Таможенная политика - это органическая
часть налоговой и ценовой политики, так
как таможенные сборы и пошлины оказывают
прямое воздействие на цену товаров и
услуг. Впрочем, таможенная политика в
значительной мере самостоятельна, поскольку
она имеет особенности влияния на народное
хозяйство, ограничивая или расширяя доступ
на внутренний рынок импортных товаров
и услуг и сдерживая или поощряя экспорт
товаров и услуг из страны.
Социальная политика связана, прежде
всего, с решением задач финансового обеспечения
прав граждан Кыргызстана, установленных
в Конституции КР, и охватывает следующие
сферы: пенсионную, миграционную, финансовой
помощи отдельным социальным группам
населения и др.
Инвестиционная политика связана с созданием
условий для привлечения отечественных
и иностранных инвестиций, прежде всего
в реальный сектор экономики. Инвестиционная
политика как часть финансовой политики
реализуется на разных уровнях государственного
управления и управления финансами хозяйствующих
субъектов. Главная задача этой политики
заключается в создании условий для того,
чтобы инвесторам было выгодно вкладывать
финансовые средства в экономику Кыргызстана,
чтобы огромные капиталы "не убегали"
из республики, а наоборот, чтобы происходил
приток иностранного капитала.
Одним из мощных инструментов финансовой
политики государства является налогово-бюджетный
механизм. Функции государственного бюджета
объективны, как объективна и сама эта
категория. Но проявление присущих бюджету
свойств, его использование в качестве
инструмента распределения и контроля
возможно только в процессе человеческой
деятельности, что находит свое отражение
в создаваемом государством бюджетном
механизме. Последний является реальным
воплощением бюджетной политики, отражает
конкретную нацеленность бюджетных отношений
на решение экономических и социальных
задач.
С помощью бюджетного механизма можно
практически использовать бюджет в качестве
инструмента государственного регулирования
экономики, стимулирования производственных
и социальных процессов. Благодаря бюджетному
перераспределению национального дохода
удается совершенствовать структуру общественного
производства. При этом государство применяет
различные формы прямого и косвенного
воздействия на экономику - субсидирование
предприятий, государственные инвестиции,
бюджетное финансирование конверсии оборонных
отраслей и т.п., добиваясь в конечном итоге
изменения сложившихся народнохозяйственных
пропорций. При правильном построении
бюджетного механизма он может реально
влиять на рост экономики и социальной
сферы. ускорение темпов научно-технического
прогресса, обновление и совершенствование
материально-технической базы общественного
производства. Центр экономических и социальных
реформ при Минфине КР. "Налогово-бюджетная
политика в КР". Мониторинг, вып. 6. Б:
2010г
Использование бюджетного механизма
для регулирования экономики осуществляется
посредством маневрирования по ступающими
в распоряжение государства денежными
средствами. Маневрирование возможно
питому, что в бюджете отсутствует принцип
закрепления доходов за конкретными видами
и направлениями расходов, в связи с чем
средства, поступающие в распоряжение
государства, обезличиваются и могут быть
использованы по любому направлению. Маневрирование
бюджетными средствами позволяет целенаправленно
влиять на размеры и пропорции развития
общественного производства.
Бюджетный механизм является активным
инструментом реализации бюджетной политики
государства. Судить о ней можно по статьям
бюджетных доходов и расходов, отражающим
источники формирования и направления
использования бюджетного фонда страны;
Составляемый в форме баланса доходов
и расходов государственный бюджет может
выступать действенным орудием общегосударственного
финансового контроля. Адресность бюджетных
показателей, отражающих многообразные
связи бюджета с народным хозяйством,
создает основу для их использования в
целях контроля за состоянием дел в структурных
подразделениях общественного производства.
Через бюджетные показатели можно следить
за течением экономических и социальных
процессов, расценивая отклонения фактических
данных от ранее запланированных как своеобразные
сигналы для принятия оперативных правительственных
решений Лавров А. Бюджетный федерализм
и финансовая стабилизация // Вопросы экономики,
№ 8, 2009г. .
Бюджетный механизм исторически и логически
связан с бюджетом; вместе с тем существенное
влияние на него оказывают задачи, решаемые
обществом на том или ином этапе развития.
Меняются задачи - должен изменяться и
бюджетный механизм. Отсюда по мере развития
экономики, перевода ее на рыночные основы,
хозяйствования будет радикально изменяться
и бюджетный механизм, приобретая качественно
новые черты: на смену директивному администрированию
субъектов власти появятся методы косвенного
влияния бюджета на экономику; изменятся
приоритеты бюджетной политики, которая
от решения текущих, хотя и очень важных
задач, перейдет к разработке и последовательной
реализации долгосрочных целевых программ;
коренным образом преобразуются методология
и методика бюджетного планирования, в
которых, к примеру, на смену объемным
показателям придут качественные ориентиры
типа социальных нормативов и т.д.
Функционирование государственного
бюджета происходит посредством особых
экономических форм - доходов и расходов,
выражающих последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного продукта, концентрируемой
в руках государства. Доходы и расходы
бюджета - это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет специфичное
общественное значение; доходы служат
финансовой базой деятельности государства,
расходы - удовлетворению общегосударственных
потребностей.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации
денежных средств в бюджет зависят от
системы и методов хозяйствования, а также
от решаемых обществом экономических
задач. В нашей стране, где собственником
преобладающей массы средств производства
до недавнего времени выступало государство,
доходы бюджета базировались в основном
на денежных накоплениях государственных
предприятий. Система взимания платежей
в период 1930-1990 гг. отличалась тем, что
носила ярко выраженный фискальный характер,
была жестко централизованной, строилась
на использовании индивидуальных ставок.
Эти черты отражали административно-командный
подход к мобилизации финансовых ресурсов
в распоряжение государства свидетельствовали
о стремлении центра сосредоточить в своих
руках максимально возможную величину
денежных средств.
Особенно ярко названные черты проявились
в платежах из прибыли, вносимых государственными
предприятиями на основе индивидуальных
ставок, приспосабливаемых отраслевыми
органами управления к конкретным результатам
хозяйствования. Даже введение нормативных
платежей из прибыли (платы за производственные
фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло
изменить систему изъятия в целом - она
продолжала ориентироваться на индивидуальные
результаты хозяйствования отдельных
предприятий. Отсутствие объективных
критериев, в соответствии с которыми
обоснованно определялась бы доля участия
каждого субъекта хозяйствования в формировании
бюджетного фонда страны, приводило к
подрыву финансовой самостоятельности
предприятий, пренебрежению их экономическими
интересами.
Инвестиционная политика
как одна из важных частей
финансовой политики государства
Учитывая социальные проблемы, государственная
инвестиционная политика направлена,
в первую очередь, на сокращение бедности
и улучшение качества предоставляемых
социальных услуг. Значительные средства
направляются на борьбу с такими социальными
проблемами, как бедность и безработица.
На наш взгляд, сложившиеся в республике
экономические условия не дают пока реальных
возможностей для быстрого накопления
сбережений и мобилизации внутренних
инвестиционных ресурсов. В этой связи
большое значение для подъема экономики
и расширения на этой основе финансовых
возможностей страны имеет привлечение
в ее экономику иностранных инвестиций.
Они могут осуществляться в различных
формах. Мировой опыт доказывает огромную
действенность прямых иностранных инвестиций.
Инвестиционная ситуация в Кыргызской
Республике". г. 2009г.
К числу основных механизмов реализации
инвестиционной политики относится создание
благоприятного инвестиционного климата.
В экономической литературе принято следующее
определение этого понятия "инвестиционный
климат - это совокупность политических,
экономических, социальных и юридических
факторов, максимально благоприятствующих
инвестиционному процессу, равные для
отечественных и иностранных инвесторов,
одинаковые по привлекательности условия
для вложения капиталов в национальную
экономику". То есть в понятие инвестиционного
климата входит ряд составляющих, таких,
как политическая стабильность, предсказуемость
внутренней политики, стабильность законодательства,
макроэкономическая стабильность, развитая
инфраструктура, развитая законодательная
и судебная система, присутствие в стране
международных финансовых организаций,
иностранных коммерческих банков и консалтинговых
фирм и т.д. Каждая из этих составляющих
инвестиционного климата представляет
собой довольно трудную задачу, требующую
неотложного решения.
Основным по важности вопросом для иностранных
инвесторов является полнота и стабильность
законодательства. В частности, принципиально
важными для инвестора, требующими отражения
в законодательстве аспектами, являются
- Предоставление государственных
гарантий по защите интересов
инвесторов.
- Свобода репатриации регистрации
предприятий.
- Свободный доступ иностранных
предприятий к приватизации объектов,
возможность приобретения земли
и недвижимости.
- Формирование рыночной системы
ценообразования.
- Свобода предпринимательской
деятельности.
- Предоставление льгот и преференций
инвесторам для реализации инвестиционных
проектов в приоритетных секторах
экономики.
Из вышеуказанного следует, что привлекательность
инвестиций во многом зависит от политических
и экономических факторов.
Они включают политическую стабильность,
законодательство, участие в двух - и многосторонних
межгосударственных соглашениях, общее
состояние экономики, положение в налоговой,
валютной и кредитной системах принимающей
страны, таможенный режим, стоимость рабочей
силы, условия для репатриации прибыли,
наличие гарантий против национализации,
характер процедуры регистрации и т.д.
Инвестиционное законодательство является
ключевым фактором, определяющим инвестиционный
климат в государстве. Одной из его целей
является исключение всех сомнений в надежности
защиты интересов инвесторов. Государство
может на долгий срок потерять доверие
потенциальных инвесторов, если будет
допускать ошибки при разработке инвестиционного
законодательства.
Итак, инвестиционный климат и инвестиционный
риск тесно взаимосвязаны. Чем благоприятнее
инвестиционный климат, тем ниже инвестиционный
риск. И наоборот, чем хуже инвестиционный
климат, тем больше инвестиционный риск.
В Кыргызстане главным документом, регулирующим
отношения, связанные с осуществлением
иностранной инвестиционной деятельности,
как уже отмечалось, является Закон Кыргызской
Республики "Об иностранных инвестициях
в Кыргызской Республики".
На сегодняшний день законодательством
КР иностранным инвесторам предоставлены
следующие права
- на участие в приватизации;
- на приобретение недвижимости
и право пользования землей, природными
ресурсами на основании договора
аренды;
- право на производство расчетов
в иностранной валюте и реинвестирование
валюты в КР;
- на привлечение финансовых
средств в виде кредитов, выпуск ценных
бумаг, займов;
- на репатриацию капитала и
беспрепятственный вывоз прибыли;
- на приобретение акций и
других ценных бумаг;
- на обращение при разрешении
споров, связанных с инвестиционной
деятельностью, в соответствии с
действующим в КР законодательством
в суды любого уровня или по договоренности
сторон.
Потенциально Кыргызстан может стать
одной из ведущих стран приложения прямых
инвестиций. Его природные ресурсы предоставляют
возможности для эксплуатации минеральных
богатств, особенно месторождений золота,
развитие гидроэнергетики и экспорта
электроэнергии, разведки и эксплуатации
месторождений нефти и газа, развития
туризма и далее увеличения объема продукции,
и диверсификации аграрного комплекса.
Высокий уровень образованности населения
и сравнительно развитая инфраструктура
создают условия для использования возможности
увеличения объемов производства в отраслях
обрабатывающей промышленности и сферы
услуг.
Использование этих возможностей роста
потребует существенных инвестиций в
модернизацию промышленности инфраструктуры
Кыргызстана.
Глава 2.Финансовая политика
КР на современном этапе
2.1 Финансовая политика Кыргызской
Республики в условиях перехода
к рыночной экономике
Важным фактором дестабилизации
финансового состояния народного хозяйства,
снижения государственных доходов и лавинообразного
роста бюджетного дефицита бывшего Союза
явилась финансовая система. Консерватизм
ее структур, их ориентированность на
административно-командные рычаги управления
экономикой не позволяли оперативно маневрировать
финансовыми ресурсами в усложнившихся
условиях. Сложившиеся еще в 30-е годы и
лишь внешне подновленные в последующий
период принципы организации финансовых
отношений во всех звеньях народного хозяйства
пришли в явное противоречие с задачами,
выдвинутыми эпохой радикальных преобразований.
Программа перевода экономики
страны на рельсы рыночного хозяйства
требовала коренных изменений во всем
финансовом механизме, реформирования
всех его структур.
Процесс совершенствования
финансовой политики носит постоянный
характер. В 1995 - 1998 гг. намечен был ряд
первоначальных мероприятий по совершенствованию
финансовой политики. Основная задача
на этом этапе - снижение дефицита государственного
бюджета, чтобы его финансирование за
счет внутренних и внешних источников
не тормозило экономическое развитие
страны в целом и способствовало снижению
инфляции. Основная задача следующего
этапа по мере накопления финансовых ресурсов
- полная сбалансированность доходов и
расходов государственного бюджета.
В этот же период осуществлялась
налоговая реформа, направленная на укрепление
налоговой системы и улучшение реального
формирования доходов бюджета. Совершенствование
налоговой системы продолжается и по сей
день. Пути реализации налоговой реформы
связаны со снижением налогового бремени
и упрощением налоговой системы за счет
отмены низкоэффективных налогов, расширения
налоговой базы путем отмены ряда налоговых
льгот, увеличения круга плательщиков
и облагаемых доходов, постепенного перемещения
налогового бремени с предприятий на доходы
физических лиц. Большое значение для
осуществления налоговой реформы имеет
усиление контроля за соблюдением налогового
законодательства.