Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа
Осуществление позитивных преобразований и эффективное развитие экономики государства возможно только при грамотной финансовой политики. Эффективное использование финансовой политики позволяет ускорить темпы развития экономики, обеспечить четкое функционирование всех субъектов хозяйствования, социальную защиту и повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, достижение в стране финансовой стабильности.
В условиях развития рыночных отношений финансовая политика приобретает все большее значение.
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 4
§ 2 СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
§ 3 ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 8
3.1 Классическая модель 8
3.2 Регулирующая финансовая политика 9
3.3 Планово – директивная финансовая политика 11
§ 4 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 12
§ 5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 14
5.1 Бюджетная политика 14
5.2 Налоговая политика 24
5.3 Инвестиционная политика 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Министерство образования РФ
Байкальский государственный университет экономики и права
Читинский институт (филиал)
Кафедра Финансов и Кредита
Курсовая работа по дисциплине «Финансы»
на тему:
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Выполнил:
студент гр. Финансы-07-2
Марарь А. О.
Проверил:
Пляскина Н. В.
Чита, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Финансовая политика занимает важную роль в реализации поставленных задач. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Осуществление позитивных преобразований и эффективное развитие экономики государства возможно только при грамотной финансовой политики. Эффективное использование финансовой политики позволяет ускорить темпы развития экономики, обеспечить четкое функционирование всех субъектов хозяйствования, социальную защиту и повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, достижение в стране финансовой стабильности.
В условиях развития рыночных отношений финансовая политика приобретает все большее значение. В конкурентной борьбе могут функционировать только те государства, которые лучше организуют не только производственную, но и финансовую деятельность. Происходящий процесс глобализации финансов оказывает все большее возрастающее воздействие на финансовую политику государства.
Именно это и определяет актуальность для рассмотрения состояния финансовой политики РФ на современном этапе.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Нормальное функционирование финансовой системы общества обеспечивает финансовая политика через эффективное осуществление своих функций – социальные, экономические, экологические, оборонные и другие. Следовательно, она является составной частью социально-экономической политики, в то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
Важнейшей целью финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста, соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.
Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Таким образом, финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством своих функций.
Следовательно, основными задачами финансовой политики являются:
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий. Оно включает:
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, систему законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий.
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и тоже финансовое отношение может быть организованно государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, предприятие самостоятельно определяет направления их использования.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает такие функциональные элементы как прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
С развитием государства изменяется и тип финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящей партии и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на политический и экономический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие соответствующе в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить три основных ее типа:
До конца 20-хгг. XX в. основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классической политэкономии А. Смита (1723 – 1790) и Д. Риккардо (1772 – 1823) и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашение и к расходам на управление. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась главным образом на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма взимания.
Система управления финансовой деятельностью также была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).
Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX столетии вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро стал вопрос об этом в конце 20-х гг. XX в., когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в развитых странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883 – 1946) и его последователей. Он исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.
Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в развитых странах. Она обеспечила в 30 – 60-х гг. XX в. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.
В 70-х гг. XX в. в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится их задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.
Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно связаны между собой. Поэтому одинаковы или похожи инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.
Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе развития