Финансирование расходов отраслей железнодорожного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт – одна из наиболее важных отраслей материального производства. Финансы транспорта являются важнейшим элементом хозяйственного механизма, основой рыночной экономики и товарно-денежных отношений. Они представляют собой систему регулируемых экономических отношений, связанных производством и реализацией услуг по перевозкам, с образованием, накоплением и использованием фонда денежных доходов и ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности железнодорожного транспорта как отрасли материального производства………………………………………………………………………5
2. Доходы железнодорожного предприятия…………………………………….9
3. Финансирование расходов отраслей железнодорожного предприятия…...13
3.1 Классификация расходов……………………………………………………13
3.2 Планирование расходов по элементам затрат …………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………24

Файлы: 1 файл

ГМФ.docx

— 40.90 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Особенности железнодорожного транспорта как отрасли материального производства………………………………………………………………………5

2. Доходы железнодорожного предприятия…………………………………….9

3. Финансирование расходов отраслей железнодорожного предприятия…...13

3.1 Классификация расходов……………………………………………………13

3.2 Планирование расходов по  элементам затрат …………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт – одна из наиболее важных отраслей материального производства. Финансы транспорта являются важнейшим элементом хозяйственного механизма, основой рыночной экономики и товарно-денежных отношений. Они представляют собой систему регулируемых экономических отношений, связанных производством и реализацией услуг по перевозкам, с образованием, накоплением и использованием фонда денежных доходов и ресурсов.

Назначение финансов – обслуживание денежными ресурсами планомерно организованного кругооборота средств дорог, отделений, предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта.

Функциями финансов организаций железнодорожного транспорта являются:

-образование в процессе финансово-хозяйственной деятельности корпорации и отрасли денежных доходов и фондов денежных средств;

-распределение и использование доходов и денежных фондов для целей удовлетворения потребностей отрасли в собственном развитии, материального стимулирования работников, на формирование доходов бюджета страны и регионов действия отрасли;

-контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятия и отрасли.

Финансовая деятельность предприятия транспорта направлена на создание финансовых ресурсов для его производственного и социального развития, обеспечение роста прибыли за счет увеличения производительности труда, снижения себестоимости, улучшения использования производственных фондов, повышения качества перевозок, работ, услуг. Поэтому актуальность выбранной темы настоящей курсовой работы обусловлена необходимостью изучения финансов предприятия железнодорожного транспорта.

Учитывая вышесказанное, тема данной работы актуальна и представляет

3

интерес для дальнейшего исследования.

Цель работы – закрепление и углубление знаний финансов предприятия железнодорожного транспорта.

Исходя из цели, можно сформулировать задачи исследования:

-определить особенности железнодорожного транспорта как отрасли материального производства;

-выявить доходы железнодорожного предприятия;

-рассмотреть финансирование расходов отраслей предприятия.

В процессе написания данной курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия различных авторов по экономике железнодорожного транспорта, периодические издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1. ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Финансы, как экономическая категория являются одним из самых распространенных объектов исследования в экономической науке. Финансы железнодорожного транспорта как отрасли являются составной частью финансов государства, поскольку, с одной стороны, железнодорожный транспорт России является федеральной собственностью, а с другой стороны, его деятельность неразрывно связана с деятельностью большинства отраслей экономики страны и осуществляется в большей степени на её территории.

В целях более предметного исследования финансов железнодорожного транспорта и финансового механизма требуется изучение особенностей его экономики и их влияние на организацию финансовых отношений в отрасли.

Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в единой транспортной системе нашей страны, участвуя в производстве и обращении продукции и оказании транспортных услуг предприятиям и населению. Он принимает активное участие в создании валового внутреннего продукта.

Для определения особенностей экономики железнодорожного транспорта необходимо рассмотреть толкование места транспорта в национальном производстве, как отрасли материального производства. К.Маркс писал о транспорте: «С одной стороны транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения при этом предмет труда подвергается известному материальному изменению в смысле перемены места». Поэтому процесс производства, реализации и потребления транспортной продукции, как специфической услуги, является единым.

Специфика организации финансов железнодорожного транспорта основана на особенностях его экономики, организации производства и управления, обусловленных бизнес-процессом.

5

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

-продукция транспорта не имеет вещественной формы: транспорт не производит новые вещи, а лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики;

-транспорту не принадлежит предмет его труда - перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;

-цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

-в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, приведенные тонно-километры, отправленные тонны грузов и количество пассажиров;

-продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность на дорогах;

-транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару;

-в составе затрат на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительная на промышленных предприятиях;

-характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (т.е. наличием «сезонных пиков»).

Одной из существенных особенностей экономики железнодорожного транспорта является также то, что в структуре расходов на производство транспортных услуг (продукции) отсутствуют затраты на сырьё. Соответственно на железнодорожном транспорте складывается своеобразная структура себестоимости транспортной продукции, что сказывается на выборе направлений поиска резервов роста доходности и в конечном счете увеличения финансовых ресурсов.

Продукция транспорта, т.е. полезный эффект перемещения товаров и людей, имеет подобно промышленности товарную стоимость, в процессе

6

реализации которой создается прибавочный продукт трудом работников транспорта. Поэтому чем больше объем перевозок, объективно необходимых обществу, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

Производственный процесс на транспорте состоит из следующих этапов:

-погрузка грузов в подвижной состав (посадка пассажиров);

-перемещение грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения;

-выгрузка грузов из подвижного состава (высадка пассажиров) в пункте назначения.

Каждый из этих элементов транспортного процесса в свою очередь слагается из ряда операций, осуществляемых в ходе подготовки, организации и выполнения перевозок. Так, погрузка груза включает работы и затраты по подготовке груза к отправлению, сортировке его по получателям и направлениям, погрузке в подвижной состав (транспортное средство), закреплению, увязке, взвешиванию или подсчету штучных товаров, оформлению транспортной документации. Для перемещения груза выбирается тип подвижного состава, определяется маршрут движения, обеспечиваются безопасность движения и сохранность груза, заправка транспортных средств горюче смазочными материалами в пути, контроль за движением подвижного состава и соблюдением графика движения. Выгрузка груза включает такие операции, как ознакомление грузополучателя с товарно-транспортными документами и соответствием им груза, взвешивание или пересчет груза, выявление порчи или потерь груза, подготовка к выгрузке и непосредственно сама выгрузка.

Эффективность транспортного процесса, его непрерывность во многом зависят от согласованности продолжительности выполнения каждого элемента во времени. При перевозках элементы транспортного процесса для каждой

7

единицы подвижного состава постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Продолжительность цикла складывается из времени, затрачиваемого на выполнение всех элементов транспортного процесса. Сокращение продолжительности этого цикла является общим из факторов роста производительности труда на транспорте и снижения стоимости перевозок.

Для удовлетворения возрастающих потребностей в перевозочной работе при наличии в них сезонных пиков важно планировать соответствующие транспортные резервы в виде резервных провозных способностей. Опережающее развитие транспортных связей обусловлено не только сезонными пиками в перевозочной работе, но и тем, что в отличие от других отраслей экономики строительство новых и развитие действующих транспортных путей связано с длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих промышленно-строительных мощностей и подготовки материально-финансовых ресурсов.

Железные дороги являются основным звеном в транспортной системе национальной экономики. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, проведения экономических реформ, расширения международных экономических связей.

По сравнению с другими отраслями экономики (в том числе и с другими видами транспорта) железнодорожный транспорт имеет существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на всей железнодорожной сети, добиваться выполнения единых требований к организации и безопасности ведения работ.

 

 

8

2. ДОХОДЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Доходом ОАО «РЖД» называется сумма денежных средств, полученных от продаж услуг транспортного производства и других видов деятельности. Большую часть выручки (около 95%) ОАО «РЖД» получают от грузовых и пассажирских перевозок, около 0,45% - от перевозки багажа и почты.

По источникам поступления средств доходы группируются следующим образом:

-тарифная плата и дополнительные сборы за перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты;

-арендная плата за подвижной состав;

-сборы за обслуживание подъездных путей, пользование телеграфно-телефонной связью;

-местные доходы станций в виде сборов за услуги носильщиков багажа, камер хранения ручного багажа, комнат отдыха, предварительной продажи пассажирских билетов, справочно-информационной и рекламной работы;

-местные доходы железных дорог и отделений, состоящие из сборов и штрафов, взыскиваемых с грузоотправителей и грузополучателей за нарушение правил и условий перевозок, регламентированных Уставом железных дорог Российской Федерации;

-выручка от продаж готовой продукции и выполненных работ на промышленных предприятиях, обслуживающих перевозочный процесс, строительство и ремонт основных фондов. К таким предприятиям относят заводы и депо по ремонту подвижного состава, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, электростанции, щебеночные карьеры и др.;

-выручка от продаж услуг непромышленных предприятий погрузочно-разгрузочных, транспортно-экспедиционных контор, дирекций контор по обслуживанию пассажиров;

9

-доходы предприятий железнодорожного транспорта от выполнения ими на договорных началах строительно-монтажных работ и капитального ремонта для других организаций своей дороги или других дорог;

-доходы жилищно-коммунальных предприятий за услуги бань, прачечных, парикмахерских и т.п. Сюда же включают квартирную плату и плату за другие бытовые услуги.

В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) планирование доходов на железнодорожном предприятии происходит по трем основным направлениям:

-основная (операционная) деятельность;

-инвестиционная деятельность;

-финансовая деятельность.

Доходами от основных видов деятельности являются следующие виды поступлений, связанных с оказанием услуг, выполнением работ, от продажи продукции и товаров сторонним организациям:

1. По текущей деятельности:

-доходы от основных видов деятельности

грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем следовании, пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

-доходы от прочих видов деятельности, ремонт подвижного состава компаний-собственников, сдача подвижного состава в аренду, производство промышленной продукции, строительство, другие виды выполняемых работ и оказываемых услуг.

Часть финансовых средств, полученных по прочим видам деятельности, остается в распоряжении территориальных филиалов (железных дорог) в составе права мотивационного финансирования:

-доходы от продажи и аренды имущества (в случаях, когда аренда не является предметом деятельности), кроме доходов от продажи ранее при

Информация о работе Финансирование расходов отраслей железнодорожного предприятия