Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Целью данной работы является, в первую очередь, раскрытие сущности финансовой политики, а также её значения для государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансам.docx

— 56.90 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Волжская государственная  академия водного транспорта»

 

Кафедра «Финансы и кредиты»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА»

 

 

Выполнила: студентка группы ДБЭ-32

Богданова М. С.

Шифр: 117301

Проверила: Маркова Наталия  Андреевна

 

 

 

 

Нижний Новгород

Издательство ФБОУ ВПО  «ВГАВТ»

2014

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Финансовая политика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные  элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Финансовая политика - составная  часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Целью данной работы является, в первую очередь, раскрытие сущности финансовой политики, а также её значения для государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание, значение, цели и задачи финансовой политики

 

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижение определённых целей. Важную роль здесь  играет финансовая политика. Государственная финансовая политика это часть более общей государственной политики. Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов. В процессе выработки финансовой политики создаются условия для выполнения задач, стоящих перед обществом. Финансовая политика часть общей экономической политики страны и она включает в себя 3 звена:

1) выработка научно – обоснованной концепции развития финансов (концепция формируется на основе изучения экономических законов, анализа состояния развития экономики, перспективного развития производственных сил и производственных отношений);

2) определяет основные направления использования финансовых ресурсов на текущий период и перспективу;

3) разрабатывает конкретные меры, направленные на достижение поставленных целей.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную  перспективу использования финансов и предусматривают решение главных  задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы  страны. Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3)  организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения насущных потребностей развития общества.

Целями финансовой политики могут являться:

1) политические цели, то  есть достижение целей в области внешней и внутренней политики

2) экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

3) социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

1.1. Финансовая  стратегия и тактика.

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно  разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу  и определяет задачи на предстоящий  период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, направленный на решение крупномасштабных задач экономического и социального развития общества.  Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем изменения способов организации финансовых отношений, за счёт перегруппировки финансовых отношений. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс. Финансовая стратегия должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой стратегии нужна достоверная информация о финансовом положении государства. Реализацию финансовой стратегии и тактики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных.

Краткосрочная финансовая тактика  государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой  сбалансированности централизованных финансов. Государственная краткосрочная финансовая тактика, имеет своей главной целью достижение поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.

Долгосрочная финансовая стратегия государства носит  долговременный и часто скрытый  характер. Она охватывает фундаментальные  проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная стратегия зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой стратегии в рамках принятого политического курса. Долгосрочная государственная финансовая стратегия призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.

Финансовая стратегия  и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса национальной валюты, т.е. финансовую тактику.

1.2. Взаимосвязь  финансовой политики с экономикой  и правом.

Финансовая политика в  сфере финансов субъектов хозяйствования включает разработку основных мероприятий  в области государственной амортизационной  политики, развития приоритетных видов  деятельности, регулирования деловой  активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономического развития государства. Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в  ходе ее реализации, как в течение  финансового года, так и более  долгосрочном периоде. На построение финансовой политики государства оказывает  влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной  системы управления финансовая политика осуществляется с целью максимально  возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана. В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения.

При особенностях формирования финансовой политики можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение  фискальных задач государства, которые  связаны с балансированием доходов  и расходов государства. В этом случае оптимальная ситуация, при которой  все расходы государства покрываются  за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности  в осуществлении расходов более  динамичны и, как правило, превышают  возможности по сбору доходов. Поэтому  государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов и  увеличения доходов. И то и другое направления сложны с точки зрения их практического осуществления. Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов определяется законом Лэффера (рисунок 1). Суть закона заключается в следующем. Первоначально рост налогового бремени приводит к увеличению доходов государства и постепенно достигается точка оптимума, которая характеризует наилучший уровень налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а с другой стороны, - государство, получающее максимум доходов. При дальнейшем повышении налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов сокращается и стремится к нулевой отметке при 100%-ном уровне изъятия. Такое снижение доходов происходит объективно - за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и субъективно - посредством сокрытия объектов обложения и уклонения от уплаты налогов.

Рисунок 1

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает регулирование экономических процессов. Регулирование осуществляется в  связи с тем, что государство  располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов. К ним относятся: налоги, государственный  кредит, бюджетные ассигнования, различные  нормы и нормативы, при помощи которых регулируются финансовые отношения. С их помощью государство оказывает  воздействие на размер денежных средств, которыми располагают экономические  субъекты, и тем самым влияет на различные экономические процессы. К таким процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень  инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно и сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития. Существуют два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционное - связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать денежное обращение. Финансовые инструменты регулирования обеспечивают решение средне и долгосрочных задач, что связано с необходимостью наличия значительного периода времени для изменения законодательства и адаптации экономических субъектов к новым условиям деятельности. Для оперативного воздействия на экономические процессы государство использует не финансовые, а кредитно-денежные инструменты: учетную ставку или ставку рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования средств кредитных учреждений в Центробанке.

Информация о работе Финансовая политика