Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России на современном этапе развития экономики.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
2. провести анализ финансовой политики России и Бурятии 2010 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ………………………………………………………………………..5
1.1. Содержание финансовой политики………………………………...5
1.2. Элементы финансовой политики………………………………….10
1.3. Виды финансовой политики………………………………………12
2 .ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БУРЯТИИ……………………………………………………….17
2.1. Задачи и направления финансовой политики на среднесрочную перспективу 2010-2013 годы………………………………………17
2.2. Итоги проведения финансовой политики 2010 года…………….22
2.3. Анализ финансовой политики Республики Бурятии за 2010 год…………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………
6 Состояние по источнику: http://kremlin.ru/acts/8192
Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (табл. 3)
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета7
Показатель | 2010 год | Прогноз | ||
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей | 552,3 | 172,7 | 459,5 | 904,5 |
% (в номинальном выражении) | 5,7 | 1,7 | 4,4 | 8,3 |
% (в реальном выражении) | - 3,9 | - 4,5 | - 1,5 | 2,7 |
7 Состояние по источнику: http://expert.ru/dossier/
Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
В 2009 - 2011 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.
Начиная с 2010 года необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год8.
В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:
1. в 2009 году в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;
2. разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.
Актуальной остается проблема налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, и в первую очередь угля, в части, касающейся перехода на взимание налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля и отдельных условий его добычи.
Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.
Основные приоритеты бюджетных расходов:
_____________
8Афанасьев А.А.Бюджет и бюджетная система. Юрайт.2009 г. С. 119
Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010 - 2012 годах.
Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.
В связи с этим необходимо ввести среднесрочные "потолки" бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.
При этом следует применять единые, прозрачные принципы, учитывающие как приоритеты государственной политики, так и полномочия ведомств по оптимизации расходов в рамках действующего законодательства.
В дальнейшем необходимо расширять полномочия министерств по внедрению и использованию инструментов реализации государственной политики в соответствующей сфере, в том числе путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности соответствующих расходов. Принятие новых обязательств по инициативе министерств должно осуществляться только в рамках установленных ограничений расходов, при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств.
Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета:
В 2010 году и в среднесрочной перспективе необходимо осуществить действия по следующим направлениям:
1. Минимизация бюджетных рисков;
2. Эффективное управление средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда;
3. Обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета;
4. Расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств;
5. Повышение эффективности использования ресурсов при закупках товаров и услуг для государственных нужд;
6. Совершенствование государственного и муниципального контроля;
7. Повышение эффективности использования ресурсов в государственном секторе;
8. Совершенствование механизмов оказания государственной помощи организациям;
9. Внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования.
2.2. Итоги проведения финансовой политики 2010 года
Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.
В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.
Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.
И что очень важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.
Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.
Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.
Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.
Важнейшие из них связаны с опасностью, что ставшее привычным непродолжительное улучшение ситуации в экономике в результате действия преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.) приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.
По оперативной информации Минфина России доходы федерального бюджета за двенадцать месяцев 2010года составили 8298,9 млрд. рублей. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета составили 18,7%, что на 0,1 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2009 года (прил. 2)
Поступление доходов в январе-декабре составило 105,4% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 3204,9 млрд. рублей или 7,2% ВВП (в январе-декабре 2009 г. - 3012,2 млрд. рублей). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-декабря 2010 г. 4580,3млрд.рублей или 10,3%ВВП (9,0% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2010 года составили 513,7 млрд. рублей, или 1,2% ВВП (2,1% ВВП - 2009 г.)( табл. 5).
Таблица 5
Параметры исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2010 года на кассовой основе, в % к ВВП9
Показатель | 2010 год, закон о бюджете | Исполнение | ||
2009 | 2010 | Изменение, п.п. | ||
январь-декабрь | январь-декабрь | |||
Доходы | 17,4 | 18,8 | 18,7 | -0,1 |
Федеральная налоговая служба | н/д | 7,7 | 7,2 | -0,5 |
Федеральная таможенная служба | н/д | 9,0 | 10,3 | 1,3 |
Другие администраторы | н/д | 2,1 | 1,2 | -0,9 |
Расходы | 22,7 | 24,7 | 22,7 | -2,0 |
Обслуживание долга | 0,5 | 0,5 | 0,4 | -0,01 |
Непроцентные расходы | 22,2 | 24,3 | 22,2 | -2,0 |
Профицит (+) / Дефицит (–) | -5,3 | -5,9 | -4,0 |
|
сальдо внутреннего долга | 1,5 | 1,1 | 1,1 | 0,1 |
сальдо внешнего долга | 0,3 | -0,3 | 0,2 | 0,6 |
прочие источники финансирования | -7,1 | 5,2 | 2,7 | -2,5 |
ВВП, млрд. рублей | 45 175 | 39 101 | 44 491 | 5 391 |
Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе развития экономики