Финансовая политика в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание и значение финансовой политики государства…………....…..4
1.1. Понятие финансовой политики государства……………………..…..….…4
1.2. Структурные элементы финансовой политики государства………...…….7
1.3. Финансовый механизм…………………………………………….….....….10
2. Тактика и стратегия финансовой политики…………………………………12
2.1. Финансовая стратегия и тактика...................................................................12
2.2. Типы финансовой политики..........................................................................14
2.3. Факторы, влияющие на результативность финансовой политики............18
3. Государственная финансовая политика Российской Федерации на современном этапе……………………………………………………….……...20
3.1. Цели общества на современном этапе………………………………….….20
3.2. Задачи финансовой политики РФ на современном этапе…………….......23
3.3. Денежно-кредитная, налоговая и бюджетная политики…………..…...…30
3.3.1. Денежно-кредитная политика………………………………….....…….30
3.3.2. Налоговая политика..................................................................................31
3.3.3. Бюджетная политика………………………………………….………….32
4. Финансовая политика хозяйствующих субъектов…………….….….……..36
4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия.......................36
4.2. Основные этапы финансовой политики предприятия................................37
4.3. Финансовая политика предприятия в условиях рынка...............................38
Заключение…………………………………………………….....………………43
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Управление финансами  осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово - директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства [10,с 547].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Факторы, влияющие  на результативность финансовой 

политики

Для того чтобы оценить  финансовую политику, ее положительные  и отрицательные стороны, необходимо использовать критерии и факторы, которые показывают влияние отдельных моментов на саму финансовую политику. Если учитывать причинно-следственные связи, то исходным моментом для определения финансовой политики является уровень развития общественных отношений.

Факторы, влияющие на результативности финансовой политики:

1) Научный поход к  разработке финансовой политики (он обязательно должен соблюдаться): обязательная обусловленность финансовых  мероприятий, предлагаемых в содержании  финансовой  политики, уровню развития  финансовых отношений в обществе.

2) Обязательно должны  быть проработаны и находиться  в логической взаимоувязке все  части финансовой политики.

3) Финансовая политика  должна содержать четко поставленные  цели и такие пути достижения  этих целей, которые могут привести к росту финансового результата.

4) Необходимость осуществления  точных расчетов, которые давали  бы возможность предвидеть все  последствия тех законодательных  и других нормативных актов,  которые принимает правительство  сегодня.

5) Финансовая политика  должна учитывать специфику каждого исторического этапа развития страны, особенности внутренней и международной обстановки.

6) Финансовая политика  должна учитывать экономические  и финансовые возможности государства.  Каждый закон должен иметь  расчет того, сколько средств потребуется на реализацию данного закона.

7) Комплексный подход  при выработке финансовых мероприятий:  должна обеспечиваться связь  между стратегией и тактикой, концепцией и конкретными мерами, жесткая увязка между финансовой  политикой, проводимой на федеральном и региональном уровнях.

Условия, позволяющие  осуществить политику, нацеленную на высокую результативность:

  • Адекватная состоянию финансовых отношений нормативно-правовая база
  • Рационально построенный и эффективно работающий финансовый механизм
  • Политическая стабильность
  • Высокий уровень профессионализма финансовых кадров.

Таким образом, финансовая политика есть единство финансовых стратегий  и тактики. Финансовая стратегия - это  целевая функция финансовой политики, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, определение форм, методов и направлений их последующего использования, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента.

Финансовая тактика - это, прежде всего оперативная финансовая работа на предприятии. Финансовая тактика, в отличие от стратегии, связана с реализацией более узких, локальных, текущих задач финансового менеджмента. Финансовая тактика, прежде всего, опирается на оперативное и текущее планирование на предприятии.

В данной главе были определены основные типы финансовой политики государства: классическая, регулирующая, неоконсервативная  и планово – директивная; рассмотрены  их основные положения, специфика применения и результаты.

В последнем вопросе  были охарактеризованы факторы, влияющие на результативность финансовой политики, и определены условия для ее повышения.

 

3. Государственная финансовая политика Российской Федерации на современном этапе

В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу [ст.80,84,1]. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе [16].

3.1. Цели общества на современном  этапе

К основные направлениям финансовой политики РФ на современном  этапе можно отнести следующее:

    • устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;
    • снижение государственного долга;
    • стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;
    • развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;
    • переход к среднесрочному планированию;
    • продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).

Известно, что развитие экономики страны зависит от качества налоговой системы. В последние  годы в направлении ее совершенствования сделано немало – сформирована налоговая система, утвержден Налоговый Кодекс, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.

В частности, за последние годы было сделано следующее:

    • налог на прибыль предприятий снизился с 24% до 20%;
    • введен налог на добычу полезных ископаемых;
    • снижение ставки единого социального налога до 26%;
    • сокращен НДС с 20% до 18%;
    • отменен налог, уплачиваемый с выручки от реализации товаров;
    • отменена инвестиционная льгота;
    • установление единой ставки налога на доходы физических лиц.

Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних  рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе  Федерального бюджета РФ, с целью  повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет двух источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при превышении базовой цены. Кроме того, на январь 2010 года совокупный объем средств, Стабилизационного фонда составил 3 851,80 млрд. руб [16].

