Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 21:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – описать финансовую политику и ее содержание. Из цели работы вытекают следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее понятие, содержание и задачи;
-раскрыть понятие финансового механизма;
-рассмотреть виды финансовой политики и механизм ее реализации, составные части финансовой политики и современную финансовую политику России. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики;
- изучить особенности основных типов финансовой политики государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическое содержание и цели финансовой политики государства..5
1.1. Понятие финансовой политики…………………………………………..5
1.2. Содержание и задачи финансовой политики……………………..……..7
2. Организация финансовой политики государства. ……………………….....10
2.1. Понятие финансового механизма………………………………………10
2.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации……………...11
2.3. Составные части финансовой политики……………………………….15
2.4.Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики…………………………………..18
3. Типы финансовой политики государства…………………………………...26
3.1. Классическая финансовая политика……………………………………26
3.2. Регулирующая финансовая политика…………………………………..27
3.3. Неоконсервативная стратегия…………………………………………..28
3.4. Планово - директивная финансовая политика…………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………...……………………………33
Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.8
2.4.СОВРЕМЕНННАЯ
ФИНИНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.
Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.
Кроме того, мы различаем
внутри нее такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную,
бюджетную, валютную, кредитную, налоговую,
страховую и таможенную политику. При
этом все они между собой взаимосвязаны:
одна влияет на другую. И поэтому должны
разрабатываться и осуществляться в тесной
и непрерывной взаимосвязи между собой.
О необходимости проведения согласованной
по всем направлениям политики может говорить
хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех
уровней лихорадит из-за больших неплановых
расходов на ликвидацию последствий стихийных
бедствий (наводнения в Якутии, на Северном
Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.),
но одновременно не принимается кардинальных
решений по изменениям в страховой политике,
которые могли бы и должны бы снять полностью
или по крайней мере существенно смягчить
пиковый, чрезвычайный и негативный характер
внеплановых нагрузок на бюджетную политику.
Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.
Уточним понятие цели в финансовой политике. Такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.
При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.
Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.
При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих субъектах РФ. В то же время только централизованно их разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял методику определения конкретных значений внутри этих показателей.
Формирование целей -
это также управляемый (регулируемый)
процесс. Например, в настоящее время реальный
рост доходов населения пока не приводит
к качественным изменениям в целенаправленности
его расходов. Среди них, к сожалению, почти
отсутствуют долгосрочные потребности:
покупка или постройка жилья. И государство
пока сделало недостаточно необходимых
усилий по развитию жилищного строительства,
в том числе на базе становления ипотечного
кредитования. Возможные усилия государства
в этом деле, направленные на такую корректировку
интересов людей и, следовательно, целей
финансовой политики способствовали бы
значительному притоку средств населения
в качестве инвестиций в развитие реального
сектора экономики – в сферу строительства
и в сферу промышленности строительных
материалов. И далее повлекло бы за собой
развитие других отраслей экономики. В
конечном счете, все это привело бы к увеличению
доходов предприятий, налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней и, следовательно,
к росту потенциала самой финансовой политики.
Очень важно разобраться с тем, от чего
зависит реализация намеченных планов,
что является ресурсами финансовой политики.
Считать, что в их качестве выступают только
поступившие в казну налоги и сборы, было
бы не совсем правильным. Ведь в случае
наличия запасов разведанных природных
ресурсов, развитого промышленного производства
и других благоприятных факторов возможно
привлечь дополнительные финансы в виде
банковских кредитов, облигационных займов
и других заемных средств.
Ресурсами финансовой политики являются:
во-первых, величина развития
производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном
возрасте, обладающих определенными профессиональными
знаниями и пригодных по состоянию здоровья
к участию в производственном процессе,
основных фондов предприятий всех отраслей
экономической деятельности, а также расположенных
на данной территории и изученных природных
ресурсов;
во-вторых, величина собственного финансового
капитала;
в-третьих, степень развития финансовой
инфраструктуры.
Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.
В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают зарубежным конкурентам снижать объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном счете к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики.
Российская Федерация,
как и ее большинство субъектов,
обладает одними из крупнейших в мире производительными
силами, включая людской потенциал, находящий
далеко не полное полезное применение;
производственные мощности предприятий,
загруженные лишь частично; огромными
запасами разведанных полезных ископаемых
и лесов, используемых в значительной
мере неэффективно (вывоз на экспорт в
необработанном виде, некомплексное освоение
месторождений и т.д.,). Неполное использование
возможностей объясняется отсутствием
необходимых денежных средств, необходимых
для переобучения людей, технического
перевооружении предприятий, освоения
выпуска новой продукции, создания новых
мощностей по более комплексному освоению
и более полному использованию сырья.
В то же время по официальной оценке значительные
финансовые ресурсы ежегодно вывозятся
за пределы страны и оседают в зарубежных
банках. В целом банковская, налоговая
и таможенная политики должны достичь
такого уровня совершенства, чтобы честно
работающему и соблюдающему российское
законодательство предпринимателю было
невыгодно вывозить свободный капитал
зарубеж.
Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.
Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.
Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.
После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьезных проработок совершенствования политики в области антимонопольной, банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т.к, от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.
Вот почему выбор путей
реализации финансовой политики должен,
с одной стороны, логически связывать
все ее направления, а, с другой, все
мероприятия данной политики должны быть
согласованы по времени их осуществления
и проводиться строго в намеченные сроки.
При этом подразумевается под такими путями
процесс определения приоритетов достижения
поставленных задач, составление примерного
графика поступления средств на их решение,
принятия мер по своевременному финансированию
всех намеченных мероприятий, а также
проведения комплекса мероприятий по
всем направлениям финансовой политики
с целью получения намеченных результатов.
Проблема выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.
Существует и организационная
проблема на пути проведения единой финансовой
политики - проблема наличия межведомственных
барьеров ее реализации, если бы даже она
была выработана. Так, в настоящее
время, наряду с Министерством финансов РФ, в
качестве самостоятельных органов управления
финансами функционируют Центральный
банк РФ, Министерство РФ по налогам и
сборам, Федеральная служба налоговой
полиции РФ, Государственный таможенный
комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным
бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата
РФ. Такое количество ведомств, в принципе
работающих на реализацию единой цели
неизбежно приводит к снижению конечного
результата их совместной работы.
3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейся
различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных
типа:
1. Классическая
2. Регулирующая
3. Неоклассическая
4. Планово-директивная
3.1. КЛАССИЧЕСКАЯ ФИНАНСОВАЯ
ПОЛИТИКА.
До конца 20-х годов
прошлого столетия основным типом финансовой
политики большинства стран был классический
ее вариант. Такая финансовая политика
была основана на трудах классиков политэкономии
А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 –
1823 гг.) и их последователей. Основное ее
направление - невмешательство государства
в экономику, сохранение свободной конкуренции,
использование рыночного механизма как
главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных
расходов и налогов, обеспечение условий
для формирования и исполнения равновесного
(сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм
строился исходя из этих целей финансовой
политики. Государство стремилось к уменьшению
расходов бюджета, сводившихся, в основном,
к расходам на военные цели, выплате процентов
по государственному долгу и его погашению
и управлению. Система налогообложения
должна была создать необходимое поступление
средств для обеспечения сбалансированного
бюджета государства. Причем система налогов
строилась, в основном, на косвенных и
имущественных налогах, которые были достаточно
простыми и эффективны с точки зрения
механизма их взимания. Система управления
финансовой деятельностью была проста
и сосредотачивалась, как правило, в одном
органе управления – Министерстве финансов
(казначействе).
Информация о работе Финансовая политика как часть экономической политики