Финансовая политика России на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Осуществление позитивных преобразований и эффективное развитие экономики государства возможно только при грамотной финансовой политики. Эффективное использование финансовой политики позволяет ускорить темпы развития экономики, обеспечить четкое функционирование всех субъектов хозяйствования, социальную защиту и повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, достижение в стране финансовой стабильности.
В условиях развития рыночных отношений финансовая политика приобретает все большее значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 4
§ 2 СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
§ 3 ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 8
3.1 Классическая модель 8
3.2 Регулирующая финансовая политика 9
3.3 Планово – директивная финансовая политика 11
§ 4 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 12
§ 5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 14
5.1 Бюджетная политика 14
5.2 Налоговая политика 24
5.3 Инвестиционная политика 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК НОВЫЙ.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Во избежание такого расхождения между долгосрочными целями и среднесрочной политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой целью налоговой политики должно стать не простое снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как  табак и алкоголь.

  1. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам

В 2010 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой  станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет повышен на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета.

Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7762 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.

  1. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы

Мировой финансовый кризис осенью 2008 года поставил в сложное положение функционирование банковского сектора Российской Федерации.

Возникший дефицит ликвидности в сочетании с убытками на фондовом рынке спровоцировал кризис доверия, который грозил обернуться остановкой платежной системы и массовыми банкротствами. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию и с помощью ряда решительных мер предотвратили системный банковский кризис. Основные усилия были направлены на обеспечение стабильной работы банковской системы и включали проведение аукционов по размещению временно свободных средств на банковские депозиты, снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных организаций к ресурсам Банка России. Одновременно было принято решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках. Эти меры поддержали банковский сектор в 2008 году и первом полугодии 2009 года.

В 2009-2010 годах функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.

В этой связи в федеральном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на дополнительную капитализацию банковского сектора - в 2009 году в размере 150 млрд. рублей и 250 млрд. рублей в 2010 году. Кроме того,  предусмотрены государственные гарантии Российской Федерации по кредитам системообразующих и оборонных предприятий в 2009 году в сумме 300 млрд. рублей, в 2010 году – в сумме 300 млрд. рублей для оказания данного вида государственной поддержки, в случае если такие государственные гарантии Российской Федерации не были предоставлены в 2009 году.

В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Также продолжится работа по следующим направлениям:

- обеспечение открытости  деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников);

- упрощение и удешевление  процедур реорганизации, включая  присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий  для информирования широкого  круга лиц о реорганизационных  процедурах;

- оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого предпринимательства;

- обеспечение противодействия  допуску к участию в управлении  кредитными организациями лиц, не  обладающих необходимыми профессиональными  качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей кредитных организаций;

- рационализация механизмов  контроля за приобретением инвесторами  акций (долей) кредитных организаций;

- развитие риск-ориентированного надзора;

- совершенствование регулирования  деятельности кредитных организаций  по предоставлению населению  потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных  продуктов;

- совершенствование методического  и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности;

- совершенствование процедур  ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия  на осуществление деятельности.

Эти меры позволят снизить риски в банковской системе и укрепить ее.

 

5.2 Налоговая политика

В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов сохранятся ранее определенные приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики – создание эффективной налоговой системы, сохранение налоговой нагрузки на уровне, позволяющем обеспечить исполнение бюджетных обязательств. При этом действия государства в области налоговой политики будут в среднесрочной перспективе направлены на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а также на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. С учетом кризиса важнейшим фактором проводимой в среднесрочной перспективе налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Таким образом, налоговая политика (включая политику в области взимания взносов на обязательное страхование) будет обеспечивать возможности исполнения социальных обязательств государства, формирования сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения, поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, создающей стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения эффективности экономики и производительности труда. Важным аспектом налоговой политики будет являться повышение качества налогового администрирования, что создаст предпосылки для снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.

Действия правительства в области совершенствования налогового законодательства в период 2010 – 2012 годов будут обусловлены одобренными Правительством Российской Федерации «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Вместе с тем, предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

  • совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
  • создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
  • совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

В 2008 году была проведена масштабная реформа налога на прибыль организаций, которая помимо снижения налоговой ставки  в значительной степени относилась к изменению системы начисления амортизации. Поэтому в ближайшие годы необходимо оценить результаты проведенных преобразований, а также (в случае необходимости) внести отдельные изменения, направленные на корректировку установленного порядка.

В Налоговом кодексе Российской Федерации закреплен нелинейный метод начисления амортизации, который основан на начислении амортизации методом убывающего остатка не пообъектно, а на всю стоимость амортизационной группы. Вместе с тем изменение порядка начисления амортизации в налоговых целях требует уточнения – речь идет о пересмотре принципов построения амортизационных групп.

Предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп.

Должны быть внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний.

В 2010 году необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В современных условиях возрастает потребность в совершении операций по предоставлению займов ценными бумагами. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает особенностей налогообложения налогом на прибыль организаций таких операций, что создает для налогоплательщиков значительные риски. В связи с этим требуется установить правила налогообложения налогом на прибыль организаций таких операций.

Совершенствование учета отдельных видов расходов. В 2009 году будут выработаны подходы к решению отдельных вопросов налогообложения налогом на прибыль организаций розничной и мелкооптовой торговли.

С 2010 года будет усовершенствован механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.

Также предполагается внести в законодательство о налогах и сборах иные изменения, направленные на уточнение порядков:

  • признания расходов, связанных с участием в конкурсе, по результатам которого не заключено лицензионное соглашение на пользование недрами;
  • ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов;
  • отнесения на расходы разовых платежей за пользование недрами.

Различия предусмотренных налоговым и бухгалтерским учетом порядков переоценки сумм авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте, приводят к тому, что организации, осуществляющие операции в иностранной валюте на условиях предварительной оплаты, фактически, обязаны вести два учета, в которых имущество, обязательства и требования имеют различную стоимостную оценку и порядок переоценки.

Предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).

В части налога на добавленную стоимость предполагается продолжить работу по его совершенствованию, с тем чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения порядка его администрирования. Главным направлением изменений в этой области будет являться снижение административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, принятие мер по снижению сроков возмещения НДС.

В ближайшее время не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем, планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности.

Предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.

В плановом периоде планируется внести изменения в налогообложение доходов физических лиц, в части упрощения работы, связанной с декларированием доходов налогоплательщиков, уточнения определения налогового резидентства физических лиц, оптимизации порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, уточнения перечня доходов, освобождаемых от налогообложения.

Будет продолжена планомерная работа по подготовке введения налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Природные ресурсы остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации. Особое внимание будет уделяться системе налогообложения добычи полезных ископаемых, в отраслях по эксплуатации которых образуются значительные рентные доходы.

В 2010 году будет активизирована работа по совершенствованию налогообложения добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, с целью перехода к применению специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых к добыче различных видов твердых полезных ископаемых, а также уточнения действующих норм законодательства о налогах и сборах в части определения налоговой базы, количества добытых полезных ископаемых и расходов на их добычу.

Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе развития