Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:03, контрольная работа
Финансовая политика предприятия - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач. Содержание финансовой политики предприятия многогранно и включает следующие аспекты: разработку концепции управления финансами предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности и низкого риска; определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период) с учетом планов предприятий и коммерческой деятельности; практическое достижение поставленной цели (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов.
Введение……………………………………………………………………….3
Вопрос 1. Понятие инвестиционной политики предприятия…………...4
Вопрос 2. Понятие и типы ценовой политики предприятия…………...7
Вопрос 3. Понятие дивидендной политики предприятия……………….10
Вопрос 4. Подготовка бизнес-планов инвестиционных проектов……...16
Вопрос 5. Риски корпоративных инвестиционных проектов…………...22
Библиографический список………………………………………………….31
В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени, регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общие тенденции в отношении выплаты дивидендов. Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них:
Ограничения правового характера. Собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем – на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.
В национальных законодательствах имеются и другие ограничения по выплате дивидендов. В частности, если предприятие неплатежеспособно или объявлено банкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена. Поскольку налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды, нераспределенная прибыль, налогом не облагаются, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом облагается налогом. Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости защиты прав кредиторов и предотвращения возможного «проедания» собственного капитала предприятия.
Согласно Российскому Положению об акционерных обществах процедура объявления дивиденда проводится в два этапа: промежуточный дивиденд объявляется директоратом и имеет фиксированный размер; окончательно – дивиденд утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов. Величина окончательного дивиденда в расчете на одну акцию предлагается на утверждение собранию директоратом общества. Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при их выпуске.
Ограничения контрактного характера. Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.
Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.
Ограничения в связи с расширением производства. Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.
Ограничения в связи с интересами акционеров. Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления – принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.
Определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций. В условиях постоянного роста дивидендов с темпом прироста g и дивидендом за год C цена акций РV может быть исчислена по формуле Гордона
РV= C * (1+g) / (r – g)
Имеются и другие обстоятельства, увязывающие размер дивидендов и интересы акционеров. Так, если на рынке капиталов имеются возможности участия в инвестиционных проектах с более высокой нормой дохода, чем обеспечивается данным предприятием, его акционеры могут проголосовать за более высокий дивиденд, в России ситуация несколько иная. Определенные противоречия могут возникать среди самих акционеров. Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога; другие интересы могут быть у относительно небогатых акционеров.
Ограничения рекламно-финансового характера. В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.
С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам.
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:
а) стадия жизненного цикла компании, на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов;
б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ, в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает;
в) степень готовности
отдельных инвестиционных проектов
с высоким уровнем
2. Факторы, характеризующие
возможности формирования
а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;
г) доступность кредитов на финансовом рынке;
д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3. Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:
а) уровень налогообложения дивидендов;
б) уровень налогообложения имущес
в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
г) фактический размер получаемой
прибыли и коэффициент
4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:
а) конъюнктурный цикл товарного
рынка, участником которого является акционерная
компания, в период подъема конъюнктуры
эффективность капитализации
б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам, поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат;
г) возможность утраты контроля над управлением компанией, низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами.
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.
На этапе
пред инвестиционной фазы, когда проведены
все необходимые исследования и научно-исследовательские
разработки, предшествующие принятию
инвестиционного решения, выполнен большой
объем работ, связанный с разработкой
концепции и ее структуризацией, осуществлен
пред проектный анализ, возникает необходимость
в итоговом, максимально компактном документе,
позволяющем предпринимателю не только
принять обоснованное решение, но и указать,
что и когда нужно сделать, чтобы оправдались
ожидания относительно эффективности
бизнес проекта. В этих целях составляется
бизнес-план, являющейся главным инструментом
для предпринимателя. От правильности
составления этого документа зависит,
получит ли проект одобрение, а также его
жизнеспособность.
Бизнес-план — это документ,
программа действий менеджмента, схема
и аналитический расчет осуществления
бизнес-операций и действий фирмы, который
содержит сведения о фирме, товарах, их
производстве, маркетинге, рынках сбыта
и организации эффективных операций.
Бизнес-план предприятия
— это основной инструмент управления
фирмой, который определяет эффективность
деятельности предприятия в конкретной
области и конкретном сегменте рынка.
Разработка бизнес-плана предприятия
это еще и эффективное планирование бизнеса,
что позволяет грамотно и эффективно управлять
предприятием.
Основным предназначением
бизнес-плана является необходимость
привлечения или добывания денежных средств.
Большинство заимодавцев или инвесторов
не вложит деньги в бизнес, не увидев бизнес-плана.
Бизнес-планы составляют
обычно по следующим причинам:
1. Для внешнего использования. Чтобы представить
дело в наиболее выгодном свете людям
извне, например, инвесторам.
2. Для внутреннего пользования. Здесь
дело представляется со всеми сильными
и слабыми сторонами. Этот бизнес-план
используется постоянно как инструмент
управления.
Бизнес-план инвестиционного
проекта — это визитная карточка предприятия.
Именно бизнес-план предприятия дает
инвестору исчерпывающие ответы на самые
важные для любого инвестора вопросы:
имеет ли смысл вкладывать свои средства
в инвестиционный проект, при каких условиях
этот проект будет максимально эффективен
с учетом допустимого уровня рисков, которые
определены разработчиком инвестиционного
проекта.
Представленное содержание
бизнес-плана является не более чем схемой.
Тем не менее, оно содержит все главные
моменты, которые необходимо предусмотреть.
Резюме: цель плана; потребность в финансах, их предназначение и для каких целей они необходимы; краткое описание бизнеса и его целевого клиента; что делает бизнес фирмы непохожим на бизнес конкурентов; что именно должно вызывать доверие к фирме и ее бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность руководителя группы); выдержки из основных финансовых предложений.
Цели и задачи: анализ идеи; основные направления и цели деятельности; характеристика отрасли промышленности.
Продукт (услуга): описание продукции/ услуги и их применение; отличительные качества или уникальность; технология и квалификация, необходимые в этом бизнесе; лицензии/патентные права; будущий потенциал.
Анализ рынка: покупатели; конкуренты (их сильные и слабые стороны); сегменты рынка; размер рынка и его рост; оценочная доля на рынке; состав клиентуры фирмы; влияние конкуренции.
План маркетинга: маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции/услуг) - основные характеристики продукции/услуг в сравнении с конкурирующими; ценообразование; схема распространения товаров; методы стимулирования продаж.
План производства: расположение помещений; оборудование; источники поставки основных материалов и оборудования; использование субподрядчиков.
Управленческий персонал: основной руководящий состав; вознаграждение руководящего состава; краткие выводы по планированию количества и состава персонала.
Источники и объем требуемых средств: объем требуемых средств; откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и к каким срокам; сроки возврата средств.
Основные пункты финансового плана и оценка риска: объем продаж, прибыль, себестоимость; риск, и каким образом его можно избежать.
Детальный финансовый план (бюджет): прогноз объемов продаж; оценки прибыли и убытков; анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем поквартально); годовую балансовую ведомость.
Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый,
быстро читаемый обзор информации о намечаемом
бизнесе и целях, которые ставит перед
собой предприятие, начиная свое дело
или развивая имеющееся.
По сути, концепция является
сокращенной версией самого бизнес –
плана.
В резюме должны быть отражены
следующие основные моменты:
1. возможности для бизнеса;
2. привлекательность бизнеса;
3. важность для предприятия и региона;
4. необходимые финансовые ресурсы
(собственные или заемные);
5. срок окупаемости проекта;
6. возможный срок возврата заемных
средств;
7. условия инвестирования;
8. ожидаемая прибыль и ее распределение.
Порядок изложения концепции
является достаточно свободным, однако
ее необходимо начинать с главной цели
предлагаемого бизнеса (как правило, получение
прибыли) и назначения разрабатываемого
бизнес – плана.
В разделе, описывающем ситуацию
в настоящее время и дающем краткую информацию
о предприятии, отражаются следующие моменты:
1. главные события, повлиявшие на появление
идей по бизнес – плану;
2. главные обстоятельства и проблемы
стоящие перед менеджерами;
3. состояние на рынке и положение, которого
необходимо добиться.
Далее в сжатой форме приводится
основная информация о предприятии –
дата основания, организационно – правовая
форма, учредители, юридический адрес.
В разделе, характеризующем
объект бизнеса, необходимо отметить направленность
бизнес – плана ( продукция, работы, услуги
, создание нового предприятия, развитие
действующего, финансовое оздоровление).
Также здесь необходимо
отметить, важность товара для потребителей,
его уникальность. Также желательно охарактеризовать
функциональные возможности и особенности
продукции.
Завершает раздел, описание
ключевых факторов, которые должны определить
успех предлагаемого бизнеса.
Исследования и анализ рынка
направлены на выявление сегодняшних
потребителей продукции, услуг и определение
потенциальных. В этом разделе желательно
определить приоритеты, которыми руководствуется
потребитель при покупке: качество, цена,
время и точность поставки, сервисное
обслуживание.
Необходимо произвести сегментацию
рынка, определить размеры и емкость рынков
по продукции предприятия.
Следует проанализировать,
как быстро продукция, услуги утвердятся
на рынке и обосновать возможности его
дальнейшего расширения, а также основные
факторы влияющие на это.
Также весьма важным является
отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо
выявить и проанализировать их сильные
и слабые стороны.
Необходимо определить возможный
объем продаж в натуральном и денежном
выражении.
Организационный план разрабатывается
только при создании нового предприятия.
Здесь необходимо привести
организационную структуру предприятия,
в которой четко определены должностные
инструкции ведущих менеджеров, их роль
в управленческом процессе, а также определяется,
как будет осуществляться взаимодействие
служб и подразделений.
Кроме этого желательно
указать такие факторы как потребность
в рабочей силе, условиях труда, организации
оплаты труда.
Подразделом организационного
плана является правовое обеспечение
деятельности предприятия, в котором приводится
вся информация о правовых аспектах деятельности
(сведения о регистрации, учредительные
документы, форма собственности, законодательные
ограничения, патентная защита).
В разделе Персонал и управление
следует привести информацию о менеджерах
и охарактеризовать их управленческие
возможности.
Желательным здесь является
разработка штатного расписания.
План производства отражает
производственный процесс. Если отдельные
операции поручаются субподрядчику, то
это должно быть указано.
Целесообразно представить
производственный процесс с указанием
его структуры по трудоемкости.
Необходимо отразить потребность
в производственных помещениях и их площадь,
а также производственную площадь предприятия.
необходимо указать потребность в дополнительном
оборудовании и материальных ресурсах.
По возможности здесь описывается
система охраны окружающей среды, утилизации
отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Раздел заканчивается расчетом
издержек производства и себестоимости
производимой продукции.
Особым разделом может быть
выделен инвестиционный план, где отражается
потребность в инвестициях, а также указывается
за счет каких средств будет осуществлено
финансирование проекта (собственные
и/или заемные средства).
План маркетинга – это план
мероприятий по достижению намечаемого
объема продаж и получению максимальной
прибыли путем удовлетворения рыночных
потребностей. Необходимо отразить маркетинговую
стратегию развития предприятия.
Даже самый хороший план
не дает гарантии успеха без его умелой
реализации, эффективного управления
имеющимися ресурсам, без учета ограничений
и требований рынка. тем не менее правильно
составленный бизнес- план проекта дает
возможность объективно оценить проект,
понять замысел предпринимателя и создать
основу для привлечения финансовых ресурсов
Бизнес-план – это система
доказательств (маркетинговых, производственных,
организационных), убеждающих инвестора
в финансовой выгодности данного конкретного
проекта. В то же время в работе бизнес-план
рассматривается и как важный инструмент
внутрифирменного управления, так как
он является главным механизмом анализа
и системного, развернутого планирования
всех сторон деятельности предприятия.