При проведении политики в социальной сфере основная нагрузка лежит на регионах. В 2004 году основная тяжесть  расходов на проведение социальной политики была возложена на консолидированные бюджеты субъектов: плановые расходы консолидированных бюджетов субъектов по разделу «Социальная политика» почти в 1,5 раза превышает расходы федерального бюджета. Перемещение центра тяжести финансирования расходов на проведение социальной политики в регионы – сложившаяся тенденция. В расходах консолидированного бюджета субъекта удельный вес расходов на социальную политику возрос с 2000 года почти в 1,5 раза, в расходах федерального бюджета – сократился более чем в 2 раза. Ситуация  в этой области, как следует из положений ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», не изменится. Напротив, в результате осуществляемого разграничения полномочий, осуществление мероприятий социальной политики станет в большей степени задачей субъектов РФ [4].

Подводя итоги, можно отметить, что  финансовая политика России с 2000 года была целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего долга (в 2002 году новые внешние заимствования не производились, в счет погашения задолженности было выплачено 14,2 млрд. дол.), сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), рост ВВП (темп роста ВВП за 2010 год составил 5,6 % по сравнению с 2009 годом) [16].

Вместе с тем остаются проблемы: например, бюджетное законодательство пока не в полной мере отвечает современным требования, государственный сектор по-прежнему слишком велик и трудноуправляем, остается низкая экономическая эффективность расходов федерального бюджета, при формировании бюджета в малой степени используется программно-целевые методы; нет стабильности налогового законодательства. Стабильность налогового законодательства – основное условие привлечения инвестиций в экономику. Глава Кодекса о налогах с продаж действовала два года, затем этот налог был отменен. Отдельные главы Кодекса, принимались и принимаются без достаточных оснований и не всегда продуманно. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий. Учитывая сложность принятия изменений в НК РФ, завершение налоговой реформы потребует немало времени [2].

 

 

 

3.2. Задачи финансовой политики РФ  на современном этапе

Россия после периода  экономического роста в состоянии  ставить перед собой масштабные задачи и рассчитывать на их решение. Ускорение темпов роста может стать задачей, способной сплотить государство, бизнес и общество.

Активизация источников роста и повышения конкурентоспособности  страны предполагает реализацию «сценария  ускоренной диверсификации» российской экономики. Основным направлением, обеспечивающим ускоренный рост экономики и диверсификацию, является опережающее развитие перерабатывающих секторов (в первую очередь высокотехнологичных), сферы услуг, а также повышение степени переработки сырья.

Главным условием диверсификации экономики, повышения темпов экономического роста является устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскую  активность, для чего необходимо:

    • максимально упростить регистрацию предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, согласование инвестиционных проектов;
    • разработать прозрачные правила взаимоотношений государства и предпринимателя (предсказуемая макроэкономическая политика, стабильный налоговый и таможенный режим, либеральное валютное регулирование, необременительный контроль и надзор со стороны органов государственной власти);
    • обеспечить недискриминационность доступа хозяйствующих субъектов к земельным участкам, производственной инфраструктуре, сырью и материалам, квалифицированной рабочей силе, капиталу и другим ресурсам;
    • развивать систему страхования, в том числе коммерческих рисков;
    • совершенствовать систему защиты прав экономических субъектов, в первую очередь судебной системы и правоохранительных органов;
    • гарантировать не ухудшение со стороны государства условий предпринимательской деятельности.

Обозначенные меры можно  назвать «горизонтальными», то есть создающими экономические стимулы  для развития всех секторов экономики. Их реализация может дать значительный импульс развитию новых секторов. При этом в целях ускорения процессов диверсификации одновременно с общим улучшением делового климата необходимо осуществить комплекс «вертикальных» мер, включая:

    • создание условий для повышения предпринимательской активности, в первую очередь в отраслях перерабатывающей промышленности, а также в сфере услуг;
    • стимулирование углубления переработки сырья не только в секторах ТЭК, но и в лесопромышленном комплексе, химической и металлургической промышленности, сельском хозяйстве;
    • повышение технологического уровня и наукоемкости продукции.

При этом «вертикальные» меры не предполагают прямой государственной  поддержки конкретных секторов и  отраслей. Целью таких мер является стимулирование тех видов деятельности, которые объективно способствуют диверсификации экономики [10,с 547].

Для этого будут применяться  различные инструменты, включая  налоговые и таможенно-тарифные меры, а также механизмы поддержки  экспорта.

Правительство Российской Федерации предполагает концентрировать  усилия на следующих шести приоритетных направлениях:

1. Приведение институциональных условий и инфраструктуры в соответствие с потребностями бизнеса.

Для комфортного ведения  бизнеса, доступности трудовых, финансовых, энергетических, коммуникационных ресурсов необходимо наличие институциональных условий (стандартного набора рыночных институтов, конкурентных товарных и финансовых рынков, гарантий права собственности), а также эффективной производственной и финансовой инфраструктуры.

Для формирования ликвидных  товарных и финансовых рынков необходимо развитие конкуренции, что будет способствовать рациональному распределению ресурсов по секторам экономики.

Развитие конкурентной среды на рынках позволит повысить их доступность для малого бизнеса. Малый бизнес играет ключевую роль не только в решении проблем занятости, формирования «среднего класса», но и в осуществлении диверсификации экономики. Крупный бизнес изначально имеет ряд преимуществ по сравнению с малым, наиболее важными из которых являются доступность финансовых и производственных ресурсов и государственных заказов. Поэтому для развития малого бизнеса необходимы дополнительные меры, которые могли бы нивелировать это неравенство, – особые режимы налогообложения, упрощенный учет, доступ к финансовым и иным ресурсам, инфраструктуре [10,с 546].

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами