4) Социально-воспитательная
- сдерживание потребления вредных для
здоровья продуктов путем установления
на них повышенных налогов.
5) Конкретно-учетная - осуществление
учета доходов граждан, предприятий и
организаций.
В современной России налоговая
система как необходимое условие
формирования цивилизованных рыночных
экономических отношений формируется
с 1992 г. По структуре и принципам
построения она в основном отражает
общераспространенные в мировой
практике тенденции.
Виды налогов:
1) Федеральные - налог
на добавленную стоимость (НДС),
акцизы, таможенная пошлина, подоходный
налог, налог на покупку валюты
и др.
2) Региональные - налог на имущество
предприятий, лесной налог, плата за воду
и др.
3) Местные - земельный
налог, курортный налог, налог
на рекламу, налог на содержание
жилого фонда и др.
Направления совершенствования
налоговой системы в России:
— Уменьшение налогового бремени,
особенно для тех, кто инвестирует
в развитие новых технологий.
— Уменьшение структуры
налоговых поступлений за счет поэтапного
увеличения доли физических лиц (доходов
и имущества), а также рентных
платежей в природоэксплуатирующих отраслях
и, соответственно, сокращения доли, приходящейся
на бизнес.
— Сокращение налоговых
льгот.
— Расширение налогооблагаемой
базы за счет перекрытия каналов ухода
от налогов и перетока их в теневой
сектор экономики.
Налоговая политика должна
быть нацелена на решение двух основных
задач – модернизацию российской экономики
и обеспечение необходимого уровня доходов
бюджетной системы. Структура и уровень
налогообложения должны минимизировать
искажающее и оказывать позитивное воздействие
на структурные изменения в экономике,
формировать комфортные условия для развития
предпринимательской. В 2009–2011 годах должна
быть продолжена работа по оптимизации
налоговой системы. По словам президента
РФ в Бюджетном Послании, «Начиная с 2010
года необходимо увеличить в два раза
предельный размер выручки, позволяющий
применять упрощенную систему налогообложения,
с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год. Снижение
под воздействием мирового финансового
кризиса доходов федерального бюджета
и необходимость соблюдения объективно
обусловленных ограничений размера дефицита
бюджета, а также обеспечение сбалансированности
пенсионной системы в условиях ее реформирования
определяют потребность пересмотра объемов
и структуры бюджетных расходов, что может
привести по ряду направлений к сокращению
объемов расходов федерального бюджета
в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом.
Необходимо ввести среднесрочные «потолки»
бюджетных расходов по конкретным направлениям
государственной политики, с тем чтобы
отвечающие за них министерства были заинтересованы
не в постоянном наращивании расходов,
а в росте их эффективности при реструктуризации
действующих обязательств. В период экономического
кризиса особо важное значение приобретает
мониторинг финансового состояния субъектов
Российской Федерации, выполнения ими
расходных обязательств, в первую очередь
мониторинг своевременности и полноты
выплат заработной платы работникам бюджетной
сферы и социальных выплат гражданам,
состояния кредиторской задолженности
по этим обязательствам. Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления должны
осуществить оптимизацию расходов, принять
все меры по мобилизации доходов и сокращению
дефицита».
Бюджетная политика представляет
собой целенаправленное воздействие
государства на экономику путем
изменения объема и структуры
государственных расходов, налогообложения
и государственной собственности,
которые в совокупности являются
инструментами ее проведения. Сама же
бюджетная политика, основные параметры
которой находят свое отражение в бюджете,
выступает как инструмент управления
государственными финансами. В первую
очередь при определении институциональных
основ бюджетной политики должно быть
сформировано представление о возлагаемых
на государство обязанностях, исходя из
этих обязанностей формируются расходы,
а величина необходимых расходов позволяет
определить требуемые доходы. Функции
государства должны быть четко структурированы
и законодательно закреплены. При этом
определение величины налогового бремени
при проведении бюджетной политики должно
основываться не только на современных
налоговых теориях, но и отражать качество
выполнения государством своих функций.
Основу бюджетной политики составляют
стратегические направления, определяющие
перспективы формирования и использования
финансовых ресурсов с целью решения главных
задач, вытекающих из особенностей функционирования
экономики. Поэтому рассмотрение государства
в качестве субъекта финансовых отношений
предполагает прежде всего концентрацию
внимания именно на финансовых ресурсах,
которыми оно распоряжается с целью выполнения
возложенных на него функций. Приоритеты
бюджетной политики как инструмента управления
национальной экономикой не оставались
постоянными. Они менялись вместе с развитием
бюджетных систем, изменением внешних
экономических условий и ростом отрицательных
эффектов чрезмерного роста государственного
вмешательства в их экономику. Государственные
финансы как механизм, нацеленный на устранение
или смягчение провалов рынка, так же далек
от совершенства. В этом отношении важную
роль играет анализ издержек и выгод рациональности
различных государственных программ и
проектов. Однако осуществить их адекватную
оценку на основе формализованных процедур
соизмерения затрат и результатов крайне
сложно, так как издержки и выгоды оцениваются
с позиций не индивида, а всего общества.
Понимание бюджетной политики как процесса
обмена между индивидами и государством,
при котором каждый стремится к достижению
своих целей, соглашаясь платить налоги
в обмен на необходимые общественные блага,
имеет принципиально важное значение
при выработке конкретных решений в бюджетно-налоговой
сфере. В таком понимании бюджетная политика
базируется на компромиссе финансовых
интересов всех участников воспроизводственного
процесса и становится активным инструментом
укрепления экономического потенциала
страны. Доходы, которые собирает государство
через налоги, являются вознаграждением
за предоставление благ, которые в данных
условиях наилучшим образом может предоставить
именно государство. Данная интерпретация
бюджетной политики является теоретическим
фундаментом для обоснования значимости
проблем нахождения правильного для данных
условий соотношения роли рынка и государства,
а также разработки системы критериев
эффективности расходования государственных
средств. Конечной целью бюджетной политики
является обеспечение конкурентоспособности
национальной экономики, что, в свою очередь,
предусматривает стимулирование экономического
роста, формирование эффективных рыночных
институтов, достижение высокого уровня
занятости и благосостояния населения,
антиинфляционное регулирование. Социально-экономическая
результативность бюджетной политики
характеризует соответствие общественных
расходов и их результатов тем целям, которые
преследует государство, регулируя социально-экономические
процессы. Данные цели не всегда совместимы
друг с другом и носят порой противоречивый
характер. Это явление часто иллюстрируется
«кривой Филипса», которая показывает,
что одновременно с сокращением безработицы
происходит рост инфляции, а снижение
последней сопровождается ростом безработицы.
Таким образом, полное и одновременное
достижение всех целей бюджетной политики,
как и экономической политики в целом,
является трудновыполнимой задачей. Поэтому
в зависимости от конкретной ситуации
бюджетная политика ориентирована на
улучшение тех или иных макроэкономических
показателей. Согласованность бюджетной
и денежной политики обеспечивает результативность
государственного регулирования, напротив
ее отсутствие неизбежно приводит к кризисным
явлениям. Инструменты бюджетной и денежной
политики дополняют друг друга, составляя
единую систему инструментов государственного
воздействия на экономику, поэтому во
многих случаях сложно провести четкую
грань между ними. Согласованность денежной
и бюджетной политики достигается посредством
взаимодействия Правительства, Центрального
банка и Парламента. Бюджетная политика
государства в сочетании с денежной призвана
обеспечить формирование благоприятных
условий социально-экономического развития
в России. Политика предшествующих лет
позволила заблаговременно создать ряд
инструментов и резервов, необходимых
для того, чтобы существенно смягчить
воздействие на российскую экономику
мирового финансового кризиса. Была заложена
и хорошая основа для позитивных структурных
изменений в экономической и социальной
сфере. В 2009 году ожидался значительный
спад ВВП, более глубокий по сравнению
с первоначальными прогнозами. Перспективы
восстановления положительного роста
ВВП в 2010 году остаются неопределенными.
Высок уровень числа безработных, медленно
снижается инфляция, впервые за десятилетие
прогнозируется снижение реального уровня
доходов граждан. Резкое падение государственных
доходов в условиях мирового финансового
кризиса заставило скорректировать бюджет
на текущий год. Впервые за последние десять
лет расходы бюджета будут выше доходов.
Дефицит федерального бюджета составит
не менее 7 процентов ВВП. Накопленные
резервы позволили продолжить устойчивое
выполнение социальных обязательств,
минимизировать сокращение государственного
спроса по ряду направлений и заложить
возможность осуществления расходов на
реализацию антикризисной программы.
Общие расходы федерального бюджета превысят
ранее запланированный уровень.
3. Понятие финансового
механизма, его структура.
Финансовый механизм –
инструмент финансовой политики, представляющий
собой систему установленных
государством форм, видов и методов
организации финансовых отношений.
В зависимости от степени
регулирования со стороны государства
финансовый механизм подразделяется на
директивный и регулирующий.
Директивный связан с отношениями,
в которых непосредственно участвует
государство (налоги, государственный
кредит, бюджетный процесс и т.
д.). Регулирующий определяет основные
направления функционирования финансовых
отношений, не затрагивающих напрямую
интересы государства (организация внутрихозяйственной
деятельности на предприятиях).
Финансовый механизм можно
представить в виде совокупности
механизмов функционирования отдельных
звеньев финансовой системы:
1. функционирование бюджетного
механизма;
2. механизм функционирования
финансов предприятий, учреждений
и организаций;
3. механизм функционирования
внебюджетных фондов;
4. механизм функционирования
местных финансов;
5. функционирование страхового
механизма;
6. механизм функционирования
финансового рынка.
Для обеспечения стабильного
и эффективного функционирования финансового
механизма государства первостепенное
значение имеет правовая регламентация
форм и норм финансовых отношений. Они
являются источником и регулятором
финансовой системы. На основании их можно
проследить механизм функционирования
финансовой системы, понять, как аккумулируются,
распределяются и перераспределяются
финансовые ресурсы.
Оценка качества работы финансового
механизма происходит в соответствии
с его адекватностью современным
интересам общества, со способностью
его достигать поставленных целей
и решать конкретные задачи.
Структура финансового механизма
включает в себя:
1. финансовое регулирование;
2. финансовое стимулирование;
3. финансовые рычаги;
4. нормативное и правовое
обеспечение;
5. информационное обеспечение.
Финансовое регулирование
представляет собой организуемую государством
деятельность по использованию всех
аспектов финансовых отношений в
целях корректировки параметров
воспроизводства.
Финансовое стимулирование
является одним из методов регулирования
народно-хозяйственных пропорций.
Финансовые рычаги представляют
собой приемы, при которых финансы
воздействуют на экономику государства
и, прежде всего на его нижнее звено
– предприятия.
Правовое и нормативное
обеспечение включает в себя:
1. законы (Бюджетный кодекс,
Налоговый кодекс, Единую бюджетную
классификацию, Закон о госбюджете
и пр.);
2. указы Президента РФ
(по налогообложению);
3. постановления Правительства
РФ;
4. приказы и письма
министерств и ведомств;
5. устав юридического
лица.
Информационное обеспечение
– наличие необходимой информации
для принятия финансовых решений (разного
рода и вида экономическая, коммерческая,
финансовая и прочая информация). К финансовой
информации относится осведомление о
финансовой устойчивости и платежеспособности
своих партнеров и конкурентов, о ценах,
курсах, дивидендах, процентах на товарном,
фондовом и валютном рынках и т. п., а также
сообщение о положении дел на биржевом,
внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой
деятельности любых достойных внимания
хозяйствующих субъектов, различные другие
сведения. Тот, кто владеет информацией,
владеет и финансовым рынком. Информация
(например, сведения о поставщиках, о покупателях
и др.) может являться одним из видов интеллектуальной
собственности (ноу-хау) и вноситься в
качестве вклада в уставный капитал акционерного
общества или товарищества.
Все элементы финансового
механизма являются составной частью
единого целого и в то же время
функционируют относительно самостоятельно.
В этой связи возникает необходимость
постоянного согласования их деятельности,
так как внутренняя увязка структурных
подразделений финансового механизма
является важным условием его функционирования.
Механизм финансового
регулирования даёт возможность
государству сформировать такие
условия для субъектов финансового
механизма, которые бы принудили их действовать
в соответствии с необходимыми для общества
направлениями. Такое регулирование проводится
с помощью инструментов фискальной, бюджетной,
налоговой политики и др.
3.1. Требования,
предъявляемые к финансовому
механизму.
3.2. Изменение
финансового механизма под воздействием
изменения условий хозяйствования.
В составе каждого из перечисленных
механизмов используются различные
источники формирования и методы
мобилизации финансовых ресурсов, их
состав, методы распределения, формы
расходования финансовых ресурсов, принципы
организации финансово-хозяйственной
деятельности и построения финансовых
отношений. Учитывая эти особенности,
можно регулировать воздействие
отдельных элементов финансового
механизма на общественное производство
и его конкретные сферы, инициировать
ускорение развития соответствующих
отраслей экономики, видов деятельности,
добиваясь в конечном итоге реализации
целей и задач финансовой политики.
Количественное и качественное
воздействие финансового механизма
на экономику и социальную сферу. Изменение
соответствующих элементов финансового
механизма в зависимости от условий экономического
и социального развития общества предопределяет
возможности его количественного и качественного
воздействия на экономику и социальную
сферу.
Количественное воздействие
финансового механизма выражается
через объем и пропорции мобилизации
субъектами хозяйствования и органами
власти финансовых ресурсов и их распределения
между сферами и звеньями финансовой
системы государства. В зависимости
от изменений соотношения объема
финансовых ресурсов на централизованном
и децентрализованном уровнях, величины
налоговых поступлений в бюджет
соответствующего уровня, размера государственных
закупок, объемов финансирования организаций
и отраслей экономики регулируется
развитие экономики и деятельность
ее субъектов, осуществляется воздействие
на общественное производство, социально-культурное
развитие общества, его научно-технический
потенциал. Качественное воздействие
финансового механизма связано с использованием
таких методов формирования и направлений
использования финансовых ресурсов, форм
организации финансовых отношений, которые
позволяют их рассматривать в качестве
стимулов развития как отдельного субъекта
хозяйствования, так и экономики в целом.
К таким элементам финансового механизма
можно отнести снижение налоговых ставок,
условия предоставления налоговых льгот,
установление предельного размера бюджетного
дефицита, предельного объема государственного
долга РФ, субъектов РФ и муниципального
долга, условия предоставления бюджетных
кредитов организациям различных организационно-правовых
форм, порядок применения различных финансовых
санкций и прочие формы и методы организации
финансовых отношений стимулирующего
характера.
3.3. Направления
совершенствования финансового
механизма
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 18.
С. 272.