Финансовая политика как часть экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение системы управления финансами в РФ на современном этапе.
Цель работы достигается через постановку следующих задач:
- рассмотрение сущности и структуры управления финансами на уровне государства;
- изучение основных органов управления финансами;
- определение роли Министерства финансов, его задачи и функции по управлению финансами российского государства;
- выявление направлений совершенствования системы управления финансами в РФ.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие управления финансами 4
1.1 Финансовая политика как часть экономической политики государства
1.2 Управление государственными финансами…………………………….6
1.3 Методы и формы управления финансами………………………………10
2.Аналитическая часть. Правовое обеспечение системы управления финансами 15
2.1 Нормативно-правовое регулирование финансовых отношений
2.2 Бюджетный кодекс……………………………………………………….16
2.3 Налоговый кодекс………………………………………………………..18
3. Система органов управления финансами в РФ 22
3.1 Субъекты общего управления финансами в РФ
3.2 Структура управления Минфин России…………………………………25
3.3 Управление федерального казначейства………………………………...28
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

kursovaya_Finansy_5 (1).doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Изменения в Бюджетный  кодекс РФ составляют правовую основу новой системы межбюджетных отношений, которая начала функционировать с 2005 финансового года.

 

2.3Налоговый  кодекс

 

Вторым важным документом в системе правового регулирования финансовых отношений в России является налоговый Кодекс.

Основы налоговой системы  определяются и Налоговым Кодексом РФ, а не соответствующим Законом РФ. Надо сказать, что ряд принципиальных положений проекта Налогового Кодекса уже находят практическое воплощение. Мы имеем в виду Указ Президента Российской Федерации № 685 от 8 мая 1996 г. "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины".

К основным проблема существующей системы налогообложения надо отнести  следующие:

Существующая налоговая  система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с  одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать9:

1.Налоговой системе  России присущ преимущественно  фискальный характер, что затрудняет  реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). Необходимо постепенно переносить основную тяжесть  налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

  1. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
  2. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет  1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.
  1. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов.

  1. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием  инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
  2. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов.
  3. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные базовые нормативы ставок

Дальнейшая перспектива  основ налоговой системы связана  с принятием Налогового Кодекса. Он стал всеобъемлющим документом, полностью определяющим отношения государства и налогоплательщиков, функции и полномочия федеральных и региональных органов государственной власти по установлению и взиманию налогов и сборов. Он также по своей идее устраняет недостатки существующей налоговой системы, сохранив все то рациональное, что в ней содержится, накопленный положительный опыт. Налоговым Кодексом создана единая законодательная и нормативная база налогообложения. Налоговому Кодекс создал единую комплексную систему налогов в стране, устранил в какой-то степени накопившиеся противоречия, в том числе между законами и подзаконными актами, четко определить функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики, во введении и отмене налогов, сборов и налоговых льгот.

Нужно более четко, чем  в настоящее время, определить взаимоотношения  государственной налоговой службы и налогоплательщиков, снять с налоговых инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые им приходится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствующие сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, включая консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой частью государственной налоговой политики.

Но принятый Налоговый  Кодекс не может сломать всю систему  налоговых отношений. Которая складывалась на протяжении многих сотне лет в России, а также мы не можем отбросить мировой опыт, а российские налоги базируются именно на нем. Адекватность налогов России и налогов других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, для избежания двойного налогообложения при взаимных инвестициях капитала, для создания совместных предприятий и осуществления совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций России совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути экономического развития страны.

 

 

3. Система органов управления  финансами в РФ

3.1Субъекты  общего управления финансами в РФ

 

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации  являются высшие федеральные органы власти – Президент России, Федеральное  Собрание Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации.

Президент России регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание Российской Федерации (состоит из двух палат: Совет  Федерации и Государственная  Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство Российской Федерации рассматривает федеральный  бюджет, выступает как единый центр  управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в стране, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная налоговая  служба России осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет государственных налогов  и других платежей, установленных  Российской Федерацией, а также осуществляет валютный контроль.

Федеральное казначейство осуществляет проведение государственной  базовой политики, эффективное управление доходами и расходами федерального бюджета, контроль за поступлением, целевым  и экономическим использованием государственных средств.

Система Центрального банка  России является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет, наряду с Федеральным казначейством, кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации – это специальный  контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной  собственности и контроль за расходованием  федеральных денежных средств. Счетная  палата независима от Правительства  Российской Федерации и подотчетна Федеральному собранию Российской Федерации.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: Минфин России, Счетная палата Российской Федерации, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые  органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

В России главными властными  структурами по управлению финансами  являются  Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

В компетенцию федеральных  органов законодательной и исполнительной власти входит рассмотрение, утверждение  Федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение отчета об их исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего долга и внешнего долга. Кроме того, Федеральное Собрание разрабатывает также финансовое законодательство.

Президент России в своем  ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации о положении  в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе, основные принципы финансовой политики государства на ближайшую перспективу. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства Российской Федерации на соответствующий период.

Государственная Дума,  согласно Конституции Российской Федерации, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации Российской Федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет Федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Совет Федерации и  Государственная Дума контролируют осуществление Федерального бюджета. Инструментом такого контроля служит, в частности,  Счетная палата Российской Федерации. При этом Председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Государственная Дума, а Заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет Федерации.

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе на обсуждение, рассмотрение и принятие проект Федерального бюджета и обеспечивает, после окончательного принятия его исполнение, а также представляет Государственной Думе отчет об исполнении бюджета.

 

 

 

 

 

3.2Структура  управления Минфин России

 

Важнейшим органом, управляющим  финансами, выступает Министерство финансов Российской Федерации и  его органы на местах. Деятельность Минфина России определяется и регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Министерстве финансов РФ» от 06.03.1998 №273 .

Структура управления Минфина  России представлена на рисунке:


 

 

Министерство финансов Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации, осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены следующие задачи:

-  разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

-  составление проекта и исполнение государственного бюджета;

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;

-   обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию рынка.

Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением «О Министерстве финансов» утвержденным постановление Правительства РФ.

Согласно положению  МФ РФ издает в пределах своей компетенции  на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Минфин проводит в  своей компетенции комплексные  ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств  федерального бюджета; контролирует в  установленном порядке рациональное и целевое использование  средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти  и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Информация о работе Финансовая политика как часть экономической политики государства