Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:29, реферат
В работе остановимся на рассмотрении вопроса, касающегося фундаментальной основы данного феномена, который еще называют спортом высших достижений – финансировании профессиональных клубов, атлетов, тренеров. Поговорим также о спросе на спортивных менеджеров, которых пытается готовить отечественная система физкультурно-спортивного образования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансирование профессионального спорта в России……...………..4
1.1. Профессиональный спорт в экономически развитых странах.4
1.2. Финансирование спорта в зарубежных странах………………6
2.Анализ расходов федерального бюджета на финансирование спорта..8
2.1. Расходы федерального бюджета………………………….….14
2.2 Иные расходы……………………………………...…………..17
3.Перспективы финансирования российского спорта………………....19
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..21
В то же время, учитывая полномочия Министерства спорта в части осуществления государственной политики в сфере спорта высших достижений, нет препятствий для формирования государственного задания напрямую учреждениям, ответственным за подготовку спортсменов, — спортивным базам. Для этого необходимо изменить организационно-правовую форму ФГУПов, реорганизовав их в ФГУ. Такое нововведение позволит сократить затраты на подготовку спортсменов и поможет содержать инфраструктуру спортивной подготовки в должном состоянии, поскольку субсидии на государственное задание предполагают в том числе возмещение расходов учреждения, связанных с содержанием недвижимого и особо ценного движимого имущества. Кроме того, это позволит перейти от механизма предоставления субсидий общероссийским спортивным федерациям на подготовку спортсменов к прямым субсидиям подведомственным учреждениям на реализацию мероприятий по организации и проведению спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, предусмотренных ЕКП, что обеспечит адресность и целевой характер использования бюджетных средств, а также четче разграничить ответственность и полномочия спортивных федераций и государства в вопросах подготовки российских спортсменов.
Вообще сегодня на
Существенную долю в общей структуре расходов федерального бюджета на спорт высших достижений составляют расходы на проведение особо значимых спортивных мероприятий, прежде всего на подготовку к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, Универсиаде-2013 в Казани и другим крупным соревнованиям. Так, в проекте федерального бюджета мы предусмотрели в 2013 году субсидию в размере 8,5 миллиарда рублей АНО «Оргкомитет „Сочи-2014“». Будут расходы, связанные с подготовкой к тестовым мероприятиям на олимпийских объектах, проведением в 2013 году чемпионата мира по легкой атлетике и Кубка мира по регби-7 в Москве, Всемирных игр боевых искусств в Санкт-Петербурге. В 2012 году расходы были другие: 2,5 миллиарда рублей — на премии олимпийцам, один миллиард — на подготовку к международным соревнованиям «Дети Азии».
Это кроме ежегодно выделяемых 8 миллиардов рублей на строительство спортивных объектов и еще 10 миллиардов на реализацию уже упомянутого ЕКП. В связи с подготовкой к Всемирной универсиаде в 2013 году около 3 миллиардов рублей в 2012 году и около 4 миллиардов в 2013 году предусмотрено Республике Татарстан и т. д.
Расходы на особо значимые мероприятия всегда разные. Так, в период 2009−2011 годов существенные средства выделялись той же Казани на софинансирование строительства спортивных объектов, были бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры. Кстати, я только что вернулся из командировки в Казань и не могу не отметить высокий уровень готовности республики к универсиаде: на большинстве объектов уже сейчас проводятся чемпионаты мира и Европы. Так, только в августе — сентябре прошли сразу три крупных спортивных мероприятия мирового уровня.
Кроме того, хороший задел сделан для использования созданной инфраструктуры для развития массового спорта. Поскольку все объекты удачно встроены в городскую инфраструктуру, уже сейчас на базе построенных спортивных центров работают детские и юношеские спортивные школы, занимаются спортом жители города. Если продолжить начатую линию на эффективное использование объектов, подключая возможности для их коммерческой загрузки, есть основания думать, что после окончания универсиады содержание всего того, что построено, не станет тяжким бременем для республики и федерального бюджета.
К слову, существенные расходы на строительство олимпийских объектов для игр в Сочи проходят через Минрегион России и не отражаются в бюджете как расходы на спорт. Но ведь очевидно, что основная часть спортивных объектов, построенных в Сочи и на Красной Поляне, в горном кластере, тоже инвестиции в развитие спорта, причем и массового, и спорта высших достижений.
Вообще сейчас расходы на спорт растут год от года. Я бы не сказал, что расходы на спорт растут радикально, но стал более выраженным их целевой характер, и Минфин тесно взаимодействует с Минспортом для того, чтобы каждая копейка приносила отдачу.
Взаимодействуем в части совершенствования нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта. За последний год дважды вносились изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте», соответственно были затронуты вопросы полномочий властей разных уровней в данной сфере, структура и механизмы расходования средств федерального бюджета на физическую культуру и спорт.
Сейчас активно работают над проектом другого федерального закона — о проведении чемпионата мира по футболу 2018 года.
В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации он должен быть принят не позднее середины 2013 года, но мы ожидаем, что это произойдет раньше. В начале сентября принято постановление Правительства РФ, в соответствии с которым уже в этом году начнется проектирование стадионов для чемпионата мира, на которое выделен один миллиард рублей и около пяти миллиардов предусмотрено на цели подготовки к чемпионату, и в первую очередь на завершение проектных работ в проекте бюджета на 2013 год.
Кроме того, совместно с Минспортом обсуждают нормативно-правовые акты, связанные с исполнением федерального бюджета, закладывая основы для дальнейшей продуктивной работы. Что касается проекта бюджета на 2013 год и плановый период, то у нас уже практически нет разногласий. Наоборот, есть полное взаимопонимание относительно того, как планировать финансовые ресурсы и расходы на спорт, как расставлять приоритеты.
Сегодня все страны тратят значительные суммы на спорт высших достижений, и это особенно заметно во время Олимпийских игр, когда идет неофициальное соперничество в общекомандном зачете. При этом за рубежом велика роль домохозяйств в процессе финансирования, особенно в некоторых странах Западной Европы. Хотя и наш средний класс уже давно тратит деньги не только на товары первой необходимости, но и активно инвестирует в свое будущее, в том числе в занятия физкультурой и спортом.
В России в спорт высших достижений большие средства вкладывают спонсоры, это видно на примерах футбола или хоккея. Но во многих зарубежных странах их вклад еще больше. Так, в США и Англии большая часть, если не все расходы на транспорт и проживание сборных команд на Олимпийских играх, обеспечена за счет средств спонсоров. В России же спонсоры, как правило, поддерживают отдельные спортивные клубы или команды зрелищных видов спорта, а проезд и проживание оплачивается из федерального бюджета. Сейчас при согласовании смет на проведение крупных соревнований в России мы просим Минспорт представлять финансово-экономические обоснования с учетом всех источников финансирования, включая внебюджетные, и в первую очередь спонсорские деньги. Поскольку большинство крупных спортивных соревнований — это еще и зрелищные мероприятия, доходы от продажи билетов надо обязательно учитывать и активнее привлекать спонсоров.
Вместе с тем за рубежом и сами спортсмены часто «инвестируют» в спорт. Например, в США, до того как спортсмен добьется каких-то значительных результатов, учебно-тренировочные сборы, транспорт, экипировку ему приходится оплачивать самостоятельно. А в России тренировочный процесс и участие спортсменов в соревнованиях могут полностью обеспечиваться за счет бюджетных средств. В Южной Корее достаточно много вкладывается в подготовку спортивного резерва и юных спортсменов ведут, что называется, до медалей. Но при этом существует и жесткий отбор, даже иногда слишком жесткий. Например, в случае травмы или провала на соревнованиях спортсмен может быть исключен из сборной, на смену ему приходят более успешные и удачливые. Хотя должен признаться, что мы мало внимания уделяем изучению международного опыта в части развития физкультуры и спорта, структуры финансового обеспечения деятельности в данной сфере. Это наша недоработка, которую обязательно исправим в ближайшее время вместе с коллегами из Минспорта России.
А вот что касается сумм или, точнее, объемов финансирования физической культуры и спорта в общих расходах бюджетов разных стран, то Россия здесь точно в числе лидеров в хорошем смысле. Доля расходов на физкультуру и спорт в общих расходах консолидированного бюджета составляет примерно 0,3 процента, в то время как в большинстве ведущих стран, с которыми обычно мы конкурируем на спортивных соревнованиях, эта доля не превышает 0,1−0,2 процента.
2.1 Расходы федерального бюджета
Вместе с ростом реальных доходов населения люди смогут тратить больше денег на здоровый образ жизни, на физкультуру и спорт.
Таблица 2.1 Расходы бюджетов бюджетной системы на физическую культуру и спорт, млрд руб.
№ п/п |
Наименование |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Физическая культура и спорт, всего |
177,4 |
189,2 |
173,9 |
182,4 | |
1 |
Федеральный бюджет |
42,3 |
50,9 |
28,9 |
30,5 |
% к общему объему расходов |
23,8 |
26,9 |
16,6 |
16,7 | |
2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
135,1 |
138,3 |
145 |
151,9 |
% к общему объему расходов |
76,2 |
73,1 |
83,4 |
83,3 |
Расходы на особо значимые мероприятия всегда разные. Так, в период 2009−2011 годов существенные средства выделялись той же Казани на софинансирование строительства спортивных объектов, были бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры. Кстати, я только что вернулся из командировки в Казань и не могу не отметить высокий уровень готовности республики к универсиаде: на большинстве объектов уже сейчас проводятся чемпионаты мира и Европы. Так, только в августе — сентябре прошли сразу три крупных спортивных мероприятия мирового уровня.
Кроме того, хороший задел сделан для использования созданной инфраструктуры для развития массового спорта. Поскольку все объекты удачно встроены в городскую инфраструктуру, уже сейчас на базе построенных спортивных центров работают детские и юношеские спортивные школы, занимаются спортом жители города. Если продолжить начатую линию на эффективное использование объектов, подключая возможности для их коммерческой загрузки, есть основания думать, что после окончания универсиады содержание всего того, что построено, не станет тяжким бременем для республики и федерального бюджета.
К слову, существенные расходы на строительство олимпийских объектов для игр в Сочи проходят через Минрегион России и не отражаются в бюджете как расходы на спорт. Но ведь очевидно, что основная часть спортивных объектов, построенных в Сочи и на Красной Поляне, в горном кластере, тоже инвестиции в развитие спорта, причем и массового, и спорта высших достижений.
Вообще сейчас расходы на спорт растут год от года. Я бы не сказал, что расходы на спорт растут радикально, но стал более выраженным их целевой характер, и Минфин тесно взаимодействует с Минспортом для того, чтобы каждая копейка приносила отдачу.
Мы взаимодействуем в части совершенствования нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта. За последний год дважды вносились изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте», соответственно были затронуты вопросы полномочий властей разных уровней в данной сфере, структура и механизмы расходования средств федерального бюджета на физическую культуру и спорт.
Сейчас мы активно работаем над проектом другого федерального закона — о проведении чемпионата мира по футболу 2018 года. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации он должен быть принят не позднее середины 2013 года, но мы ожидаем, что это произойдет раньше. В начале сентября принято постановление
Правительства РФ, в соответствии с которым уже в этом году начнется проектирование стадионов для чемпионата мира, на которое выделен один миллиард рублей и около пяти миллиардов предусмотрено на цели подготовки к чемпионату, и в первую очередь на завершение проектных работ в проекте бюджета на 2013 год.
Кроме того, мы совместно с Минспортом обсуждаем нормативно-правовые акты, связанные с исполнением федерального бюджета, закладывая основы для дальнейшей продуктивной работы. Что касается проекта бюджета на 2013 год и плановый период, то у нас уже практически нет разногласий. Наоборот, есть полное взаимопонимание относительно того, как планировать финансовые ресурсы и расходы на спорт, как расставлять приоритеты.
2.2 Иные расходы
Сегодня все страны тратят значительные суммы на спорт высших достижений, и это особенно заметно во время Олимпийских игр, когда идет неофициальное соперничество в общекомандном зачете. При этом за рубежом велика роль домохозяйств в процессе финансирования, особенно в некоторых странах Западной Европы. Хотя и наш средний класс уже давно тратит деньги не только на товары первой необходимости, но и активно инвестирует в свое будущее, в том числе в занятия физкультурой и спортом.
Информация о работе Финансирование профессионального спорта в России