Финансовая политика Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. В соответствии с заданными параметрами государство вырабатывает соответствующую финансовую политику. Последнее, согласно современному словарю по экономике и финансам1, представляет собой государственную экономическую политику, проявляющуюся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Содержание работы

Введение
Глава I. Современная финансовая политика Казахстана
1.1 Общие положения
1.2 Бюджетная политика
1.3 Налоговая политика
1.4 Таможенная политика
Глава II. Особенности политики в период мирового финансового кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

фин полит.docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

Глава I. Современная финансовая политика Казахстана

1.1 Общие положения 

1.2 Бюджетная политика 

1.3Налоговая политика 

1.4 Таможенная политика 

Глава II. Особенности политики в период мирового финансового кризиса

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства  во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них  функций:

  • по обеспечению экономической стабильности
  • обороноспособности государства
  • развитию социальной сферы
  • повышению уровня жизни населения

Осуществление указанных  функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов  власти, регулирования финансовых отношений  в обществе, создания финансового  механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. В соответствии с заданными параметрами  государство вырабатывает соответствующую  финансовую политику. Последнее, согласно современному словарю по экономике  и финансам1, представляет собой государственную экономическую политику, проявляющуюся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Разработка и реализация финансовой политики на современном  этапе является исключительно важной составляющей долгосрочного развития любой страны мира. Вышесказанное  подчеркивается важностью поставленных перед финансовой политикой задач, которые должны быть достигнуты благодаря  совместным действиям всех ветвей власти и всех уровней власти. Среди таких  задач можно выделить:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые  определяют долгосрочную и среднесрочную  перспективу использования финансов и предусматривают решение главных  задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы  страны. Одновременно с этим государство  осуществляет выбор текущих тактических  целей и задач использования  финансовых отношений. Все эти мероприятия  тесно взаимосвязаны между собой  и взаимозависимы.

Каждая страна на сегодняшний  день имеет свои отличительные черты, особенности, различные характеристики, присущие только ей одной. Данное утверждение  справедливо и тогда, когда мы говорим об экономическом состоянии  государства.

Исходим из того, что не существует единого, универсального плана или  вида финансовой политики, который  можно было бы применить во всех государствах мира. Каждая страна разрабатывает  свою финансовую политику, соответствующую  ее потребностям, целям развития и  экономическим возможностям. Мы в  данной работе будем рассматривать  финансовую политику на примере республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Современная финансовая политика Казахстана

Содержанием финансовой политики государства является планомерная  организация финансов с учетом действия экономических законов и в  соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа  общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные  задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и  других факторов.

При всем разнообразии финансовых механизмов в Казахстане их содержание выражается в последовательном осуществлении  таких стадий:

1) разработка научно обоснованной  концепции развития финансов  в стране на основе действия  экономических законов, изучения  состояния экономики, перспектив  социально-экономического развития  общества

2) формулировка стратегических  и тактических мероприятий финансовой  политики исходя из соответствующих  целей и задач экономической  политики

3) практическое воплощение  намеченных действий через финансовый  механизм с его реконструкцией  или корректировкой в зависимости  от радикальности экономических  преобразований

Финансовая политика республики Казахстан включает огромный спектр планомерных и слаженных действий по экономическому развитию страны. В  выработке данной политики принимают  участие различные уровни и ветви  власти, включая главу государства, исполнительные и законодательные  органы государственной власти.

Финансовая политика Казахстана на сегодняшний день определяется соответствующими нормативно-правовыми документами. Их примерами могут служить:

  • государственные программы развития
  • программы развития территорий на 5 лет
  • стратегические планы государственных органов на 5 лет
  • отраслевые программы развития
  • программы развития национальных холдингов на 5 лет
  • республиканские и местные бюджеты на 3 года
  • стратегическими планами развития Казахстана

Однако можно отдельно подчеркнуть ряд основополагающих документов, определяющих направления  финансовой политики Казахстана на современном  этапе – это стратегические планы  Министерства Финансов республики Казахстан.

В соответствии с перечисленными основополагающими документами  современная финансовая политика Казахстана нацелена на обеспечение прозрачности и своевременного осуществления, достоверного учёта и надежного контроля операций при образовании и использовании  государственных финансовых и материальных ресурсов в целях содействия экономическому росту и достижения высокой конкурентоспособности  экономики Республики Казахстан. Таким  образом, существуют различные направления  финансовой политики, которые нам  предстоит рассмотреть в данной работе.

1.1 Бюджетная политика

Одной из ключевых функций  Министерства финансов является обеспечение  полного и своевременного исполнения бюджета, поэтому Министерство финансов продолжает работу по повышению качества казначейского обслуживания исполнения бюджетов и счетов государственных  учреждений, оптимизации и повышению  эффективности процесса государственных  закупок, а также предупреждению финансовых нарушений при использовании  средств государственного бюджета.

В настоящее время в  системе Казначейства обслуживается  порядка 15 тысяч государственных  учреждений, около 3 тысяч пользователей  системы Казначейства в режиме реального  времени осуществляют операции в  информационной системе Казначейства, производя процедуры зачисления и расходования средств государственного бюджета. Ежедневно проводится в  среднем 25 тысяч платежей, из Казахстанского центра межбанковских расчетов ежедневно  поступают в среднем 30 тысяч поступлений. В конце месяца эти показатели увеличиваются вдвое, так как  в этот период проводятся основные платежи государственными учреждениями (заработная плата, пособия, налоги и  другие). Основной проблемой являются задержки в обработке документов и выдаче форм отчетности в связи  с ростом трафика и увеличением  нагрузки на производительность системы.

В этой связи, учитывая динамику роста финансовых документов, в планах предусмотрена задача по совершенствованию  информационной системы Казначейства в части взаимодействия между  Казначейством и клиентом (государственным  учреждением). В рамках развития Казначейской системы в разработан программный  продукт по созданию электронного документооборота с государственными учреждениями «Казначейство-Клиент».

Целью Системы является повышение  эффективности взаимодействия Казначейства с обслуживаемыми государственными учреждениями посредством предоставления современной, интегрированной и  высокоэффективной информационной среды, в целом внедрение Системы  позволит ускорить процедуры предоставления услуг государственным органам. Планируется, что в результате запуска  системы «Казначейство-Клиент» начиная с 2011 года будет обеспечено дистанционное обслуживание государственных учреждений, что значительно повысит эффективность работы органов казначейства при взаимодействии с государственными учреждениями и, соответственно, улучшит качество исполнения бюджетов.

В части процедур проведения государственных закупок Министерством  финансов создана информационная система  «электронных государственных закупок» – веб-портал госзакупок в целях централизации и осуществления государственных закупок по принципу «одного окна». По итогам полугодия 2009 года на веб-портале зарегистрировано 19384 участников электронных государственных закупок. При этом выдано 20546 имен пользователей и паролей представителям заказчиков, организаторов и потенциальных поставщиков электронных госзакупок. Только за 1 квартал 2009 года условная экономия от использования электронных закупок в процентном выражении составила 31,68 % (при суммарной выделенной сумме в бюджете в размере 829 млн. тенге, общая сумма, предложенная победителями электронных госзакупок, составила 566 млн. тенге).

Таким образом, реализация идеи «бесконтактного» проведения процедур закупок товаров, работ, услуг возможна только, если все альтернативные варианты будут заменены на единственный возможный  – проводить закупки только в  электронном виде, поэтому на веб-портале  государственных закупок разработаны  модули:

  • статистики сбора и обобщения отчетности, а также информации об объемах казахстанского содержания при закупках товаров, работ, услуг;
  • представления годовых планов государственных закупок;
  • закупки способом запроса ценовых предложений.

При этом реализация мероприятия  невозможна без внесения изменений  в действующую законодательную  базу и дальнейшего совершенствования  информационно-коммуникационных возможностей веб-портала госзакупок, поэтому в планах предусмотрена задача, направленная на внедрение системы государственных закупок с использованием информационных систем.

Также особо актуальными  в настоящее время остаются вопросы, связанные с обеспечением эффективного исполнения бюджета, и соответственно, с эффективным функционированием системы внутреннего финансового контроля. При профилактике финансовых нарушений по использованию средств государственного бюджета возникают проблемы, связанные с тем, что государственные органы не всегда эффективно и по назначению используют выделенные им бюджетные средства, а при выявлении данных нарушений, с несвоевременным исполнением представлений на их устранение.

1.2 Налоговая политика

Сегодня казахстанская налоговая  служба находится на качественно  новом этапе своего развития, проведен ряд реформ, направленных на создание основы для дальнейшего успешного  функционирования. В последние годы сделаны существенные шаги и достигнуты значительные улучшения в области  налоговой политики и налогового администрирования. При самом активном участии представителей частного сектора  была усовершенствована нормативная  правовая основа, в 2008 году принят новый  Налоговый кодекс. В настоящее  время активно используются различные  информационные системы.

При этом в целях увеличения налоговых поступлений необходимо сосредоточить внимание на резервах, скрытых в теневой экономике, и направить деятельность на их выявление. Необходимо повышать эффективность проверок крупных предприятий, особенно по контролю за трансфертными ценами, активизировать борьбу со лжепредпринимательством, усилить администрирование убыточных предприятий, обратить внимание на нерезидентов, существенно повысить поступление налогов от подакцизной (особенно от алкогольной) отрасли. Увеличение доходной части бюджета должно проводиться за счет совершенствования налогового администрирования с параллельным снижением налоговой нагрузки. Недостатки или недоработки налогового администрирования могут привести к снижению поступлений налогов в бюджет, увеличить вероятность налоговых правонарушений, в конечном итоге создать социальную напряженность в обществе.

Вместе с тем для  стимулирования бизнес – активности приняты меры по снижению налогового бремени. Однако снижение ставок само по себе не приведет к совершенствованию  налоговой системы. По мере снижения налоговых ставок и расширения налоговой  базы возможности по увеличению поступлений  будут все больше зависеть от улучшений  в сфере администрирования, целью  которых является поддержка большей  степени соблюдения налогового законодательства. Кроме того, наряду с прорывными шагами в совершенствовании деятельности органов налоговой службы, основанными  на использовании передового международного опыта на базе информационных систем, существует ряд проблем, требующих  их решения.

Информация о работе Финансовая политика Казахстана