Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 08:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогов как инструмента финансовой политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-Выявить сущность, элементы, виды и функции налогов
- Рассмотреть содержание, элементы и виды финансовой политики
- Изучить основные задачи и направления налоговой политики РФ
- Узнать перспективы развития финансовой политики
Введение ………………………………………………………………………...3
I. Сущность налогов и налоговой системы Российской Федерации ……….5
1.1 История возникновения налоговой системы…………………………....5
1.2 Понятие о налогах и налоговой системе………………………………...9
1.3 Сущность, виды и функции налогов…………………………………....13
1.4 Принципы налогообложения…………………………………………...16
II.Сущность, экономическое содержание и цели финансовой
политики……………………………………………………………………..17
2.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики……………………....17
2.2 Содержание финансовой политики……………………………………..19
2.3 Элементы и инструменты финансовой политики……………………...20
2.4 Виды финансовой политики……………………………………………..23
III.Финансовая политика России на современном этапе…………………….26
3.1 Основные задачи и направления современной налоговой
политики…………………………………………………………………..26
3.2 Финансовая политика Российской Федерации и перспективы
её развития……………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список используемых источников…………………………
Налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а так же форм и методов их построения образуют налоговую систему.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются конкретные элементы налогов (см. прил. 1).
К ним относятся:
- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплачивать налоги;
- носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
- объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество и т.д.)
- источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог;
- ставка налога – размер налога, который определяет величину налога на единицу обложения ( денежная единица дохода, единица земельной площади и т.д.). Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется квотой;
- налоговая льгота –
полное или частичное
- срок уплаты налога – срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве , а за его нарушение не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
Различают твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки:
1.Твёрдые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода (например на тонну нефти или газа)
2.Пропорциональные действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины ( например налог на заработную плату)
3. Прогрессивные – средняя
ставка прогрессивного налога
повышается по мере возрастания дохода.
Налогоплательщик выплачивает не только
большую абсолютную сумму дохода, но и
большую его долю. При этом виде налогообложения,
как правило, устанавливается необлагаемый
минимум (черта освобождения от налогов).
Это тот доход , с которого налоги не
взимаются. По мере превышения доходов
этой черты средняя и предельная ставки
4. Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста доходов. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В общих чертах видно, ч то прогрессивные налоги наиболее сильно давят на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами. Распространено три способа взимания налогов:
1.Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная налоговая ставка. Такой метод характерен тем, что величина налога на зависит от доходности объекта.( например налог на транспортное средство). Он зависит от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется оно или нет.
2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Выплата налога производится после получения дохода лицом, получающий доход (например, налог на прибыль)
3. У источника. Этот налог вносится лицом, получающим доход. Оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, при чем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. До выплаты, например, заработной платы физическому лицу из неё вычитается подоходный налог и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках.
Это положение можно проиллюстрировать графически:
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
-ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
-ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также не(в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать :r в точке А: при определенном значении r(a) достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки налога, T(a) - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с r(a), то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при r(b)>r(a), T(b)<T(a), поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.
Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.
Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 - 70% налога.
Исследования А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем богаче государство.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Валовый внутренний продукт (ВВП) на стадии производства – это стоимость произведенной за год продукции (товаров и услуг) за вычетом промежуточного потребления . Налоги по способу платежа бывают двух видов (см. прил 2):
1.Прямые налоги, которые взимаются с конкретного физического или юридического лица. Они платятся субъектами налога непосредственно и пропорциональны платежеспособности:
- подоходный налог с физических и юридических лиц;
- налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм);
Взимается с чистой прибыли юридических лиц (валовая продукция за вычетом всех расходов и убытков);
- социальные налоги ,т.е.осуществляемые частично самим рабочим и частично их работодателем. Они направляются внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д.;
- поимущественные налоги, т.е. налоги на имущество, дарение, наследство, налоги на собственность, включая землю;
- налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др.
2.Косвенные налоги, которые
частично или полностью
- налог с продаж, который в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы- налоги ,прямо включаемые в цену товара или у (вино-водочные изделия, табачные, пиво, легковые машины, натуральные кожи, меха и др.);
- таможенные пошлины;
- налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Плательщиком этих налогов становится, в конечном счете, потребитель (покупатель) этих товаров. Поэтому косвенные налоги иногда называют налогами на потребление.
Налоги выполняют следующие важнейшие функции:
- фискальную ,т.е. финансирования государственных расходов.
У государства есть традиционные функции- содержание органов государственного управления, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности граждан, национальная оборона, охрана окружающей среды и природных ресурсов, поддержка транспорта, дорог, связи и информатики, социально-культурные. Не выполнение этих традиционных и современных функций и приходится основная часть государственных расходов Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного взимания налогов превращает само государство в крупного экономического субъекта.
- стимулирующую, т.е. стимулирования технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства и др.
- регулирующую, т.е.государственного регулирования экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, капиталовложений, экологии, внешнеэкономических связей. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы.
- распределительную, т.е. функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом,
динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным
инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Функции налогов взаимосвязаны. Например, рост налоговых поступлений в бюджет ,т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорения развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств (см. прил 3).
1.4 Главные принципы налогообложения:
а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным (принцип равнонапряженности).
б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя, будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из российского законодательства, что подчас приводит к облаганию товара налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства (принцип однократности).
в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами (принцип обязанности).
г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).
д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. (принцип эффективности)
е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП (см. прил 1).
II.СУЩНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛИ И ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому они выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития национального хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально- экономических процессов.
В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
Определяя финансовую политику, следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта. При проведении финансовой политики особенно важно обеспечить её взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной.
Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе