Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 21:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – описать финансовую политику и ее содержание. Из цели работы вытекают следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее понятие, содержание и задачи;
-раскрыть понятие финансового механизма;
-рассмотреть виды финансовой политики и механизм ее реализации, составные части финансовой политики и современную финансовую политику России. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики;
- изучить особенности основных типов финансовой политики государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическое содержание и цели финансовой политики государства..5
1.1. Понятие финансовой политики…………………………………………..5
1.2. Содержание и задачи финансовой политики……………………..……..7
2. Организация финансовой политики государства. ……………………….....10
2.1. Понятие финансового механизма………………………………………10
2.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации……………...11
2.3. Составные части финансовой политики……………………………….15
2.4.Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики…………………………………..18
3. Типы финансовой политики государства…………………………………...26
3.1. Классическая финансовая политика……………………………………26
3.2. Регулирующая финансовая политика…………………………………..27
3.3. Неоконсервативная стратегия…………………………………………..28
3.4. Планово - директивная финансовая политика…………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………...……………………………33
3.2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФИНСОВАЯ ПОЛИТИКА.
Бурное развитие
производительных сил поставило перед
государствами еще в XIX в. вопрос об изменении
подходов к финансовой политике. Особенно
остро встал вопрос об этом в конце 20-х
годов прошлого столетия, когда обострился
весь комплекс экономических, политических
и социальных проблем большинства государств.
В этот период в западных странах осуществлялся
переход к регулирующей финансовой политике.
В ее основу вначале была положена экономическая
теория английского ученого экономиста
Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей.
Они исходили из необходимости вмешательства
и регулирования государством циклического
развития экономики. Финансовая политика
наряду с ее традиционными задачами стала
преследовать цель использовать финансовый
механизм для регулирования экономики
и социальных отношений в целях обеспечения
полной занятости населения.
Основными инструментами
вмешательства в экономику
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.9
3.3. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ.
В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.
Следует отметить, что различные разновидности
регулирующей финансовой политики тесно
взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или
похожие инструменты финансового механизма
применяются в различных странах, использующих
как кейнсианскую, так и неоконсервативную
систему регулирования, что приводит к
их конвергенции.
3.4. ПЛАНОВО – ДИРЕКТИВНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА.
Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Управление финансами осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.
Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому курсу в области экономики. Изучая финансовые и кредитные дисциплины финансовой политикой не заниматься нельзя. Всякий раз, когда говорим о недостатках инструмента или механизма, о целях и путях их достижения, возникающих задачах и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита, - мы занимаемся политикой.
Финансовая политика
в государстве проводится в
соответствие со своими
Наука о финансовой политике важный раздел финансовой науки, который структурно и по содержанию в полной мере не оформился. Финансовая политика в современном государстве есть система политических отношений по поводу стратегии организации финансов, текущего и оперативного управления ими. В основе этой системы лежит политический курс и порождаемое им финансовое строительство. Эта фундаментальная общность финансовой политики в государстве как политического и экономического процесса управления финансовыми категориями объединяет финансовую политику любого государства. В финансовой политике всегда имеется субъективный элемент, ее проводят люди. Но она носит всеобщий характер. Для выделения процесса проведения финансовой политики как предмета изучения с политическим и экономическим аспектом одновременно объективность не есть единственный критерий. Объективно-субъективная основа финансовой политики существует всегда рядом с другой ее характеристикой.
Финансовая политика, проводимая в государстве национальна. Нет финансовых политик без специфики, ментальности, своеобразия политических и экономических условий. Финансовые политики-близнецы во многих странах не есть финансовые политики одной страны. Похожесть лишь подчеркивает наличие общего в системе различий. Улучшение управления финансами, кредитом и денежным оборотом требует расширения и углубления национальных научно-практических исследований стратегии и тактики проведения финансовой политики, адаптированных к финансово-кредитному состоянию экономики. Современная эффективная финансово-кредитная политика базируется на соблюдении фундаментальных основ организации управления финансами в государстве. Обобщение и анализ существующих воззрений на финансовую политику и теоретическая интерпретация практики ее проведения позволяет приблизиться к решению задачи создания основ спецкурса по финансовой политике в реформируемой экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете РФ на 2005 год» № 173-ФЗ от 23.12.2004 г.;
4. Бюджетная классификация Российской Федерации (с учетом изменений от 22.12.2005 № 176-ФЗ;
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 20.05.2004 г. «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ»;
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006 г. «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ»;
7. Бюджетное послание Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2005 году» от 12.06.2004 г.;
8. Бюджетное послание Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» от 30.05.2006 г.;
9. Белотелова Н. П., Шуляк П. Н. Финансы. – М., 2002 год
10.Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия – М., 2002 год
11. Перекрестова Л. В., Романенко Н. М., Сазонов С. П. Финансы и кредит. Учебное пособие – М., 2003. с 48.
12. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы на макроуровне. М.: Высшая школа, 1998.
13. Финансы.денежное обращение.Кредит:уч.для вызов/Под.ред. проф Г.Б Поляка.-М.:ЮНИТИ-,ДАНА.2-е изд.2003г.-512с.
14. Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. О.В.Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: изд-во «Юрайт-М», 2004. Стр. 86.
15. Финансы и кредит. Учебник / Под ред. професс.
Белоглазовой Г. Н. и Романовского М. В.
– М.: Юрайт, 2004 год
16. Финансы, денежное
обращение и кредит: Учебник / Под ред.
Сенчагова В.К. – М.: «Проспект» РАН,
2006
17. Финансы. Учебник для вузов. Под реакцией Дробозиной Л.А., «Финансы», М.: 2006
1 Перекрестова Л. В., Романенко Н. М., Сазонов С. П. Финансы и кредит. Учебное пособие – М., 2003. с 48.
2 . Белотелова Н. П., Шуляк П. Н. Финансы. – М., 2002 .с.69
3 Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы на макроуровне. М.: Высшая школа, 1998. Стр. 20.
4 Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. О.В.Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: изд-во «Юрайт-М», 2004. Стр. 86.
5 Финансы. Учебник для вузов. Под реакцией Дробозиной Л.А., «Финансы», М.: 2006. Стр. 31.
6 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Сенчагова В.К. – М.: «Проспект» РАН, 2006
7 Финансы.денежное обращение.Кредит:уч.для вызов/Под.ред. проф Г.Б Поляка.-М.:ЮНИТИ-,ДАНА.2-е изд.2003г.-512с.
8 Финансы. Учебник для вузов. Под реакцией Дробозиной Л.А., «Финансы», М.: 2006
9 Финансы и кредит. Учебник / Под ред. професс.
Белоглазовой Г. Н. и Романовского М. В.
– М.: Юрайт, 2004 год
Информация о работе Финансовая политика как часть экономической политики