Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 08:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогов как инструмента финансовой политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-Выявить сущность, элементы, виды и функции налогов
- Рассмотреть содержание, элементы и виды финансовой политики
- Изучить основные задачи и направления налоговой политики РФ
- Узнать перспективы развития финансовой политики
Введение ………………………………………………………………………...3
I. Сущность налогов и налоговой системы Российской Федерации ……….5
1.1 История возникновения налоговой системы…………………………....5
1.2 Понятие о налогах и налоговой системе………………………………...9
1.3 Сущность, виды и функции налогов…………………………………....13
1.4 Принципы налогообложения…………………………………………...16
II.Сущность, экономическое содержание и цели финансовой
политики……………………………………………………………………..17
2.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики……………………....17
2.2 Содержание финансовой политики……………………………………..19
2.3 Элементы и инструменты финансовой политики……………………...20
2.4 Виды финансовой политики……………………………………………..23
III.Финансовая политика России на современном этапе…………………….26
3.1 Основные задачи и направления современной налоговой
политики…………………………………………………………………..26
3.2 Финансовая политика Российской Федерации и перспективы
её развития……………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список используемых источников…………………………
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на её соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных из поставленных целей и задач.
Главной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
В соответствии с этим финансовая политика признана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства , а так же их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
К основным целями можно отнести следующие:
1) Повышение объема и
эффективности использования
2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.
3) Достижение более высокого
уровня жизни населения на
основе развития отраслей
Задачи финансовой политики:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установление рационального
с точки зрения государства
распределения и использования финансовых
ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования экономических и
социальных процессов финансовыми методами;
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствие с изменяющимися целями и задачами стратегии;
- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, т.к. охватывает широкий комплекс мероприятий.
Содержание финансовой политики определяется:
- соответствующей теоретической базой и разработанной на её основе концепций , регулирующей роли государства в области финансов;
- разработкой основных
направлений и целей в
- осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.
В качестве составляющих финансовой политики на уровне государства выступают: бюджетная политика- налоговая политика; денежно-кредитная политика; инвестиционная политика; таможенная политика.
Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения.
Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.
Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов.
Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Выделим два главных элемента, составляющих финансовую политику:
1.Политика в области государственных расходов
2.Фискальная политика
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы связанные с государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как её следствие – безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но к этому времени, когда они будут представлены и начнут реализовываться, потребность в них уже исчезнет, потому что время депрессии станет подходить к концу. В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются не эффективным инструментом политики.
Вторым инструментом политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в период инфляции, чем достигнет снижения потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.
Третий из основных инструментов, с помощью которых осуществляется управление финансами – правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы.
Важным вторым элементом финансовой политики является фискальная политика. Под этим термином понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения.
Фискальная политика как система регулирования экономики основывается на расходах и доходах правительства. Основными целями фискальной политики являются:
- сглаживание колебаний экономического цикла;
- обеспечение устойчивых темпов экономического роста;
- снижение темпов инфляции;
- достижение высокого уровня занятости.
Инструменты фискальной
политики — это
Фискальная политика подразделяется на два вида: дискреционную и автоматическую. Дискреционная фискальная политика государства осуществляется с помощью сознательного активного манипулирования расходами и налогами с помощью мер стимулирования. Её ещё называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменение в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации. Автоматическая фискальная политика государства осуществляется пассивно на основе автоматического изменения уровня финансирования государственных проектов и автоматического изменения налогов и сборов. При этом стабилизаторами, работающими по принципу саморегулирования, являются: выплаты пособий, разного рода субсидий, изменения ставок налоговых сборов и т.д. Они автоматически влияют на глубину и горизонт колебаний всей системы мер государства в расходной и доходной части государственного бюджета. Данные стабилизаторы являются важнейшим инструментом стабилизации всей экономической системы государства. В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста.
В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
Таким образом, изменение
бюджета полной занятости
Исходя из задач ,поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: рост государственных расходов; снижение налогового бремени. Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права. В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает: уменьшение правительственных расходов; увеличение налогов. Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1.Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.
2.Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.
3.Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает возможности финансового регулирования.
III.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Основные
задачи и направления
Основные задачи современной налоговой политики РФ:
- дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижении уровня неплатежей;
- оптимизация налоговых льгот и преференций;
- более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;
- рационализация налогового администрирования;
- реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Основные направления налоговой.
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.
Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе