Финансовая политика России на современном этапе развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России на современном этапе развития экономики.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
2. провести анализ финансовой политики России и Бурятии 2010 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ………………………………………………………………………..5
1.1. Содержание финансовой политики………………………………...5
1.2. Элементы финансовой политики………………………………….10
1.3. Виды финансовой политики………………………………………12
2 .ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БУРЯТИИ……………………………………………………….17
2.1. Задачи и направления финансовой политики на среднесрочную перспективу 2010-2013 годы………………………………………17
2.2. Итоги проведения финансовой политики 2010 года…………….22
2.3. Анализ финансовой политики Республики Бурятии за 2010 год…………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………

Файлы: 1 файл

Содержание 2.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)


 

Экономический  факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовая политика России на современном этапе развития экономики

 

Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»

Курсовая работа студента 4-го курса очной формы обучения

 

 

 

 

Научный  руководитель

к.э.н., доцент

 

______________   Е.И. Капустина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2011

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ………………………………………………………………………..5

1.1. Содержание финансовой политики………………………………...5

1.2. Элементы финансовой политики………………………………….10

1.3. Виды финансовой политики………………………………………12

2 .ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БУРЯТИИ……………………………………………………….17

2.1. Задачи и направления финансовой политики на среднесрочную перспективу 2010-2013 годы………………………………………17

2.2. Итоги проведения финансовой политики 2010 года…………….22

2.3. Анализ финансовой политики Республики Бурятии  за 2010 год…………………………………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………42

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………44

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.

Актуальность темы заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации и Республики Бурятия, предметом же выступает - особенности современной финансовой политики в РФ и РБ.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России на  современном этапе развития экономики.

Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:

1. рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;

2. провести анализ финансовой политики России и Бурятии 2010 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики;

3. подвести основные итоги финансовой политики России и РБ.

Методы исследования данной курсовой работы: изучение литературы и нормативно-правовых актов, анализ развития финансовой политики Российской Федерации и Бурятии, выявление перспектив развития финансовой политики РФ и Бурятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 1: СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

1.1. Содержание финансовой политики

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики.       Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

«Дени Родник из Гарвардского университета предлагает»[1] дополнить традиционный перечень направлений реформ 10 новыми направлениями, которые затрагивают институциональные основы экономики:

1. Корпоративное управление;

2. Борьба с коррупцией;

3. Гибкий рынок труда;

4. Соглашения в рамках ВТО;

5. Финансовые кодексы и стандарты;

6. Разумная либерализация движения капитала;

7. Стабильные режимы обменных курсов;

8. Независимость центральных банков и таргетирование инфляции;

9. Система социального обеспечения;

10. Направленное  определение бедности.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику. Современная финансовая политика Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике»[2] и рядом других законодательных и нормативных актов.

России определяется Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 1.11.2008 г., бюджетными посланиями Рассмотрим основные направления современной бюджетной политики России. В соответствии с Конституцией РФ и ст.170 БК РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает  соответствующие проекты законов, необходимых  для реализации бюджетной политики, и представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения производиться согласительные процедуры. В случае отказа Государственной Думы от принятия федерального закона о бюджете возможен ее роспуск.[3]

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом.

Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики,

деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью

хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики

является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной

 

политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

Согласно Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ[4] , которая разработана Минэкономразвития России, целью внешнеэкономической политики РФ в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышении глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и

управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.

Политика управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.

Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.

Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.

Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).

Ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур – монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.

 

1.2. Элементы финансовой политики

Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности, отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести:

1. налоговую политику;

2. бюджетную политику;

3. денежно-кредитную политику;

4. ценовую политику;

5. таможенную политику;

6. социальную политику;

7. инвестиционную политику;

8. политику в области международных финансов.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе развития экономики