Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России на современном этапе развития экономики.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
2. провести анализ финансовой политики России и Бурятии 2010 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ………………………………………………………………………..5
1.1. Содержание финансовой политики………………………………...5
1.2. Элементы финансовой политики………………………………….10
1.3. Виды финансовой политики………………………………………12
2 .ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БУРЯТИИ……………………………………………………….17
2.1. Задачи и направления финансовой политики на среднесрочную перспективу 2010-2013 годы………………………………………17
2.2. Итоги проведения финансовой политики 2010 года…………….22
2.3. Анализ финансовой политики Республики Бурятии за 2010 год…………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………
13 Состояние по источнику: http://www.dissercat.com/
В 2010 году в консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило доходов 39 198 142,1 тыс. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов 18 004 632,3 тыс. рублей, безвозмездных поступлений 21 193 509,8 тыс. рублей. Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов на 12,2 процента к уровню 2009 года (табл. 9).
Таблица 9
Основные показатели исполнения консолидированного бюджета
Республики Бурятия по доходам за 2008-2010 годы14
№ п/п | Наименование показателей | Поступило, тыс. рублей | Темп роста, % | |||
2008 год | 2009 год | 2010 год | к 2008 году | к 2009 году | ||
1. | Доходы всего | 34 563 625,8 | 40 589 605,5 | 39 198142 | 113 | 96 |
| В том числе: |
|
|
|
|
|
2. | Налоговые доходы | 14 018 193,5 | 15 027 173,5 | 16698043,6 | 119 | 111 |
| Удельный вес, % | 40,6 | 37,0 | 42,6 |
|
|
3. | Неналоговые доходы | 1 576 158,4 | 1 019 587,0 | 1 306 588,7 | 82,9 | 128 |
| Удельный вес, % | 4,6 | 2,5 | 3,3 |
|
|
4. | Безвозмездные поступления | 18 969 273,9 | 24 542 844,9 | 21193509,8 | 111 | 86 |
| Удельный вес, % | 54,8 | 60,5 | 54,1 |
|
|
14Состояние по источнику: http://minfinrb.ru/report/35/
Возобновление роста экономики в 2010 году повлияло на увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета на 11,1% к 2009 году. Динамика поступлений по основным видам налоговых доходов характеризуется ростом к уровню 2009 года: по налогу на прибыль на 11,4%, налогу на доходы физических лиц – на 7,4%, акцизам – на 30,2%, налогам, взимаемым по специальным налоговым режимам – на 18,9%; налогу на добычу полезных ископаемых – на 26,6%.
Основными факторами увеличения налоговых поступлений в 2010 году стали рост объемов промышленного производства на 22,9% к уровню 2009 года, улучшение финансового состояния организаций и рост прибыли в 2 раза, увеличение фонда оплаты труда на 8,7%, оборота организаций малого и среднего бизнеса.
Кроме того, на рост налоговых поступлений оказали влияние изменения налогового законодательства в части увеличения норматива зачисления акцизов по месту производства алкогольной продукции с 20 до 40%, норматива распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между субъектами Российской Федерации и увеличения размеров госпошлины.
Анализ поступлений основных видов доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия
Поступление налога на прибыль за 2010 год составило 3 482 332,7 тыс. рублей или 111,2% к годовому плану, по сравнению с 2009 годом рост на 356 562,9 тыс. рублей или на 11,4%.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия на 1 января 2011 г. положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности крупных и средних предприятий и организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил 10 181,2 млн. рублей, что в 2 раза больше чем в 2009 году. При этом следует отметить, что столь значительный прирост в целом по году достигнут за счет финансовых результатов декабря месяца, тогда как за январь-ноябрь 2010 года темп роста составлял 118,8%. Прирост прибыли обеспечен, в основном, организациями производства транспортных средств и оборудования (в связи с ростом объемов производства и реализации продукции на ОАО «Улан-Удэнский Авиационный завод», Улан-Удэнском ЛВРЗ – филиале ОАО «Желдорреммаш»), добычи полезных ископаемых (за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых и роста среднегодовой цены реализации драгоценных металлов), организациями связи (за счет развития сетей связи и внедрения новых видов услуг), торговли (в связи с ростом оборота розничной торговли).
Для налога на прибыль характерна неравномерность поступлений в течение года: в 1 квартале 2010 год темп роста составлял 211,9% к соответствующему периоду 2009 года, в 1 полугодии 115,9%, за 9 месяцев 105,7%, в целом по году 111,4% за счет значительного поступления налога в декабре (463 млн. рублей) при отрицательном значении в декабре 2009 года (минус 42 млн. рублей - возврат налога организациям).
Исполнение по налогу на доходы физических лиц в консолидированный бюджет за 2010 год составило 8 037 456,9 тыс. рублей или 103,9 % к годовому плану. По сравнению с 2009 годом поступления возросли на 7,4% или на 551 954,0 тыс. рублей в связи с ростом налоговой базы.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия фонд начисленной заработной платы по полному кругу предприятий и организаций возрос в 2010 году на 8,7%. По видам экономической деятельности наибольший рост налоговой базы составил в строительстве 38,6%, в организациях обрабатывающего производства 22,4%, добыче полезных ископаемых 17,9%, производстве и распределении электроэнергии 11,6%.
По состоянию на 01.01.2011 года поступило акцизов по всем видам подакцизных товаров на сумму 1 813 398,5 тыс. рублей или 101,3% годового плана, к уровню 2009 года – 130,2%.
В общем объеме акцизов доля акцизов на нефтепродукты составила 63,5%, акцизов на алкогольную продукцию 36,5%, в том числе акцизов на алкогольную продукцию, уплачиваемых местными производителями 22,4%, распределяемых через УФК Смоленской области 14,1%.
Запланированные объемы поступлений выполнены по акцизам на нефтепродукты на 100,9%, акцизам на алкогольную продукцию, распределяемым через УФК Смоленской области на 103%, акцизам на алкогольную продукцию от местных производителей 101,2%.
Таким образом, бюджет-это категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики
В кризисных условиях бюджетная сфера республики Бурятия проходит проверку на прочность. В ближайшие перспективе предстоит противодействовать нарастанию кризисных явлений в экономике, сдерживать рост безработицы, не допустить падения объемов производства.
Все это налагает большую ответственность на органы государственной власти и местного самоуправления, управляющих бюджетными средствами республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, не комплексное освоение месторождений и т.д.) Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.
В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал за рубеж. Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Федеральная налоговая служба РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.
Серьезной проблемой является недостаток культуры повседневной работы на предприятиях, когда бухгалтерский учет ведется недобросовестно, а часто просто искажается в стремлении уменьшить налоговые платежи. На этом фоне из-за реально тяжелого положения предприятий недоимки по НДС и налогу на прибыль будут всегда велики. Последние относят к налогам, типичным для развитых стран, у которых проблем с учетом и с организацией налоговой службы решены гораздо лучше, чем у нас. Какие же меры позволят восстановить равновесие бюджета и создать предпосылки для экономического роста в налоговой сфере?
Следует резко сократить максимально допустимую ставку налога на прибыль. Последнюю и так успешно занижают в отчетах, придумывая хитроумные методы. Компенсировать потерю части налога на прибыль можно расширением сферы акцизного налогообложения. У акцизов есть много "неприятных черт", главная из которых - искажение ценовых пропорций за счет искусственного удорожания подакцизных товаров. Кроме того, они носят регрессивный характер, т.к. с каждой единицы этих товаров богатый и бедный платят одинаковый налог. Но у них есть один серьезный плюс - их легко взимать. В России в современной ситуации это должно стать главным аргументом в их пользу. Другим источником компенсации сокращения ставок налога на прибыль могло бы стать увеличение ставок по налогу на имущество, как юридических, так и физических лиц. В проекте нового кодекса правильно предлагается заменить для юридических лиц прежний налог налогом на недвижимость. Кроме того, необходимо провести реформу социальных служб и в первую очередь пенсионного обеспечения, требующего наиболее значительных сумм среди всех социальных взносов.
Говоря о проблеме соотношения налогообложение - занятость нельзя обойти вниманием вопрос об особом режиме обложения малого бизнеса, который традиционно считается основным создателем дополнительных рабочих мест. Кроме того, как показывают данные, сегодня в России он наиболее исправный плательщик налогов. Поэтому первейшая задача налоговой реформы - создание малому бизнесу льготного климата. Сегодняшняя «особая» схема налогообложения малого бизнеса не является особо льготной, т.к. во-первых, отчисление 10% выручки или 20% нечетко определяемого дохода - бремя также весьма тяжелое, а во-вторых, касается лишь предприятий с количеством работников не более 15, что гораздо ниже принятых в развитых странах критериев для льгот малому бизнесу. Наконец, надо четко договориться о критериях отнесения предприятия к малому бизнесу. Предложение автора: не более 100 человек занятых, доля государства - не более 25%, отсутствие монопольного положения на рынке.
Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.
В республике в целом созданы предпосылки для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Начиная с 2009 года, на уровне муниципального района произведена концентрация финансовых потоков. Муниципальным районам дано право самостоятельно принимать решение о направлении средств на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и проводить балансировку бюджетов поселений, что, безусловно, повышает ответственность глав муниципальных районов за состояние консолидированного бюджета района и позволяет объединить усилия района и поселения для решения задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
В условиях финансового кризиса, когда значительно сокращаются поступления налоговых доходов в местные бюджеты, и, в первую очередь, по налогу на доходы физических лиц, необходима разработка и реализация мер, направленных на осуществление преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, повышение качества управления бюджетом в муниципальных образованиях.
Уже с 2009 года Правительство Республики Бурятия начало разрабатывать новую методику распределения инвестиционных средств для ее внедрения с 1 января 2010 года. Данная методика должна учитывать уровень обеспеченности того или иного муниципалитета инфраструктурой и основываться на принципах равного и справедливого доступа к инвестиционным средствам. Распределяемые инвестиционные средства должны быть обезличены и идти на достижение целей, определенных программой социально-экономического развития Республики Бурятия. При этом муниципальные образования смогут самостоятельно формировать инвестиционные планы, в том числе на длительный период. Кроме этого, методика должна стимулировать поселения на слияние, что приведет к сокращению управленческих расходов. С изменением методики прекратится лоббизм и субъективное распределение указанных бюджетных средств.
Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе развития экономики