Финансовая политика как часть экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение системы управления финансами в РФ на современном этапе.
Цель работы достигается через постановку следующих задач:
- рассмотрение сущности и структуры управления финансами на уровне государства;
- изучение основных органов управления финансами;
- определение роли Министерства финансов, его задачи и функции по управлению финансами российского государства;
- выявление направлений совершенствования системы управления финансами в РФ.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие управления финансами 4
1.1 Финансовая политика как часть экономической политики государства
1.2 Управление государственными финансами…………………………….6
1.3 Методы и формы управления финансами………………………………10
2.Аналитическая часть. Правовое обеспечение системы управления финансами 15
2.1 Нормативно-правовое регулирование финансовых отношений
2.2 Бюджетный кодекс……………………………………………………….16
2.3 Налоговый кодекс………………………………………………………..18
3. Система органов управления финансами в РФ 22
3.1 Субъекты общего управления финансами в РФ
3.2 Структура управления Минфин России…………………………………25
3.3 Управление федерального казначейства………………………………...28
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

kursovaya_Finansy_5 (1).doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3Методы и  формы управления финансами

 

Конкретными методами и  формами управления финансами служат:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • программирование;
  • финансовое регулирование;
  • оперативное управление;
  • финансовый контроль3.

Финансовое планирование занимает важное место в системе  управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние  своих финансов, выявляет возможности  увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации4. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть  народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана  социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов  финансовой системы.

Главным объектом финансового  планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного  денежного фонда выражается и  закрепляется в соответствующих  финансовых планах, которые объединены в единую систему.

Финансовые планы имеют  все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику  соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность,  – сметы; общественные объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты различных уровней.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.  

Финансовое прогнозирование  – предвидение возможного финансового  положения, обоснование показателей  финансовых планов. Финансовое прогнозирование  предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование  предполагает применение различных  методов:

  • построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;
  • корреляционно-регрессионный анализ;
  • метод экспертной оценки5.

«Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

  • установление приоритетов расходов по направлениям;
  • повышение эффективности расходования средств;
  • прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта»6.

Выбор варианта программы  зависит, прежде всего, от экономических  факторов (ресурсных). При этом учитываются  не только масштабы, значение и сложность  достижения цели, но и размеры имеющихся  заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.

Финансовое регулирование  социально-экономических процессов  представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в  целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового  регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций  распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовому воздействию  присущи прямые, косвенные и смешанные  формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное  налогообложение и осуществление  текущих государственных расходов7.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив  в его показатели с учетом новых  хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной  функции финансов, представляет собой  совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

 

2. Правовое обеспечение  системы управления финансами

2.1Нормативно-правовое регулирование  финансовых отношений

Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства, осуществляется в правовой форме, влекущей правовые последствия. Правовой формой осуществления государственной деятельности является функционирование государственных органов по руководству обществом путем принятия правовых актов.

Нормативно-правовое регулирование  финансовых отношений и закрепление  на этой основе финансово-правового  статуса субъектов соответствующих отношений относится к конституционно-правовым полномочиям Российской Федерации по финансовому регулированию (статья 71, пункт «ж», Конституции Российской Федерации). Положения Конституции Российской Федерации, закрепляющие полномочия Российской Федерации по регулированию финансовых отношений, находятся в непосредственной связи с ее положениями, устанавливающими финансово-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Федеративное устройство России обуславливает и особенности  правовой формы ее финансовой деятельности, выражающиеся, в частности, в двухуровневой системе законодательства.

Следовательно, правовые основы финансовой деятельности субъекта РФ заложены в нормах Конституции  РФ и принятых в соответствии с  ней нормативно-правовых актах федерального уровня и нормативно-правовых актах субъектов РФ. 8

 

 

 

 

 

 

 

2.2Бюджетный  кодекс

 

Одним из основных нормативно-правовых актов, регулирующих финансовые отношения  в России, является Бюджетный Кодекс РФ.

До разработки Бюджетного кодекса в Российской Федерации не существовало кодифицированного акта, регулирующего бюджетные правоотношения, а принятые в 1991 году Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и в 1993 году Закон «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов органами государственной и исполнительной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» значительно устарели и не соответствовали действующей Конституции и потребностям российского государства на современном этапе.

В результате кодекс представляет собой весьма объемный нормативный  акт, состоящий из 5 частей, 28 глав и 307 статей. В нем нашли отражение  практически все стороны бюджетных правоотношений, в частности: структура бюджетной системы, все стадии бюджетного процесса, вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Кроме того, к числу несомненных достоинств Бюджетного кодекса следует отнести то, что подавляющее большинство его норм являются нормами прямого действия и не требуют конкретизации в подзаконных актах.

Помимо упомянутой детальности  правового регулирования важной новацией Бюджетного кодекса является то, что большинство его норм распространяются не только на отношения, возникающие в процессе подготовки, утверждения, исполнения и осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, но также и на соответствующие отношения, возникающие на субфедеральных уровнях бюджетной системы.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Основным документом, регламентирующим бюджетное устройство Российской  Федерации, является  Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие  федеральным   законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

Следует заметить, что  Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 6 и 10) расширил рамки бюджетной системы, включив  в нее помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные социальные фонды (ст. 13). При этом какие-либо муниципальные (местные) внебюджетные фонды не упоминаются. Такое объединение является условным и требует уточнения. С бюджетом названные фонды сближает утверждение их представительными (законодательными) органами власти, которые утверждают и отчеты об исполнении бюджетов этих фондов. Однако внебюджетные фонды существенно отличаются от государственных и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом.

Бюджетный кодекс РФ состоит  из пяти частей:

  • Часть первая. Общие положения.
  • Часть вторая. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Часть третья. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
  • Часть четвертая. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • Часть пятая. Заключительные положения.

Информация о работе Финансовая политика как часть экономической политики государства