Финансовая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных направлений финансовой политики России на современном этапе и в перспективе.
Задачи данной курсовой работы:
- раскрыть сущность финансовой политики и ее содержание;
- изучить виды и типы финансовой политики;
- рассмотреть бюджетную, налоговую и социальную политику России на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития финансовой политики Российской Федерации и Республики Бурятия.

Содержание работы

Введение
Раздел 1.Теоретические аспекты финансовой политики государства
Понятие, цели и задачи финансовой политики
Принципы финансовой политики
Виды и типы финансовой политики
Раздел 2. Анализ финансовой политики России на современном этапе
Механизм функционирования финансовой политики РФ
Основные направления финансовой политики России
Раздел 3. Перспективы развития финансовой политики Российской Федерации
Перспективы в области финансовой политики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Большинство своих функций  государство реализует через  экономическую политику, основой  которой является финансовая политика, традиционно рассматриваемая как  один из инструментов государственного регулирования экономики и связываемая  с обеспечением финансовой централизации  ресурсов для экономических преобразований.

Финансовая политика как  часть экономической политики представляет собой совокупность государственных  мероприятий по формированию и использованию  финансовых ресурсов государства для  выполнения своих функций. Ее главной целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.

Актуальность  данной темы заключается в том, что финансовая политика играет значительную роль в экономическом и социальном развитии Российской Федерации. От степени ее рациональности зависят темпы развития различных отраслей экономики страны и ее субъектов, уровень и качество жизни населения.

Целью курсовой работы является исследование основных направлений финансовой политики России на современном этапе и в перспективе.

Задачи данной курсовой работы:

- раскрыть сущность финансовой политики и ее содержание;

- изучить виды и типы финансовой политики;

- рассмотреть бюджетную, налоговую и социальную политику России на современном этапе;

- рассмотреть перспективы развития финансовой политики Российской Федерации и Республики Бурятия.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты финансовой политики государства

 

    1. Понятие, цели, задачи и принципы финансовой политики

 

Управление государственными финансами, направленное на достижение определенных стратегических и тактических  целей, строится на основе финансовой политики.

Финансовая  политика – совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях.

Главным субъектом финансовой политики является государство, которое  разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику  действий на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Предметом современной государственной  финансовой политики выступают отношения, возникающие в процессе управления финансовыми ресурсами государства  на основе научно-обоснованной концепции  функционирования и развития финансов страны, учитывающей законы и закономерности рыночной экономики, формирования и  использования централизованных денежных фондов государства.

При разработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы.1

Содержание финансовой политики определяется:

  • Соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области национальной экономики и финансов;
  • Разработкой основных направлений и приоритетных целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
  • Осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.2

Основными целями финансовой политики являются:

  1. Фискальные цели, связанные с балансированием доходов и расходов государства.
  2. Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
  3. Повышение благосостояния населения страны.

Исходя из целей  и содержания финансовой политики, выделяют следующие задачи:

  • Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • Выработка инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами;
  • Создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Принципами формирования финансовой политики государства являются:

  • Выработка научно обоснованной концепции развития финансов, целью которой является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.
  • Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и на стадии вторичного его распределения в форме части прибыли и доходов населения. Оно осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, образовательных учреждений, здравоохранения, культуры, а также накопление средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного назначения.
  • Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Цель выработки основных направлений состоит в наиболее эффективном использовании ресурсов путем их распределения, прежде всего, в приоритетные сферы, а также в социальную сферу.
  • Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового влияния на развитие экономики. Реализация этого принципа связана с эффективным функционированием финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений.
  • Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленная на пополнение государственной казны.3

Финансовая политика включает в себя:

    • Бюджетную;
    • Налоговую;
    • Денежно-кредитную;
    • Таможенную;
    • Инвестиционную;
    • Социальную.

 

 

    1. Виды и типы финансовой политики

 

Существует три  основных вида финансовой политики:

  1. Классическая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии Адама Смита и Давида Рекардо. Такая финансовая политика существовала до конца 20-х гг. 20в. в большинстве странах. Главным ее направлением было невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием стало ограничение государственных расходов, налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.
  2. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой. Она основана на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизнью, в том числе и финансами. Целью является концентрация всех используемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в рамках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития. Данная система строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, при этом игнорировать международное движение капитала, за исключением государственных займов.
  3. В конце 20-х гг. 20в. в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основе была положена экономическая теория экономиста Дж. Кейнса. Она основана на необходимости вмешательства в экономику и регулирования государством ее циклического развития. Финансовая политика стала решать задачу использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Главными инструментами вмешательства в экономику были государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. В связи с этим государственные расходы обеспечивают рост объемов предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и помогают ликвидировать безработицу благодаря финансированию создания новых рабочих мест.4

Исходя из задач финансовой политики, ведущие экономисты разделяют  ее на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Политика экономического роста – система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Она включает в себя: рост государственных расходов и снижение налогов.

Политика стабилизации состоит в использование правительством мер фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для страны уровне и поддержать стабильность цен. 

Политика ограничения  деловой активности направлена на уменьшение реального объема валового национального продукта по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема и бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Она включает в себя уменьшение государственных расходов и увеличение налогов.5

В зависимости от характера  поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию  и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая тактика – методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Она направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений, исходя из его текущих потребностей.6

Существует два  типа финансовой политики:

Дискреционная политика – сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Основные орудия дискреционной политики: социальные программы, правительственные закупки, государственные инвестиции и т.д.

Недискреционная политика – ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность страны без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.7

 

    1. Финансовый механизм

 

Финансовый механизм – совокупность форм, способов, методов организации финансовых отношений, применяемых обществом или хозяйствующим субъектом с целью обеспечения социально-экономического развития на макроуровне или решения целевых задач и установок конкретного хозяйствующего субъекта.

Через финансовый механизм непосредственно реализуется контрольная  функция финансов. Исполнение доходной и расходной частей финансовых планов, бюджетных и внебюджетных фондов всех уровней позволяет проследить за течением экономических и социальных процессов, проанализировать причины  отклонения фактических бюджетных  показателей от плановых и принять  оперативные решения по исправлению  недостатков и нарушений.

Структура финансового  механизма состоит из 5 взаимосвязанных  элементов:

  1. Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Действие рыночных методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
  2. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки, вклады в уставный капитал и т.п.
  3. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления.
  4. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методически указания и разъяснения и т.п.
  5. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.

Различают два  типа финансового механизма - директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для тех финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (формирование бюджета, его налоговые и неналоговые доходы, расходы бюджета, государственный кредит, бюджетное финансирование) или если эти отношения имеют большое значение для государства (формирование финансового рынка, банковской сферы).

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, который прямо не затрагивает интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.8

Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации