Финансовая политика Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. В соответствии с заданными параметрами государство вырабатывает соответствующую финансовую политику. Последнее, согласно современному словарю по экономике и финансам1, представляет собой государственную экономическую политику, проявляющуюся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Содержание работы

Введение
Глава I. Современная финансовая политика Казахстана
1.1 Общие положения
1.2 Бюджетная политика
1.3 Налоговая политика
1.4 Таможенная политика
Глава II. Особенности политики в период мирового финансового кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

фин полит.docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

Решения различных проблем  предусмотрены в рамках обеспечения  стратегической цели «Обеспечение роста  уровня удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой  службы» путем повышения качества предоставляемых налоговых услуг (сокращение среднего времени ожидания в очереди, повышение удовлетворенности  качеством работы программного обеспечения  по оказанию электронных видов государственных  услуг (по результатам опроса), упрощение  исчисления налогов – среднее  время, затрачиваемое на подготовку и сдачу налоговой отчетности в год, строительство Центров приема и обработки информации налоговых органов), повышения информированности общества в налоговых вопросах путем внедрения в практику работы органов налоговой службы прогрессивных форм и методов разъяснительной работы, в том числе с использованием современных информационных технологий.

В настоящее время модернизация налоговой службы является первостепенной задачей, поставленной Президентом  Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан и рассматриваемой  как важнейший элемент повышения  конкурентоспособности Казахстана и создания привлекательных условий  для ведения бизнеса.

1.3 Таможенная политика

Учитывая тенденцию экономического развития Казахстана за последние годы, таможенной службой предпринимаются  активные шаги в сторону совершенствования  таможенного администрирования, упрощения  таможенных процедур, создания благоприятных  условий для участников внешнеэкономической  деятельности и населения в целом. В целях способствования развитию предпринимательской деятельности в Казахстане, а также для повышения  позиций Казахстана в рейтинге Глобального  индекса конкурентоспособности  Всемирного экономического форума «Нагрузка  таможенных процедур» Министерством  финансов продолжается реализация мер, направленных на снижение административных барьеров и улучшения условий  развития бизнес среды.

Так с февраля 2008 года осуществлен  переход от трехэтапной процедуры  таможенного оформления к одноэтапной, что позволило упростить процедуру  оформления посредством регистрации  и оформления ГТД по системе «одного  окна» и сократить время осуществления  таможенных процедур. Для упрощения  уплаты таможенных платежей и налогов  для физических лиц и снижения коррупционных проявлений установлена  унифицированная специфическая  ставка взимания таможенного платежа (0,6 евро за 1 кг), что сократит администрирование  и потребует минимум форм контроля.

Введен интегрированный  таможенный контроль, в соответствии с которым на таможенные органы возложены  функции по координации действий контролирующих органов на границе, действует комплекс электронного декларирования «Web-декларант».

При этом согласно отчету Международного банка реконструкции и развития в рейтинге по ведению международной  торговли Казахстан занимает 178 место  в мире, так как для осуществления  сделки по импорту в нашей стране необходимо представить 18 документов, по экспорту – 14, продолжительность  их оформления может быть до 60 дней, из данных документов только 3 являются таможенными – учетная карточка участника внешнеэкономической  деятельности, Гарантийное обязательство о доставке товаров, Таможенная декларация (грузовая, пассажирская), поэтому в рамках поставленной перед Министерством финансов задачи по гармонизации и унификации таможенных процедур в соответствии с международными стандартами в интересах участников внешнеэкономической деятельности планируется исключить 2 вспомогательных таможенных документа и оставить обязательным лишь один – Таможенную декларацию.

Также для обеспечения  экономической безопасности страны таможенными службами активно проводятся мероприятия по внедрению в преступную среду сотрудников с целью  выявления схем контрабанды и  установления, причастных к этому  сотрудников таможенных и других госорганов. В результате собственными силами в отношении своих сотрудников  возбуждается до 61 % уголовных дел  и в 82 % случаях выявляем коррупционные  правонарушения.

Дальнейшее нивелирование  данной проблемы планируется путем, например, сокращения процента физического  досмотра товаров и транспортных средств в 2010 году до 55. Последнее  достигается с помощью реализации Проекта развития таможенной службы, осуществляемого совместно с  Всемирным банком, при этом согласно отчетности в 2008 году данный показатель составил 70 %. В практике прошлых  лет таможенные органы проверяли  всех «под гребенку» без ранжирования, причиняя наибольшие неудобство участникам внешнеэкономической деятельности замедленным режимом досмотра и  прохождения таможенного контроля.

Поэтому Министерством финансов проведено комплексное испытание  разработанной информационной системы  «Селективный контроль и управление рисками». В текущем году запланировано  ее внедрение в опытную эксплуатацию. Это позволит обеспечить оперативную  выдачу рекомендаций для сотрудников  таможенных органов, принимающих решения  на этапе оформления товаров. Кроме  того, положительным эффектом от внедрения  данной системы является повышение  достоверности данных, осуществление  внутреннего контроля исходя из степени  риска, снижение времени таможенного оформления и, конечно, исключение человеческого фактора.

Вместе с тем, по отчетным данным всемирного экономического форума в 2009 году произошло снижение рейтинга конкурентоспособности страны по показателю «Нагрузка таможенных процедур». Так  Казахстан, занимавший в 2008 году 104-е  место, переместился в 2009 году на 106 место  из 134 стран.

В этой связи, помимо вышеуказанных  мер, таможенными органами планируется  в первой половине 2010 года провести ряд встреч с представителями  бизнес среды, входящих в число предполагаемых респондентов рейтинга всемирного экономического форума, провести информационно-разъяснительную  работу для предпринимательства  о принимаемых мерах по упрощению  процедур ведения бизнеса. Итогом проводимой работы станет достижение показателя «Нагрузка таможенных процедур»  в данном рейтинге, опубликованном отчете в 2010 году, 96 место (прогноз).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Особенности политики в период мирового финансового кризиса

Глобальный экономический  кризис, который сотрясает сегодня  страны, и континенты не обошел стороной и Казахстан. В целом макроэкономическая ситуация в Казахстане хотя и остается сложной, но является управляемой. Для  выхода из сложившейся ситуации требовалось  принятие активных мер со стороны  государственных органов. По мнению многих экспертов, антикризисная политика Казахстан является наиболее эффективной среди стран СНГ.  В рейтинге сопротивляемости кризисным явлениям среди стран постсоветского пространства, рассчитанном JEEN  (Объединенная евразийская экспертная сеть) Казахстан занимает первое место (но надо отметить, что Россия в этот рейтинг не входила). Основой для составления рейтинга стали результаты опроса, проведенного среди экспертов по постсоветскому пространству, политологов, обозревателей, журналистов, представителей органов государственной власти. Опрошенные компанией эксперты оценивают шансы на реализацию антикризисной программы как значительные, благодаря здоровым политическим и экономическим амбициям. Казахстанская программа выделяется с точки зрения доскональности проработки.

Меры, принятые в 2007-2008 годах для стабилизации экономики

Казахстан начал предпринимать  меры по стабилизации  экономики уже в ноябре 2007 года. А именно, 6 ноября Правительством РК был принят План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан.  В рамках этого плана за период с осени 2007 по первую половину 2008 года из госбюджета было свыше 4,5 млрд. долл.(4,2%ВВП). Средства были направлены на завершение долевого строительства объектов жилья, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности. В течение 2007-2008 года поэтапно решались проблемы дефицита ликвидности в банковском секторе, в том числе за счет последовательного снижения минимальных резервных требований. Была активизирована работа по минимизации рисков банковского сектора, в том числе связанных с достаточностью собственного капитала, ликвидности, внешним заимствованием.

В третьем квартале 2008 года был оперативно принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках». Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отечественному бизнесу за счет предоставления гарантий, долговременных заказов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки.

В ноябре 2008 года принят План совместных действий Правительства РК, Национального банка РК (ЦБ) и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 гг. Его цель -  смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в  Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.

На реализацию плана по поручению главы государства  из средств Национального фонда направлено 10 млрд. долл. (Национальный фонд был создан в 2001 году и был призван обеспечить эффективное распределение и использование доходов от природных ресурсов, а именно от нефти. Цель: обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, сберегательная функция и стабилизационная функция).  

Эти средства выделяются дополнительно  к уже запланированным расходам в рамках трехлетнего бюджета на 2009-2011 гг.

Средства, как и определил  президент страны, в основном будут  направлены на пять направлений:

  • стабилизация финансового сектора - 4 млрд. долл.;
  • развитие жилищного сектора - 3 млрд. долл.;
  • поддержка малого и среднего бизнеса - 1 млрд. долл.;
  • развитие агропромышленного комплекса - 1 млрд. долл.;
  • реализация прорывных инфраструктурных и индустриальных проектов - 1 млрд. долл.

В ноябре 2008  было принято постановление по созданию Фонда стрессовых активов (ФСА), цели которого таковы:

  1. обеспечение стабильности финансовой системы
  2. улучшение качества активов банковского сектора
  3. покупка и управление стрессовыми активами,  которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам

Первоначальная капитализация  фонда   -  52 млн. долл. В ближайшее время правительство доведет ее до 1 млрд. долл. Фонд будет выборочно приобретать такие сомнительные активы (в том числе ипотечные продукты) у крупнейших отечественных банков и временно осуществлять их управление, чтобы сгладить последствия глобального кризиса. По словам премьер – министра Карима Масимова, «мы создаем Фонд стрессовых активов, за счет чего государство будет иметь возможность брать себе на баланс некоторые активы, то есть мы высвобождаем деньги для того, чтобы была возможность кредитования реальной экономики. Все эти высвобождаемые средства в первую очередь должны пойти на кредитование малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, которые формируют деловую активность».Итак, реализация указанных мер позволила подготовиться к возможному ухудшению внешней конъюнктуры, придав экономике дополнительный запас прочности.

2009 год

С 1 января 2009 года введен новый  Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузи, в первую очередь для несырьевого сектора. Новый Налоговый кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, а также выходу бизнеса из тени.  Для предприятий малого и среднего бизнеса отменяется требование об уплате авансовых платежей по корпоративных подоходному налогу.  (КПН уплачивался путем внесения  авансовых платежей равными долями в течение налогового периода).  

Одним из основных направлений  реформирования экономики Казахстана стал финансовый сектор. При этом наибольшее развитие получила банковская система, которая и по настоящий день является основой всей финансовой системы. Проводимые реформы банковской системы были направлены на повышение устойчивости банков, рост их капитализации, повышение доступности банковских услуг, развитие систем управления рисками. Развитие банковской системы в Казахстане значительно опережало темпы реформирования других отраслей экономики. Столкнувшись с объективными ограничениями по привлечению ресурсов на внутреннем рынке, отечественные банки стали привлекать ресурсы для собственного развития и для финансирования на внешних рынках капитала. Макроэкономическая среда, высокий спрос на кредиты в Казахстане благоприятствовали этому.

Кроме того, узость внутреннего  производственного рынка ограничивала расширение деятельности банков. В результате отечественные банки стали выходить не только на рынки соседних и близлежащих стран, как Кыргызстан, Таджикистан, Россия, но и в другие страны бывшего СССР (Беларусь, Украина, Грузия, Армения), а также в Турцию, Китай и, Монголию. С другой стороны, расширение деятельности банков поставило их в зависимость от внешних заимствований. А концентрация деятельности в отдельных сегментах кредитования (строительство, торговля, потребительское кредитование) обусловила рост кредитного риска. Высокая степень зависимости от внешнего фондирования характерна не для всей банковской системы. В наибольшей степени уязвимыми являются ряд крупнейших банков, на долю которых приходится львиная доля внешних займов.

Информация о работе Финансовая политика Казахстана