Финансовая политика РФ и ее роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России и предприятий в России на современном этапе. Для ее достижения необходимо решить_ряд_конкретных_задач:
-рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно:сущность,задачи;
-изучить_финансовую_политику_государства_в_России;
-рассмотреть состояние финансовой политики РФ в современных условиях.
-рассмотреть внебюджетные и целевые бюджетные фонды
-изучить роль фондов, их роль и место в системе финансов РФ.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1 5
Финансовая политика РФ и ее роль в современных условиях. 5
1.1 Сущность финансовой политики 5
1.2 Принципы финансовой политики 8
1.3Финансовая политика Российской Федерации 10
Основные результаты и проблемы бюджетной политики в 2012 году 11
I. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу 12
Раздел 2. 16
Внебюджетные и целевые бюджетные фонды: их роль и место в системе финансов РФ. 16
Внебюджетные бюджетные фонды. 16
Внебюджетные фонды и их роль в финансовой системе РФ 16
Виды внебюджетных фондов 17
Целевые бюджетные фонды 18
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Контр финансы.docx

— 52.68 Кб (Скачать файл)

Из послания президента Российской федерации от июня 2012 года можно  выделить следующее:

Основные результаты и проблемы бюджетной политики в 2012 году

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью  выполнены принятые социальные обязательства  государства. Создание Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика  полностью восстановилась после  кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить  в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Но есть и ряд нерешенных проблем.

Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит.

Во-вторых, структура бюджетных  расходов не является оптимальной для  стимулирования

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое  обоснование решений, приводящих к  новым расходным обязательствам.

В-четвертых, зачастую эффективность  осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.

В-пятых, межбюджетные отношения  пока не в полной мере настроены  на стимулирование органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности,.

В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества

.[8, http://kremlin.ru/acts/15786#sel= ]

В настоящее время в  РФ решается ряд важнейших задач  в рамках финансовой политики.

I. Основные цели  бюджетной политики на 2013 год  и среднесрочную перспективу

Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической  политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.

Для решения этой задачи при  формировании и реализации бюджетной  политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.

1. Бюджетная политика должна  стать более эффективным инструментом  реализации государственной социально-экономической политики.

Механизмы государственной  социально-экономической политики должны иметь надежное, точно просчитанное бюджетное обеспечение. Должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики.

В ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.

При подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов Правительству  Российской Федерации следует предусмотреть меры, способствующие адаптации российской экономики к функционированию в условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Указы Президента Российской Федерации, направленные на решение  неотложных проблем экономического и социального развития страны и изданные 7 мая 2012 г., согласованы с потребностями экономики и общества, возможностями бюджета. Правительству Российской Федерации предстоит конкретизировать механизмы их выполнения при формировании федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и при формировании федерального бюджета в последующем.

2. Для достижения целей  социально-экономической политики  и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.

Переход к «программному  бюджету» в полном объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

3. Особое внимание должно  быть уделено продуманности и  обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.

В рамках бюджетной стратегии  необходимо конкретизировать долгосрочные базовые требования к формированию и исполнению финансовых обязательств государства, а также к налоговой системе, поэтапному совершенствованию межбюджетных отношений и повышению эффективности бюджетных расходов. Бюджетная стратегия должна обеспечить предсказуемость реакций бюджетной системы на вызовы и возможности, которые могут возникать в рамках различных вариантов развития мировой экономики, предусматривать превентивное применение адекватного набора мер при негативном воздействии внешних экономических факторов.

4. Необходимо повысить  качество предоставляемых населению  государственных и муниципальных  услуг. Прежде всего это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

5. Обеспечение макроэкономической  стабильности и бюджетной устойчивости.

Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие  факторам нестабильности – высокой инфляции и бюджетному дефициту.

6. Необходимо определиться  с параметрами дальнейшего развития  пенсионной системы, которые должны  обеспечить ее надежность и  долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.

7. Налоговая система должна  быть настроена на улучшение  качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

8. Требуется реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений.

Ключевой задачей является расширение самостоятельности и  ответственности регионов, в частности закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации определять категории граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.

9. Важными задачами Правительства  Российской Федерации являются  обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

10. Необходимо обеспечить  прозрачность и открытость бюджета  и бюджетного процесса для  общества.

Эти и другие задачи решались в рамках принятой в 2010 году программы  Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов. По многим направлениям бюджетной  реформы созданы неплохие заделы. В 2012 году срок действия этой программы завершается. Предлагаю Правительству Российской Федерации в 2012 году подвести итоги ее реализации и разработать новую стратегию действий в этой сфере – программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

 

 

Раздел 2.

Внебюджетные  и целевые бюджетные фонды: их роль и место в системе финансов РФ.

Внебюджетные  бюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населению.

Государственные внебюджетные фонды создаются двумя путями:

  • выделяются из бюджета определенные расходы, имеющие особое общественное значение;
  • формируется внебюджетный фонд с собственными источниками доходов, предназначенный  для определенных целей.

Внебюджетные фонды и  их роль в финансовой системе РФ

1.1. Значение внебюджетных фондов

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность внебюджетных фондов РФ, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.

В соответствии со ст. 143 БК РФ вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

- социальное обеспечение по  возрасту;

- социальное обеспечение по  болезни, инвалидности, в случае  потери кормильца, рождения и  воспитания детей и в других  случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

- социальное обеспечение в случае  безработицы;

- охрану здоровья и получение  бесплатной медицинской помощи.

Виды внебюджетных фондов

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные внебюджетные фонды  имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных  задач. В состав централизованных внебюджетных фондов входят:

- Пенсионный фонд Российской Федерации

- Фонд социального страхования Российской Федерации

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Централизованные внебюджетные фонды  служат финансовой гарантией прав граждан  России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного экономического и социального положения отдельных групп населения.

Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения  территориальных, межотраслевых, отраслевых и т. п. задач. Они создаются по решению региональных и муниципальных органов власти для решения

- региональных и местных задач

- отраслевых задач.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь - это выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особое значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения.               Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

       Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Федеральные внебюджетные фонды формируются  за счет следующих источников:

- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

- отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

- средства бюджета;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

Информация о работе Финансовая политика РФ и ее роль в современных условиях