Финансовая политика в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание и значение финансовой политики государства…………....…..4
1.1. Понятие финансовой политики государства……………………..…..….…4
1.2. Структурные элементы финансовой политики государства………...…….7
1.3. Финансовый механизм…………………………………………….….....….10
2. Тактика и стратегия финансовой политики…………………………………12
2.1. Финансовая стратегия и тактика...................................................................12
2.2. Типы финансовой политики..........................................................................14
2.3. Факторы, влияющие на результативность финансовой политики............18
3. Государственная финансовая политика Российской Федерации на современном этапе……………………………………………………….……...20
3.1. Цели общества на современном этапе………………………………….….20
3.2. Задачи финансовой политики РФ на современном этапе…………….......23
3.3. Денежно-кредитная, налоговая и бюджетная политики…………..…...…30
3.3.1. Денежно-кредитная политика………………………………….....…….30
3.3.2. Налоговая политика..................................................................................31
3.3.3. Бюджетная политика………………………………………….………….32
4. Финансовая политика хозяйствующих субъектов…………….….….……..36
4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия.......................36
4.2. Основные этапы финансовой политики предприятия................................37
4.3. Финансовая политика предприятия в условиях рынка...............................38
Заключение…………………………………………………….....………………43
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Рост внешнего долга  частного сектора свидетельствует  о том, что российская финансовая система нуждается в дальнейшем развитии для обеспечения интересов  растущей экономики. Необходима интеграция разрозненных финансовых рынков, расширение спектра финансовых инструментов, развитие системы институциональных инвесторов, способных осуществлять долгосрочные вложения.

Принятие предпринимателями  решений, нацеленных на развитие бизнеса, в значительной мере зависит от условий  их доступа к продукции и услугам естественных монополий. Для этого государство должно определить:

    • направления развития инфраструктуры (прежде всего транспортной, трубопроводной) с участием государства;
    • формы и условия участия частного капитала в развитии инфраструктуры;
    • механизмы и сроки формирования рынков в сферах естественных монополий.

2. Реализация административной реформы, создание эффективной системы государственного управления.

Основная цель административной реформы – повышение эффективности, качества и прозрачности работы государственного аппарата.

В распоряжении государства  все еще остается значительный объем  материальных активов (государственные  унитарные предприятия, акционерные  общества с государственным участием, государственные учреждения), которые должны быть либо приватизированы, либо реструктурированы. При этом управление указанными активами должно осуществляться более эффективно. Необходимо упростить процедуры преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества, а также установить четкие и понятные для хозяйствующих субъектов критерии и порядок передачи государственных активов в частное управление.

Целями проведения военной  реформы являются существенное перевооружение и модернизация Вооруженных Сил, внедрение контрактных принципов их комплектования. Сокращение продолжительности службы по призыву потребует совершенствования законодательства в данной сфере.

3. Повышение открытости экономики.

Открытость экономики  способствует повышению конкуренции, созданию стимулов для снижения издержек, расширению доступа российских товаров на внешние рынки, уменьшению барьеров на пути капитала. Необходимы либерализация валютного регулирования, снятие избыточных государственных ограничений внешней торговли и валютных операций.

4. Инновационное развитие отраслей промышленности.

При общем улучшении  делового климата и создании экономических  стимулов для межотраслевого перетока капитала следует создать условия  для повышения привлекательности  перерабатывающих секторов и сферы  услуг.

Приоритетное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью требует повышения роли науки в экономическом развитии. Реформа сферы науки должна быть нацелена на усиление инновационной ориентации прикладных научных исследований и разработок, а также повышение их вклада в экономический рост при сохранении государственной поддержки фундаментальной науки.

5. Формирование эффективной системы предоставления социальных услуг, создающей благоприятные условия для развития «человеческого капитала».

В целях повышения  качества и доступности для потребителей социальных услуг, улучшения ситуации на рынке труда в рамках реформирования отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура) необходимо внедрение механизмов финансирования соответственно объему и качеству оказываемых услуг с существенным ограничением объемов бюджетного финансирования государственных учреждений по смете. Указанные механизмы включают подушевое финансирование получения гражданами общего и профессионального образования, страховые механизмы финансирования медицинской помощи, поэтапный переход от финансирования содержания организаций культуры по смете к финансированию основной их деятельности по договору (предоставление населению услуг в сфере культуры) [15].

6. Обеспечение благоприятных макроэкономических условий развития.

Важнейшим условием формирования благоприятного делового климата служит взвешенная макроэкономическая политика, основными характеристиками которой  являются предсказуемость, адаптивность к внешним изменениям, прозрачность.

Приоритетные задачи ближайших трех лет – снижение налогового бремени с соответствующей  оптимизацией государственных расходов, снижение инфляции и процентных ставок, сокращение вмешательства государства  в экономику и социальную сферу.

Совокупные потребности  финансирования основных государственных  функций, а также реформ, предусмотренных  финансовой политикой, не превысят существующий уровень расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов в реальном выражении при условии кардинального повышения эффективности расходов, устранения нерациональных государственных обязательств, изменения механизмов финансирования бюджетной сферы. Существенную экономию бюджетных средств можно получить за счет повышения эффективности расходов для государственных нужд.

Снижение налогового бремени необходимо осуществлять в  увязке с перераспределением доходных и расходных полномочий между  уровнями бюджетной системы, реформой региональных финансов.

Для создания эффективно работающей экономической системы, способной к саморазвитию, необходимо обеспечить комплексность и высокие темпы реформ. Затягивание отдельных реформ, отсрочки в принятии важнейших законов приводят к тому, что уже принятые законы оказываются неработоспособными. Это резко снижает эффективность преобразований [15].

Обеспечение устойчиво  высоких темпов экономического роста  предполагает создание эффективного механизма  перераспределения ресурсов между  экспортно-сырьевым и перерабатывающим секторами экономики с целью  ускоренного развития потенциально конкурентоспособных производств и интенсификации ресурсосбережения. Такой механизм должен органично дополнять комплекс общих мер по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата.

Государство будет обеспечивать долгосрочную стабильность и предсказуемость условий экономического развития для всех субъектов экономики. Основными инструментами, задающими бизнесу необходимые ориентиры, являются Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, Государственная программа вооружений, программы реформирования естественных монополий, прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, федеральная адресная инвестиционная программа, среднесрочные финансовые планы. Факторами укрепления стабильности являются переход к среднесрочному бюджетному планированию и политика государства в области развития производственной инфраструктуры [16].

Для решения задач, предусмотренных  финансовой политикой, необходимо:

    • обеспечение принятия решений по большинству мероприятий финансовой политики на уровне министерств и ведомств в соответствии с их компетенцией;
    • определение ответственных исполнителей по основным мероприятиям финансовой политики за конкретным министерством или ведомством, разрабатывающим календарный план по их реализации и перечень необходимых правовых актов, а также несущим ответственность за исполнение этих мероприятий;
    • обеспечение публичности процесса выработки предложений по решению определенных финансовой политикой задач с участием общественности, научных и экспертных кругов;
    • разработка предложений о принятии дополнительных мер по реализации нормативных правовых актов;
    • создание рабочих групп по разработке нормативных документов с включением в них независимых экспертов, представителей бизнеса и общественности [10,с 550].

3.3. Денежно-кредитная, налоговая и  бюджетная политики

Макроэкономические условия  проведения реформ определяются прежде всего денежно-кредитной, налогово-бюджетной  политикой, а также ценовой (тарифной) политикой в сфере естественных монополий.

3.3.1. Денежно-кредитная политика

Главной целью денежно-кредитной  политики в ближайшие время является снижение инфляции без ущерба для  устойчивости экономического роста.

Предполагается последовательное снижение темпов инфляции. Хотя по подсчетам  Росстата, инфляция в 2008 году составила 13,3% против 11,9% по итогам 2007 года. Начался пересмотр официального показателя инфляции на 2009 год в сторону повышения: вместо ранее заложенных 7-8,5% теперь в базовом сценарии развития экономики РФ прописано 11% [16].

Снижение инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной  политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными преобразованиями (в том числе  тарифной политикой в сфере естественных монополий).

Динамика обменного  курса рубля будет определяться как внешними условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса периоды темпы роста реального курса рубля не превышали роста производительности труда, а в случае временного ослабления платежного баланса не происходило значительной девальвации рубля.

Кроме того, необходимо принятие следующих мер:

    • создание условий для полной конвертируемости рубля;
    • сочетание контроля за исполнением основных параметров денежной программы с более активным управлением ликвидностью банковской системы на основе развития инструментов денежно-кредитного регулирования;
    • постепенный переход к более активному использованию процентной политики для обеспечения макроэкономической стабильности;
    • реализация денежно-кредитной политики в условиях режима плавающего валютного курса, позволяющего обеспечить соответствие курса рубля фундаментальным экономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных резервов страны на необходимом уровне;
    • сглаживание неоправданно резких колебаний обменного курса на внутреннем валютном рынке.

3.3.2. Налоговая политика

Приоритетом налоговой  политики в среднесрочной перспективе  должна стать разработка законодательных  норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость и средние ставки единого социального налога, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

Основные направления  реформирования налоговой системы в среднесрочный период включают:

    • совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего НДС и ЕСН), снижение бремени налогового администрирования (в том числе в части налогового учета);
    • снижение с 2004 года базовой ставки налога на добавленную стоимость до 18 %;
    • введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения для участников соглашений о разделе продукции;
    • упрощение порядка подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам и при осуществлении международных перевозок грузов, а также последующего возмещения налога на добавленную стоимость;

реформирование отдельных  видов налогов и отмену неэффективных  налогов и сборов, в частности:

    • совершенствование системы поимущественных налогов (с введением с 2004-2005 годов соответствующих глав НК РФ) за счет сокращения перечня налогооблагаемого имущества, пересмотр принципов оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, переход на налогообложение земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, обеспечение возможности перехода в перспективе к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;
    • отмену с 1 января 2004 года налога с продаж;
    • пересмотр перечня региональных и местных налогов и сборов, включая отмену целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта;
    • совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов, имея в виду введение водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    • установление особого режима налогообложения судовладельцев, эксплуатирующих суда, включенные в международный реестр морских судов;
    • снижение с 2005 года налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения эффективной ставки ЕСН (при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы) [2].

3.3.3. Бюджетная политика

Основными целями бюджетной  реформы на среднесрочный период являются стимулирование структурной  перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами