путь к единой ставке налогообложения, которая, в свою очередь, стала основой для быстрого наращивания капитала многими предпринимателями. В результате этого процесса произошла значительная дифференциация общества по доходам.
При этом олигархам понадобились весьма дорогие игрушки – спортивные клубы, которые бы могли тешить их самолюбие и служить инструментом самореализации.
Если оставить в стороне морализаторский момент и этические оценки происшедшего, то можно сделать вывод о неустойчивости данной модели профессионального спорта, зависящего от капризов, сиюминутных желаний и финансового состояния отдельных индивидов;
- вторая причина искаженного функционирования системы финансирования профессионального спорта в России – государственное вмешательство. В данном аспекте можно выделить два направления:
Прямое финансирование профессиональных спортивных клубов и отдельных атлетов из бюджетов краев, республик, областей и муниципальных образований;
Косвенное финансирование элитного спорта через государственные корпорации – Газпром, Роснефть, ВТБ, Транснефть, РЖД и некоторые другие.
Контрольные пакеты указанных компаний принадлежат государству и полностью контролируются правительством. Таким образом, мы видим, что государство в лице своих главных персон осуществляет моральную и финансовую поддержку профессионального спорта на самом высоком уровне.
Весьма показательными примерами в этой сфере являлись обращения некоторых спортивных клубов по игровым видам спорта непосредственно к В.Путину с просьбой о срочной финансовой поддержке. И такая помощь неизменно оказывалась. Десятки миллионов рублей поступали на счета клубов-банкротов и ситуация вновь возвращалась на круги своя.
С позиций спортивного
менеджмента сложившиеся
- снижение посещаемости стадионов и спортсооружений болельщиками. При этом зрительская аудитория спорта высших достижений на телевидении также будет понемногу сокращаться. Этот вектор является результирующей величиной сразу многих сил, которые действуя в совокупности, обусловливают ухудшение ситуации. Не будем вдаваться в детали, отметим лишь, что здесь имеются в виде этические особенности, когда на футбольный газон, ледовую площадку или баскетбольный паркет выходят исключительно миллионеры (В прошлом году Б.Обама назвал спорящих владельцев спортклубов и профессиональных атлетов «спором миллиардеров с миллионерами»). Немаловажную роль также сыграют факторы старения населения, ухудшения экономической ситуации в стране, неуверенности людей в завтрашнем дне и т.д.
- сдувание финансового пузыря на рынках профессионального спорта может происходить достаточно быстро – вспомним, например, крах «Кирх-Медиа» и серьезному кризису в немецкой Бундеслиге, когда профессиональным игрокам приходилось самим оплачивать свой проезд к местам соревнований и платить за отели из собственного кармана.
Экономические трудности в еврозоне, снижение спроса и цен на нефть, газ и другие сырьевые товары, может быстро и больно ударить по российскому бюджету, госкорпорациям и профессиональному спорту, который не готов к развитию событий по негативному сценарию. Попав в ситуацию резкого снижения экспортных доходов, российское правительство вынуждено будет резать по живому как в социальной сфере, так и в профессиональном спорте. Политика секвестирования и затягивания поясов породит волну банкротств профессиональных клубов, их реструктуризацию и переход на рыночные принципы функционирования.
К описанным нами нерадужным перспективам следует добавить еще один штрих – низкую квалификацию спортивных менеджеров. Понятно, что в текущем состоянии status quo менеджерам профессионального спорта нет нужды особо напрягаться и зарабатывать везде, где только можно. Найдите такого чудака, который будет искать способ заработать для клуба 100 тыс. руб. в месяц, если областная администрация или госкорпорация просто дает 20 или 30 млн. руб. В такой нерыночной среде кто угодно расслабится.
Надо ли говорить, что если современным спортивным менеджерам в России не надо активно и творчески трудиться, привлекая денежные средства по всем возможным каналам, то и спроса на этих самых менеджеров нет. Выпускники физкультурных вузов, получивших диплом по специальности (или специализации) спортивный менеджмент, могут рассчитывать лишь на работу в таких конкурентных областях, как фитнес или торговля спортивными товарами. В коммерческом спорте России, в топ-клубах и федерациях им места нет.
Как же будут развиваться события в ближайшие годы и будет ли что-то меняться в финансовой модели отечественного профессионального спорта?
Перемены неизбежны и даже неотвратимы. Вопрос только в скорости трансформационных процессов, радикальности и болезненности
2 .Анализ расходов федерального бюджета на финансирование спорта
Расходы федерального бюджета на физическую культуру и спорт ежегодно составляют 45−50 миллиардов рублей, а общие расходы бюджетов бюджетной системы на физическую культуру и спорт достигают примерно 180 миллиардов рублей. То есть средства федерального бюджета — это четверть соответствующих расходов всех бюджетов.
Далее, чтобы лучше понять систему финансирования, важно определить полномочия каждого уровня. Если коротко, то к федеральным полномочиям в первую очередь относится реализация мероприятий, направленных на развитие спорта высших достижений, — это подготовка и участие в международных и российских соревнованиях наших спортсменов, а развитие физической культуры и массового спорта относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Этому принципу распределения полномочий в целом соответствуети финансирование сферы спорта и физической культуры, из 50 миллиардов рублей федеральных средств 35 миллиардов приходится на реализацию федеральных полномочий по развитию спорта высших достижений. Существенная часть этих расходов осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и идет на подготовку спортивной инфраструктуры.
Ежегодно около 8 миллиардов рублей выделяется на строительство спортивных объектов федерального значения, у нас есть современные базы в Новогорске, Парамоново, на озере Круглом. Благодаря усилиям в первую очередь Министерства спорта в стране создана инфраструктура для подготовки спортсменов высокого класса. Теперь по многим видам спорта нет необходимости использовать зарубежные базы. Хотя, к сожалению, по-прежнему велики транспортные и другие расходы на подготовку в России членов сборных команд, олимпийцев. Например, размещение наших горнолыжников в Сочи во время учебно-тренировочных сборов иногда стоит дороже, чем в Австрии, да и цены на авиабилеты до столицы зимних.
Олимпийских игр 2014 года, как правило, выше, чем оплата перелета за рубеж. Поэтому спортивные федерации, непосредственно отвечающие за подготовку спортсменов, ищут возможности сэкономить, предпочитая нашим центрам подготовки спортсменов зарубежные.
Что касается спортивных баз, то некоторые из них существуют в форме федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов), но в настоящий момент прорабатывается вопрос их перевода в статус федеральных государственных учреждений (ФГУ), бюджетных или автономных, что позволит отчасти изменить принцип финансирования подготовки спортсменов. Сегодня, несмотря на то что за подготовку спортсменов отвечают спортивные федерации, в федеральном бюджете предусмотрены как субсидии этим федерациям, так и субсидия государственному учреждению «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд», которое фактически лишь координирует вопросы подготовки в рамках так называемого Единого календарного плана всероссийских и международных соревнований Минспорта России (ЕКП).
Информация о работе Финансирование профессионального спорта в России