Финансовая политика как часть экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение системы управления финансами в РФ на современном этапе.
Цель работы достигается через постановку следующих задач:
- рассмотрение сущности и структуры управления финансами на уровне государства;
- изучение основных органов управления финансами;
- определение роли Министерства финансов, его задачи и функции по управлению финансами российского государства;
- выявление направлений совершенствования системы управления финансами в РФ.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие управления финансами 4
1.1 Финансовая политика как часть экономической политики государства
1.2 Управление государственными финансами…………………………….6
1.3 Методы и формы управления финансами………………………………10
2.Аналитическая часть. Правовое обеспечение системы управления финансами 15
2.1 Нормативно-правовое регулирование финансовых отношений
2.2 Бюджетный кодекс……………………………………………………….16
2.3 Налоговый кодекс………………………………………………………..18
3. Система органов управления финансами в РФ 22
3.1 Субъекты общего управления финансами в РФ
3.2 Структура управления Минфин России…………………………………25
3.3 Управление федерального казначейства………………………………...28
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

kursovaya_Finansy_5 (1).doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. И одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главными элементами которой является денежно-кредитная политика и бюджетно-налоговая составляющая. Финансово-кредитный механизм определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направление их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения в период перехода к рынку, одно из важнейших мест занимает задача повышения эффективности управления финансами на государственном уровне.

Таким образом, актуальность проблем  управления финансами в современных  российских условиях не вызывает сомнений.

Практическая  значимость курсовой работы заключается в обобщении  и анализе основных принципов  управления финансами в РФ и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.

Объект исследования – финансы  РФ.

Предмет исследования – система управления финансами в РФ.

Проблемам финансов на современном  этапе посвятили свои исследования многие зарубежные и отечественные  экономисты: Л. Абалкин, С. Борисов, А. Булатов,  Е.Гайдар, С.Глазьев, М. Делягин, . Илларионов, Ю. Кашин, Л. Красавина, А.Куликов, Ю.Любимцев, Д. Львов, В. Мехряков, Л. Макаревич, В.Пансков, Р.Рывкина,  И. Стиглиц,  М Фридмен, Л. Ходов,  Е.Ясин и другие.

Однако, недостаточно работ  системно исследующих проблемы повышения  эффективности управления финансами  в современных российских условиях.

Целью курсовой работы является изучение системы управления финансами в РФ на современном этапе.

Цель работы достигается через  постановку следующих задач:

  • рассмотрение сущности и структуры управления финансами на уровне государства;
  • изучение основных органов управления финансами;
  • определение роли Министерства финансов, его задачи и функции по управлению финансами российского государства;
  • выявление направлений совершенствования системы управления финансами в РФ.

Теоретическая база работы. В работе использованы данные статистических органов Российской Федерации, а также данные, приводимые в отчетах, докладах и интервью официальных лиц российского государства. Решение поставленных задач осуществлено с использованием следующих методов: системного, формально-логического и статистического подходов, исторического метода, анализа и синтеза.

 

  1. Понятие управления финансами

           1.1Финансовая политика как часть экономической политики государства

 

Управление присуще  всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. На современном этапе возникает острая необходимость совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая связана с изменением проводимого до августа 1998 г. экономического курса в стране, повышением роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии.

Управление финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.

В данном контексте представляется целесообразным дать понятие финансовой политики.

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические процессы.

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций

Финансовая политика является частью экономической политики государства. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики зарубежных государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Основными составляющими финансовой политики являются:

• налоговая, главное  назначение которой состоит в  изъятии части валового национального продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;

• бюджетная политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием в соответствии с выполняемыми функциями государства;

• денежно-кредитная  политика направлена на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов1

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Деятельность частных предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство же осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. Иными словами, происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы — реализация финансовой политики. Как уже было сказано выше, в зависимости от экономической политики государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

Непосредственное государственное  управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. 
Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с субъектами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему пенсионного обеспечения и т.п.

 

1.2Управление  государственными финансами

 

Общее управление финансами  осуществляют высшие органы власти и  управления. Управление финансами в  зарубежных странах находится в  ведении высших законодательных  органов власти – парламентов: в США – это Конгресс, в Великобритании - Парламент, во Франции – Национальное собрании и т.д. Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание и две его палаты – Государственная Дума и Совет Федерации, Президент и Правительство. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах, устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ. Следует отметить, что в каждой стране имеются особенности в управлении финансами.

Управление государственными финансами осуществляют специальные  органы с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи. Органы управления можно условно разделить на две группы: а) органы общего (или законодательного) управления финансами; б) органы оперативного управления финансами.

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах регулируется законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др.

В зависимости от государственного устройства и политической системы такими законодательными органами являются, например, Парламент в Великобритании и во Франции, Конгресс в США, Бундестаг в ФРГ и т.п.

Организация оперативного управления финансами осуществляется через государственный финансовый аппарат, состав и структура которого также определяются в соответствии с государственным устройством страны. Они проводят в жизнь финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу и контролю.

Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. В их задачи входит планирование финансовых ресурсов, распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами, планирование структуры капитала фирмы, ведение бухгалтерского учета, вопросы дальнейшего развития предприятия и т.п.

Управление финансами в экономически развитых государствах, как правило, осуществляется несколькими государственными органами. В США это — министерство финансов (казначейство). В его функции входит разработка финансовой и налоговой политики, эмиссия денежных знаков и чеканка монет, вопросы внутренних займов и управление государственным долгом, контроль за исполнением финансового законодательства и денежного обращения, сбор внутренних доходов. Помимо этого, управлением финансами занимается Административно-бюджетное управление при президенте. Оно составляет расходную часть федерального бюджета и разрабатывает финансовые программы, организует оперативный контроль по управлению бюджетом и является ведущим органом исполнительной власти.

Управлением исполнения бюджета занимается министерство финансов, которое проводит сбор внутренних доходов, а также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию, которые заняты сбором соответственно таможенных доходов и доходов от обложения перечисленных товаров.

В Великобритании управление финансами осуществляет ряд органов. Основным является казначейство, которое занимается вопросами разработки, составления и исполнения государственного бюджета, налоговой политики, финансово-экономического прогнозирования, международных финансовых отношений, контролем за расходованием финансовых средств государственными предприятиями. Управление таможенных пошлин и акцизов ведает вопросами акцизных и таможенных сборов, следит за исполнением законодательства в этой области. Управление внутренних доходов осуществляет контроль за выполнением законодательства, регулирующего взимание прямых налогов.

Управлением государственным  долгом занимается Банк Англии. В его  компетенцию входит выпуск займов, погашение капитальной суммы  займов, операции по текущей задолженности.

В ФРГ управление финансами в основном возложено на федеральное министерство финансов. Оно разрабатывает основы финансовой, налоговой, валютной и кредитной политики, составляет проект бюджета и среднесрочного финансового плана, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, а также занимается распределением ресурсов между звеньями бюджетной системы. В управлении финансами участвуют федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, подчиненные федеральному министерству финансов. Первое ведомство занимается налоговой проверкой предприятий, налогообложением иностранных капиталовложений, проблемами устранения двойного налогообложения; второе — операциями по выпуску и погашению займов и финансированием бюджетного дефицита.

Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входят: разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, кассовое обслуживание бюджета; сбор налогов, пошлин и прочих поступлений; контроль за финансовыми операциями; осуществление связи государства с предприятиями в качестве акционера, кредитора или гаранта; общественный учет и контроль. Вышеназванные функции распределены между соответствующими главными управлениями.

Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства2. В свою очередь конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Информация о работе Финансовая политика как часть экономической политики государства