Финансовая политика РФ и ее роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России и предприятий в России на современном этапе. Для ее достижения необходимо решить_ряд_конкретных_задач:
-рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно:сущность,задачи;
-изучить_финансовую_политику_государства_в_России;
-рассмотреть состояние финансовой политики РФ в современных условиях.
-рассмотреть внебюджетные и целевые бюджетные фонды
-изучить роль фондов, их роль и место в системе финансов РФ.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1 5
Финансовая политика РФ и ее роль в современных условиях. 5
1.1 Сущность финансовой политики 5
1.2 Принципы финансовой политики 8
1.3Финансовая политика Российской Федерации 10
Основные результаты и проблемы бюджетной политики в 2012 году 11
I. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу 12
Раздел 2. 16
Внебюджетные и целевые бюджетные фонды: их роль и место в системе финансов РФ. 16
Внебюджетные бюджетные фонды. 16
Внебюджетные фонды и их роль в финансовой системе РФ 16
Виды внебюджетных фондов 17
Целевые бюджетные фонды 18
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Контр финансы.docx

— 52.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение 3

Раздел 1 5

Финансовая  политика РФ и ее роль в современных  условиях. 5

1.1 Сущность финансовой политики 5

1.2  Принципы финансовой политики 8

1.3Финансовая  политика Российской Федерации 10

Основные  результаты и проблемы бюджетной  политики в 2012 году 11

I. Основные  цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу 12

Раздел 2. 16

Внебюджетные  и целевые бюджетные фонды: их роль и место в системе финансов РФ. 16

Внебюджетные  бюджетные фонды. 16

Внебюджетные  фонды и их роль в финансовой системе  РФ 16

Виды  внебюджетных фондов 17

Целевые бюджетные фонды 18

Заключение 20

Список  литературы 22

 

 

Введение

Финансовая политика как  часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика государства  занимает значительное место в государственной деятельности и является основополагающим элементом в системе управления финансами. Для правильного функционирования экономики государства необходимо проведение сбалансированной финансовой политики в рамках экономики страны. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Поэтому важным и актуальным направлением является определение, анализ и исследование проблем финансовой политики, а также поиск оптимальных путей решения данных проблем.

Государство является главным  субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определенную тактику действия на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Внебюджетные фонды - один из  методов  перераспределения  национального дохода  государства  в  пользу  определенных  социальных  групп   населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов  населения  для  финансирования своих  мероприятий.   Средства,   обобществленные   внебюджетными   фондами, используются для процесса воспроизводства.  Внебюджетные  фонды  решают  две важные задачи:  обеспечение  дополнительными  средствами  приоритетных  сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

    Переход к рынку  изменил содержание хозяйственного  механизма  в  стране, организационные  структуры  отдельных  его  частей,  в  т.ч.  модернизировал финансовую  систему.  Превращение  экономики  России   из   административно-командной системы  в  рыночную  привело на  практике  к децентрализации и ослаблению  роли  государства,   проявлением   чего   стало   реформирование государственной  системы  финансирования.  Один  за   другим   возникли   и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из  которых  затем опять   была   консолидирована   в   бюджеты   в   виде   целевых    фондов.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России и предприятий в России на современном этапе. Для ее достижения необходимо решить_ряд_конкретных_задач: 
 -рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно:сущность,задачи;  
 -изучить_финансовую_политику_государства_в_России; 

-рассмотреть состояние финансовой политики РФ в современных условиях.

-рассмотреть внебюджетные и целевые бюджетные фонды

-изучить роль фондов, их роль и место в системе  финансов РФ.

 

 

Раздел 1

Финансовая  политика РФ и ее роль в современных  условиях.

    1. Сущность финансовой политики

Финансовая политика –  особая сфера деятельности государства  направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Деятельность государственных  органов власти по разработке и реализации финансовой политики предполагает:

  • разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач;
  • создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов финансовых отношений.

Главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.  

Политика охватывает все  направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической,  бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.  

Финансовая политика имеет  самостоятельное значение и в  то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.  

К основным целям финансовой политики, можно отнести следующие:

  • повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
  • Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.
  • Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции, сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия  и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса рубля, т.е. финансовую тактику.

Результаты финансовой политики выражаются на макроуровне в следующих показателях: объем ВВП и национального дохода, увеличение или уменьшение дохода населения, сбалансированность бюджета, объемы инвестирования, обновление основных фондов, объем государственного долга, уровень инфляции.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, к которым  можно отнести такие, как:

- обеспечение высокой  занятости,

- стимулирование экономического  роста,

- выравниванием платежного  баланса и др.,

Ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая)

 

1.2  Принципы финансовой  политики

Общими принципами формирования финансовой политики государства являются: 
1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах. 
Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а так же накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения. 
Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений.

5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной_фискальной политики. Фискальная политика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные (бюджетные) расходы. 
     Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве — это динамичная, развивающаяся_система.. 
    Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Финансовая политика  Российской Федерации

Вся система  управления финансами базируется на финансовой политике государства. В  разработке финансовой политики участвуют  законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей её конституционного строя, приоритет в разработке фин. политики принадлежит Президенту Российской Федерации, который в ежегодных  посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определённости ни в экономической, ни в финансовой политике.

Финансовая политика включает в себя:

  • Бюджетную политику
  • Налоговую политику
  • Денежную политику
  • Кредитную политику
  • Ценовую политику
  • Таможенную политику.

В свою очередь  финансовая политика государства является лишь средством осуществления его  экономической и социальной политики, то есть выполняет вспомогательную  роль.

В настоящее время финансовые ресурсы  РФ складываются из 3х главных источников:

1. Средства, аккумулируемые в государственной  бюджетной системе;

2. Средства хозяйствующих субъектов,  предприятий;

3. Временно свободные средства, вовлекаемые  через финансовые рычаги.

Бюджетный кодекс обеспечивает единство экономического пространства, а налоговый  – права территорий и субъектов  хозяйствования, а также физических лиц.

Изменение финансовой политики выражается в снижении степени финансовой централизации и увеличения финансовой самостоятельности предприятия и отраслей народного хозяйства.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

Информация о работе Финансовая политика РФ и ее роль в современных условиях