Финансовая политика организации, ее цели, задачи, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из 3 глав. В 1 главе рассмотрена сущность финансовой политики предприятия, ее цели, задачи, основные этапы проведения. В главе 2 – анализ исследования финансовой политики предприятия на примере ОАО «Лакомка». В главе 3 – мероприятия, повышающие эффективность финансовой политики предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы финансовой политики предприятия…………………………5
1.1 Понятие «финансовая политика предприятия», ее значение в развитии предприятия………………………………………………………………………5
1.2 Цели, задачи и направления формирования финансовой политики……...7
Глава 2. Анализ финансовой политики предприятия на примере ОАО «Лакомка»………………………………………………………………………..12
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Лакомка»………………………………………………………………………..12
2.2 Основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО «Лакомка»………………………………………………………………………..13
2.3 Анализ и оценка финансового состояния ОАО «Лакомка»……………....17
Глава 3. Мероприятия, повышающие эффективность финансовой политики предприятий……………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы и источников…………………………...29
финансовая политика

Файлы: 1 файл

Финансовая политика организации.docx

— 89.76 Кб (Скачать файл)

Составлено  автором на основе статистических данных

 

Согласно  данным, представленным в таблице 2.6. видно, что за период с 2009 г. по 2011 г. произошло увеличение собственных средств предприятия и уменьшения заемных. В настоящее время наибольший удельный вес в структуре источников средств ОАО «Лакомка» занимают собственные источники – 76,12%. На предприятии имеются также заемные средства, которые представляют собой кредиторскую задолженность – 23,88%. Более половины объема кредиторской задолженности составляют обязательства перед поставщиками за товары, работы и услуги. Таким образом предприятию необходимо обратить особое внимание на данный фактор.

Расчет  показателей платежеспособности приведен в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7

Расчет  показателей платежеспособности

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменение в 2011 г. к 2009 г. (+,-)

Исходная информация

1. Денежные средства, руб.

45968

92322

42331

-3637

2. Дебиторская задолженность, руб.

107131

46508

65584

-41547

3. Запасы и затраты (без расходов  будущих периодов), руб.

230671

268045

378550

+147879

4. Краткосрочные обязательства, руб.

150793

1612057

206818

+56025

Показатели платежеспособности

5. Коэффициент абсолютной ликвидности 

1,02

0,09

0,52

-0,5

6. Промежуточный коэффициент покрытия 

2,55

0,25

2,35

-0,2

7. Общий коэффициент покрытия 

1,55

-0,75

1,35

-0,2

8. Удельный вес запасов и затрат  в сумме краткосрочных обязательств

152,97

16,63

183,04

+30,07


Составлено  автором на основе статистических данных

 

Согласно  данным, представленным в таблице 2.7. за период с 2009 по 2011 гг. произошло снижение показателей платежеспособности предприятия, связанное с увеличением удельного веса запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств на 30,07%. В связи с этим коэффициент абсолютной ликвидности уменьшился в 2 раза, а промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициент покрытия на 0,2.

Предприятие ОАО «Лакомка» считается платежеспособным, т.к. коэффициент абсолютной ликвидности, равен 0,52 (при норме 0,2 – 0,5), а общий коэффициент покрытия, равен 1,35 (при норме >=2).

Расчет  и анализ основных показателей финансовой устойчивости предприятия ОАО «Лакомка» представлен в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8

Расчет  показателей финансовой устойчивости

Показатели

2008 г.

2009 г.

2011 г.

Изменение в 2011 г. к 2009 г. (+,-)

Исходная информация

1. Собственные средства, руб. 

2035911

568753

1089263

-946648

2. Сумма задолженности, руб.

150793

1612057

206802

+56009

3. Дебиторская задолженность, руб.

107131

46508

65584

-41547

4. Долгосрочные заемные средства, руб.

-

-

-

-

5. Стоимость имущества, руб.

2186704

2180810

1296065

-890639

Показатели финансовой устойчивости

6. Коэффициент независимости, 

0,93

0,26

0,84

-0,09

7. Удельный вес заемных средств, 

6,9

73,9

15,9

+9,0

8. Соотношение заемных и собственных  средств

0,07

2,83

0,19

+0,12

9. Удельный вес дебиторской задолженности

4,9

2,1

5,1

+0,2

10. Коэффициент финансовой устойчивости

0,93

0,26

0,84

-0,09


Составлено  автором на основе статистических данных

 

Согласно  представленным данным в таблице 2.8. за 2009 – 2011 гг. увеличился удельный вес дебиторской задолженности на 0,2%. Это говорит о том, что уменьшился возврат долгов предприятию за реализованную продукцию. Также на предприятии заметно преобладание заемных средств по отношению к собственным средствам предприятия.

Основные  показатели рентабельности предприятия  ОАО «Лакомка» приведены в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9

Оценка  рентабельности работы предприятия

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменение в 2011 г. к 2009 г. (+,-)

Исходная информация

1. Балансовая прибыль, руб.

5845

7425

14262

+8417

2. Платежи в бюджет, руб.

5012

5716

12987

+7975

3. Чистая прибыль, (стр.1-стр.2), руб.

833

1709

1275

+442

4. Выручка от реализации, руб.

5734534

7587093

8202897

+2468363

5. Собственные средства, руб.

2035911

568753

1089263

-946648

6. Долгосрочные заемные средства, руб.

-

-

-

-

7. Основные средства, руб.

1785568

1743015

775656

-1009912

8. Запасы и затраты, руб.

230671

268045

378550

+147879

9. Стоимость имущества, руб.

2186704

2180810

1296065

-890639

Показатели рентабельности

10. Коэффициент рентабельности всего  капитала

0,27

0,34

1,10

+0,83

11. Коэффициент рентабельности собственных  средств

0,29

1,30

1,31

+1,02

12. Коэффициент рентабельности производственных  фондов

0,29

0,37

1,24

+0,95

13. Коэффициент рентабельности продаж,

0,10

0,09

0,17

+0,07

14. Коэффициент перманентного капитала,

0,29

1,30

1,31

+1,02

15. Прибыль от продаж, руб.

80036

36274

27392

-52644


Составлено  автором на основе статистических данных

 

Представленные  в таблице 2.9. данные показывают, что за период с 2009 г. по 2011 г. на предприятии ОАО «Лакомка» увеличилась чистая прибыль на 442 руб., а выручка от реализации – на 2468363 руб., что в свою очередь повлияло на увеличение показателей рентабельности ОАО «Лакомка». Увеличение показателей рентабельности предприятия говорит о том, что производимая продукция на предприятии ОАО «Лакомка» пользуется большим спросом у населения.

Показатели  деловой активности предприятия  ОАО «Лакомка» приведены в таблице 2.10.

 

 

Таблица 2.10

Оценка  деловой активности предприятия

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменение в 2011 г. к 2009 г. (+,-)

Исходная информация

1. Выручка от реализации, руб.

5734534

7587093

8202897

+2468363

2. Себестоимость реализованной продукции,  руб.

3316961

4713793

5043546

+1726585

3. Запасы и затраты, руб.

230671

268045

378550

+147879

4. Стоимость имущества, руб.

2186704

2180810

1296065

-890639

5. Собственные средства, руб.

2035911

568753

1089263

-946648

Показатели деловой активности

6. Общий коэффициент оборачиваемости

2,62

3,48

6,33

+3,71

7. Оборачиваемость запасов в оборотах

14,38

17,59

13,32

-1,06

8.Оборачиваемость собственных средств

2,82

13,34

7,53

+4,71

9. Оборачиваемость запасов 

25

21

27

+2


Составлено  автором на основе статистических данных

 

Согласно  представленным данным в таблице 2.10. предприятие за 2009 – 2011 гг. увеличило выручку от реализации продукции на 2468363 руб. несмотря на то, что себестоимость продукции увеличилась на 726585 руб., а стоимость имущества и собственных средств предприятия снизилась на 890639 руб. и 946648 руб. соответственно. Изменения данных показателей в анализируемом периоде сказались на изменении показателей деловой активности предприятия. Так общий коэффициент оборачиваемости увеличился на 3,71 раза. Оборачиваемость запасов в оборотах уменьшилась на 1,06, что в свою очередь увеличило оборачиваемость запасов в днях (+2 дня). Изменение показателей деловой активности предприятия свидетельствует о ее снижении.

 

Глава 3. Мероприятия, повышающие эффективность финансовой политики предприятий

 

Мероприятия по повышению эффективности финансовой политики предприятия включают выработку научнообоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долгосрочные периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования  результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования финансовых фондов предприятия  определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации  финансовой деятельности. Главной целью  финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование  и наращивание его финансового  потенциала.

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой налоговой и  денежно-кредитной политики государства  многие предприятия вынуждены проводить  линию на выживание. Она выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных  властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает  ряд противоречий между интересами предприятий и фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований  и рентабельностью производств; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и др.

Разработка  путей совершенствования финансовой политики должна включать следующие основные звенья:

  1. разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;
  2. выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период и на ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности. Состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений по основным фондам и др.);
  3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способ финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и финансовых активов и т.д.).

Единство  трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими задачами которой являются:

а) максимизация прибыли как источника экономического роста;

б) оптимизация  структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;

в) достижение финансовой открытости предприятия  для инвесторов и кредиторов;

г) использование  рыночных механизмов привлечения капитала с помощью финансового лизинга, проектного финансирования;

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают  проблемы гармонизации развития интересов  предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности.

Финансовая  политика предприятия разрабатывается в соответствии с глобальными задачами социально-экономической стратегии предприятия. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.).

Финансовая  политика предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт и интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формируются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

К важнейшим  направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

  • анализ и оценка финансово-экономического состояния;
  • разработка учетной и налоговой политики;
  • выработка кредитной политики;
  • управление основным капиталом и амортизационная политика;
  • управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;
  • управление заемными средствами;
  • управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;
  • ценовая политика;
  • выбор дивидендной и инвестиционной политики;
  • оценка достижений предприятия и его рыночной стоимости.

Однако выбор этих направлений не всегда гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Информация о работе Финансовая политика организации, ее цели, задачи, принципы