Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России на современном этапе развития экономики.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
2. провести анализ финансовой политики России и Бурятии 2010 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ………………………………………………………………………..5
1.1. Содержание финансовой политики………………………………...5
1.2. Элементы финансовой политики………………………………….10
1.3. Виды финансовой политики………………………………………12
2 .ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БУРЯТИИ……………………………………………………….17
2.1. Задачи и направления финансовой политики на среднесрочную перспективу 2010-2013 годы………………………………………17
2.2. Итоги проведения финансовой политики 2010 года…………….22
2.3. Анализ финансовой политики Республики Бурятии за 2010 год…………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………
Экономический факультет
Финансовая политика России на современном этапе развития экономики
Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»
Курсовая работа студента 4-го курса очной формы обучения
Научный руководитель
к.э.н., доцент
______________ Е.И. Капустина
Улан-Удэ
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ………………………………………………………………
1.1. Содержание финансовой политики………………………………...5
1.2. Элементы финансовой политики………………………………….10
1.3. Виды финансовой политики………………………………………12
2 .ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БУРЯТИИ……………………………………………………….
2.1. Задачи и направления финансовой политики на среднесрочную перспективу 2010-2013 годы………………………………………17
2.2. Итоги проведения финансовой политики 2010 года…………….22
2.3. Анализ финансовой политики Республики Бурятии за 2010 год…………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.
Актуальность темы заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации и Республики Бурятия, предметом же выступает - особенности современной финансовой политики в РФ и РБ.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России на современном этапе развития экономики.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
2. провести анализ финансовой политики России и Бурятии 2010 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики;
3. подвести основные итоги финансовой политики России и РБ.
Методы исследования данной курсовой работы: изучение литературы и нормативно-правовых актов, анализ развития финансовой политики Российской Федерации и Бурятии, выявление перспектив развития финансовой политики РФ и Бурятии.
ГЛАВА 1: СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
1.1. Содержание финансовой политики
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.
«Дени Родник из Гарвардского университета предлагает»[1] дополнить традиционный перечень направлений реформ 10 новыми направлениями, которые затрагивают институциональные основы экономики:
1. Корпоративное управление;
2. Борьба с коррупцией;
3. Гибкий рынок труда;
4. Соглашения в рамках ВТО;
5. Финансовые кодексы и стандарты;
6. Разумная либерализация движения капитала;
7. Стабильные режимы обменных курсов;
8. Независимость центральных банков и таргетирование инфляции;
9. Система социального обеспечения;
10. Направленное определение бедности.
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику. Современная финансовая политика Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике»[2] и рядом других законодательных и нормативных актов.
России определяется Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 1.11.2008 г., бюджетными посланиями Рассмотрим основные направления современной бюджетной политики России. В соответствии с Конституцией РФ и ст.170 БК РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, и представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения производиться согласительные процедуры. В случае отказа Государственной Думы от принятия федерального закона о бюджете возможен ее роспуск.[3]
В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом.
Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики,
деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью
хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики
является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.
Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной
политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.
Согласно Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ[4] , которая разработана Минэкономразвития России, целью внешнеэкономической политики РФ в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышении глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и
управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.
Политика управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.
Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.
В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.
Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.
Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).
Ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур – монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.
Финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).
Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.
1.2. Элементы финансовой политики
Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности, отдельных ее звеньев.
К элементам финансовой политики можно отнести:
1. налоговую политику;
2. бюджетную политику;
3. денежно-кредитную политику;
4. ценовую политику;
5. таможенную политику;
6. социальную политику;
7. инвестиционную политику;
8. политику в области международных финансов.
Под бюджетной политикой понимают определение государством:
Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе развития экономики