Финансовая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных направлений финансовой политики России на современном этапе и в перспективе.
Задачи данной курсовой работы:
- раскрыть сущность финансовой политики и ее содержание;
- изучить виды и типы финансовой политики;
- рассмотреть бюджетную, налоговую и социальную политику России на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития финансовой политики Российской Федерации и Республики Бурятия.

Содержание работы

Введение
Раздел 1.Теоретические аспекты финансовой политики государства
Понятие, цели и задачи финансовой политики
Принципы финансовой политики
Виды и типы финансовой политики
Раздел 2. Анализ финансовой политики России на современном этапе
Механизм функционирования финансовой политики РФ
Основные направления финансовой политики России
Раздел 3. Перспективы развития финансовой политики Российской Федерации
Перспективы в области финансовой политики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные направления современной финансовой политики Российской Федерации

 

2.1. Бюджетная политика

 

Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.9

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации  приоритет в разработке бюджетной  политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию РФ в общем  плане определяет приоритетные направления  бюджетной политики на текущий год  и среднесрочную перспективу.10

 

Таблица 1 Исполнение федерального бюджета

(млрд. руб.)

 

I полугодие

2011 года

I полугодие

2012 года

Доходы

5306,4

6200,4

Расходы

4602,9

5929,7

Профицит

703,5

270,7


11

Объем доходов федерального бюджета за первое полугодие 2012 года вырос по сравнению с 2011 годом. Расходы  же наоборот увеличились на 29%. По отношению  к ВВП доходы федерального бюджета  снизились с 25,7% до 22,1%. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов. Расходы федерального бюджета за первое полугодие 2012г. составили 5929,7 млрд. руб. или 21,1% от ВВП, что на 2,1 процентных пункта ВВП выше расходов за аналогичный период предшествующего года.

 

Таблица 2  Динамика основных видов доходов федерального бюджета

(млрд. руб.)

 

январь-июнь 2012г.

Доходы всего, в том  числе:

6200,4

Налоговые и неналоговые  доходы

6145,9

Налоги на прибыль, доходы

177,8

Налоги на товары, реализуемые  на территории РФ

1130,4

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

781,1

Налоги, сборы и платежи  за пользование природными ресурсами

1242,4

Государственная пошлина

43,5

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

2426,1

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

138,2

Доходы от оказания платных  услуг

60,1

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

55,1

Прочие неналоговые доходы

34,9

Безвозмездные поступления

54,5


12

Поступление доходов в  январе-июле 2012 года составило 57,2% к  общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным  законом «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов». Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил  3 025,4 млрд. рублей или 9,2% ВВП (в январе-июле 2011 года – 2 555,9 млрд. рублей, 8,7% ВВП). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-июля  2012 года 4 110,6 млрд. рублей или 12,5% ВВП (в январе-июле 2011 года – 3 491,0 млрд. рублей, 11,9% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2012 года составили 111,6 млрд. рублей, или 0,3% ВВП (в январе-июле 2011 года – 186,9 млрд. рублей, 0,6% ВВП).

Нефтегазовые доходы составили  за январь-июль 2012 года 3 734,5 млрд. рублей или 11,4% ВВП, что на 1,1 п.п. выше, чем  за аналогичный период предыдущего  года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3  Исполнение расходной части федерального бюджета

 

Утвержденные бюджетные  назначения на 2012г.

Фактическое исполнение в январе-августе 2012г.

млрд. руб.

в % к утвержденным бюджетным  назначениям на 2012г.

Расходы всего, из них:

12817,8

7819,7

61,0

Общегосударственные вопросы

860,6

484,6

56,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

383,3

221,6

57,8

Национальную оборону

1864,8

1177,9

63,2

Национальную безопасность и правоохранительную деятельность

1847,5

991,0

53,6

Национальную экономику, из нее на:

1788,9

974,8

54,5

Топливно-энергетический комплекс

48,3

24,8

51,5

Сельское хозяйство и  рыболовство

149,5

99,1

66,3

Транспорт

320,3

172,0

53,7

Дорожное хозяйство

428,8

234,5

54,7

Связь и информатику

44,3

23,6

53,2

Прикладные научные исследования в области национальной экономики

233,1

113,9

48,9

Другие вопросы в области  национальной экономики

429,4

226,8

52,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

138,2

53,8

38,9

Социально-культурные мероприятия

5345,2

3513,5

65,7

Межбюджетные трансферты

567,1

388,4

68,5


Кассовые расходы федерального бюджета за январь-июль 2012 года составили 6 965,0 млрд. рублей или 21,2% ВВП, что выше показателя расходов в процентах  ВВП за аналогичный период предшествующего  года на 2,5 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном  значении составили 184,6 млрд. рублей, что  на 0,1% ВВП больше аналогичного периода  прошлого года (134,9 млрд. рублей или 0,5% ВВП в 2011 году).

В январе-августе 2012г. наибольший объем расходов пришелся на социально-культурные мероприятия (3513,5млрд. руб.) и национальную оборону (1177,9 млрд. руб.), что не соответствует  утвержденному бюджетному назначению на 2012 год. Наименьшие расходы составили  на топливно-энергетический комплекс (24,8 млрд. руб.) и жилищно-коммунальное хозяйство (53,8 млрд. руб.).

С учетом исполнения бюджета  по доходам и расходам профицит федерального бюджета в январе-июле 2012 года составил 270,7 млрд. рублей или 0,9% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года профицит был равен 703,5 млрд. рублей или 2,6% ВВП).

Сальдо государственных  внутренних заимствований за январь-июль 2012 года составило, по предварительному отчету Минфина России, 165,3 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке с начала года, составил  426,6 млрд. рублей (1,3% ВВП). Погашение  долга в январе-июле 2012 году составило 261,3 млрд. рублей (0,8% ВВП) по сравнению  с 224,0 млрд. рублей (0,8% ВВП) за соответствующий  период 2011 года.

13

2.2. Налоговая политика

 

Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая  политика. Налоговая политика - это целенаправленная деятельность государства по формированию доходной части государственного бюджета посредством организации взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет для решения задач по социально-экономическому развитию общества.

Основными задачами современной  налоговой политики России являются:

  • Значительное снижение и структурное выравнивание налогового бремени;
  • Упрощение налоговой системы;
  • Минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
  • Снижение налоговой нагрузки;
  • Оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;
  • Создание условий для легализации прибылей предприятий;
  • Сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков, что должно обеспечиваться совершенствованием налогового администрирования;
  • Усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации

по видам 

 

Январь-август

2012г. (млрд. руб.)

В % к

Январю-августу 2011г.

Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет

Всего, из них:

7253,3

3402,2

112,6

116,7

Налог на прибыль организаций

1656,0

271,4

102,3

113,1

Налог на доходы физических лиц

1404,9

-

114,5

-

НДС на товары, реализуемые  на территории РФ

1221,7

1221,7

106,2

106,2

Акцизы по подакцизным  товарам. Производимым на территории РФ

511,2

218,7

130,4

147,7

Налоги на имущество

534,9

-

109,3

-

Налоги, сборы и платежи  за пользование природными ресурсами

1640,1

1614,8

123,0

123,3

Налог на добычу полезных ископаемых

1622,6

1599,0

124,3

124,5


15

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 22,8%, налога на добычу полезных ископаемых – 22,4%, налога на доходы физических лиц – 19,4%.

В январе-августе 2012г. в консолидированный  бюджет РФ поступило федеральных  налогов и сборов 6497,5 млрд. руб. (89,6% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 433,7 млрд. руб. (6,0%), местных  – 101,74 млрд. руб. (1,4%), налогов со специальным  налоговым режимом – 217,9 млрд. руб. (3,0%).

Поступление налога на прибыль  организаций в консолидированный  бюджет РФ в январе-августе 2012г. составило 1656,0 млрд. руб. и увеличилось по сравнению  с соответствующем периодом предыдущего  года на 2,3%. В общей сумме поступлений  по данному налогу в январе-августе 2012г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной  системы РФ по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года на 1,9 процентного  пункта и составила 92,9%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 1,7 процентного пункта и составила 5,7%. В январе-августе 2012г. в консолидированный бюджет РФ поступило 1404,9 млрд. руб. налога на доходы физических лиц, что на 14,5% больше, чем  за соответствующий период 2011г. Акцизов  по подакцизным товарам, производимым на территории РФ поступило на сумму 511,25 млрд. руб., что на 30,4% больше по сравнению  с соответствующим периодом предыдущего  года. Основную часть поступлений (95,5%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное  топливо, алкогольную продукцию. Поступление  налога на добычу полезных ископаемых составило 1622,6 млрд. руб., увеличившись по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года на 24,3%. Доля поступлений на добычу нефти составила 86,8% и уменьшилась по сравнению  с соответствующим периодом предыдущего  года на 3,2 процентного пункта.16

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность  по налогам и сборам в консолидированный  бюджет РФ на 1 сентября 2012г. составила 713,5 млрд. руб.. По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 5,7%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых – на 34,2%, акцизам в целом – на 30,4%, налогу на прибыль организаций – на 12,1%, НДС – на 6,2%.

 

2.3. Социальная  политика

 

Основными направлениями  современной социальной политики России являются:

    • Политика в области улучшения жилищных условий;
    • Политика в области регулирования пенсионного обеспечения;
    • Политика в области здравоохранения;
    • Политика в области образования;
    • Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости;
    • Политика в области регулирования доходов населения.17

Политика в области  улучшения жилищных условий проявляется  через федеральную целевую программу  «Жилище», утвержденную на 2011-2015 года. Основными целями данной программы  являются: формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.18

В рамках данной программы  проводятся следующие мероприятия:

- подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";

- подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";

- подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";

- подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации";

- мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

- мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, включая предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования;

- научно-исследовательские работы.19

Пенсионное обеспечение  граждан осуществляется Пенсионным Фондом России (ПФР), поступление и расходование средств которого проиллюстрированы в табл.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5 Поступление и расходование средств Пенсионного Фонда Российской Федерации (млн. руб.)

Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации