Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Целью данной работы является, в первую очередь, раскрытие сущности финансовой политики, а также её значения для государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансам.docx

— 56.90 Кб (Скачать файл)

Деятельность государства  в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением  установленных норм. Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающее в обычае, становится затем законом». 1

Финансовое законодательство – отрасль российского права, которое представляет совокупность издаваемого органами высшей власти документов и законов, которые регулируют финансовые отношения. Под объектом финансового регулирования выделяют бюджетное законодательство и налоговое  законодательство. Бюджетное законодательство устанавливает и регулирует бюджетное  устройство, бюджетный процесс в  России, который осуществляется на основе норм. Существует 2 вида норм:

1) материальные (устанавливают  содержание бюджета, виды бюджетов, нормативы образования доходов  бюджета, структуру основного  бюджета)

2) процессуальные ( определяют порядок функционирования бюджетной системы)

Налоговое законодательство определяет виды платежей, порядок  их исчисления, права и обязанности  налогоплательщиков и налоговых  служб.

Задачи финансового законодательства:

1) обеспечить процесс  планомерного образования и использования  централизованных и децентрализованных  фондов денежных средств

2) определить целевое  направление и рациональное использование  финансовых ресурсов

3) регулировать права  и обязанности между государством, юридическими и физическими лицами.

Введение юридических  норм в область финансов имеет  большое значение для успешного  проведения финансовой политики, четкого  функционирования финансового механизма. Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Введение юридических норм позволяет устанавливать единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременно решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными последствиями. Государство в правовом обеспечении субъектов финансовых отношений по различным направлениям создает правила и нормы, которые способствуют разумной финансовой политике (налоговое право, бюджетное право, хозяйственное право, банковское право, страховое законодательство и т. д.). Финансовое право выступает как определяющее через специальные финансово-правовые нормы и акты, которые требуют исполнения. Гибкость финансовой политики в стране позволит всем участникам финансовых отношений обеспечивать выполнение финансовых обязательств. Нарушения в финансовой сфере часто показывают слабость правового обеспечения финансовой политики, когда в действие приводятся уже ограничительные меры.

1.3. Усиление  влияния финансовой политики  на экономическую и социальную  жизнь общества.

1.4. Условия,  необходимые для успешной реализации  финансовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовая политика  России на современном этапе  развития.

 
Экономическая деятельность практически  любого государства имеет несколько  ключевых компонентов, которые определяют её роль на мировой арене, а также  внутреннюю экономическую стабильность. Процесс формирования экономической  политики является наиболее сложным  компонентом в ходе управления государством. Одной из наиболее значимых составных  частей является финансовая политика, которая играет определяющую роль. При её помощи обеспечивается регулирование  финансовых потоков, циркулирующих  как внутри государства, так и  за его пределами.

Если рассматривать  финансовую политику России, то в первую очередь необходимо отметить тот  факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые  характерны для нашей страны. В  первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство  осуществляет не только регулирование  финансовых потоков, но помимо этого  и контроль за ними, а при необходимости и перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, где в этом есть довольно острая потребность.

Рассматривая  финансовую политику на современном  этапе её развития, необходимо отметить её системный характер. Причем системность  характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную  деятельность государства. Как и  любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими  для проводимой в настоящее время  в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор  инструментов. Именно с их помощью  обеспечивается реализация и контроль за функциями, которые выполняет государство в ходе проведения финансовой политики. Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают является формирование финансовой стабильности в стране и эффективны условий ведения бизнеса.

В настоящее  время в РФ решается ряд важнейших  задач в рамках финансовой политики.

Создание необходимых  условий для концентрации значительного  по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач, которую  решают в настоящее время правительственные  структуры, а также министерство финансов. Выполнение этой задачи в настоящее время стало основным направлений работы данного министерства, а также специалистов аппарата правительства, работающего в экономическом блоке. Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые наблюдается в экономической сфере в мире. Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее значение. Её роль заметна возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать в её развития в условиях кризиса. Для реализации стабильности внутри страны в настоящее время министерством финансов, которое занимает центральное место в ходе проведения центральной политики. Именно она определяет те направления, в которых будет проводиться финансовая политика.

В настоящее  время основное внимание всех специалистов сосредоточено на разработке мер, обеспечивающих сохранение темпов роста экономики, который наблюдался в стране в  последние годы. Кроме этого одним  из важнейших направлений является поддержка учреждений социально - экономической сферы страны. Именно предприятия данной сферы в условиях кризисных явлений наблюдающихся в нашей стране заметны наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своих деятельности делает предприятии и учреждения данного сектора незащищенными в условиях кризиса. При этом стоит сказать, что их роль значительна, поскольку они определяют качество жителей страны. В этой связи во многом по данной причине государственные структуры обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий данной сферы.

Еще одной задачей, которая на данный момент имеет для  страны приоритетное значение, является поддержка малого бизнеса. В настоящее  время он переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое  значение, во многом определяющее его  дальнейшее развитие и становление  как класса в нашей стране. Также  необходимо отметить, что экономический  блок правительства осуществляет поддержку  предприятий, которые не слабо конкурентные с зарубежными предприятиями. Для  того чтобы ослабить конкуренцию  в ряде сфер, где позиции российских предприятия не так устойчивы, принимаются  различного рода решения. В частности  для продержки отечественного автопрома были принято решение об увлечении пошлин на ввозимые на поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, будет ключевым элементом, обеспечивающих развития отечественного развития отечественной автомобильной промышленности.

Кроме этого  финансовая политика в настоящая  время стало более ориентированной на привлечение инвестиций. Многие предприятия в условиях финансового кризиса уходят с российского рынка, что наносит значительный ущерб экономики страны, затормаживая её развития. Именно поэтому государство активно работало в этом направлении, создавая необходимые условия для инвесторов, делая их более привлекательными. Это является направлением, которое в условиях кризиса приобретает большое значение, поскольку обеспечивает развитие экономики и привлекает в неё ресурсы из-за рубежа, что во многом повышает её устойчивость и способствует обеспечению эффективному развитию.

Таким образом, в современных условиях роль финансовой политики значительно повышается. Он обеспечивает силу экономику государства, а также уровень активизации  и дальнейшего роста экономических  процессов в стране.

2.1.Недостатки  финансовой политики.

Недостатки финансовой политики государства сдерживают экономическое  и социальное развитие РФ. К ним  относятся:

- догматический (нетворческий) характер финансовой политики, её  неспособность быстро реагировать  на изменяющиеся условия развития  нашего государства;

- недостатки стратегических  разработок;

-отсутствие стратегических  разработок;

- проведение частичных,  малообоснованных тактических мероприятий;

- отрыв финансовой политики  от фактического состояния дел  в экономике и нарушение сбалансированности  государственного бюджета РФ;

- остаточный подход при  определении финансовой базы  удовлетворения социальных потребностей  граждан.

Финансовая политика государства  не может быть плохой или хорошей, но может быть эффективной или  нет, и оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует  интересам общества, и насколько  способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Стремление различных партий выполнить  «наказы» своих избирателей любой  ценой, повышение расходов на государственный  аппарат, бесперспективные решения  правительства, - всё это негативно  сказывается на объективности финансовой политики. В российской финансовой политике государства нарушаются общие принципы её организации и последовательность их применения, наблюдается неадекватность рассчитанных налоговых поступлений в госбюджет. Рациональное изъятие денежных средств, в пользу государства, - основная проблема, стоящая перед Правительством, главной причиной которой является прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство налогоплательщиками своих доходов. Дефицит государственного бюджета является главной трудностью для соблюдения общих принципов. Поэтому невозможно проследить четкое использование доходов и расходов бюджета, как для стимулирования роста ВНП, так и макроэкономического регулирования и получения мультипликативного эффекта. Таким образом, ситуация с финансовой политикой государства характеризуется большой сложностью.

2.2.Финансовое  положение страны как основа  для выработки финансовой политики.

2.3.Налоговая  и бюджетная политика как важнейшие  элементы финансовой политики.

Налоговая политика — это  система мероприятий государства  в области налогообложения, которая  строится с учетом компромисса интересов  государства и налогоплательщиков. Как часть общей экономической  политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют  требования к налоговой базе, тяжести  налогообложения и способам изъятия  доходов. Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в  ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно, за счет собственных  источников государства, доходов от государственных предприятий. И  государство для формирования своих  денежных доходов вынуждено изымать  часть доходов частного сектора. При перемещении дохода в пользу государства происходит смена собственника. Ресурсы изымаются на безвозмездной  основе. Такая неэквивалентная форма  отношений между государством, с  одной стороны, и частными предприятиями  и отдельными гражданами, с другой — свидетельствует о безусловной  форме денежных отношений, в которых  стороны не являются равными партнерами. Государство вынуждает частный  сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам. Налогообложению подлежат: прибыль; доходы; стоимость определенных товаров; стоимость, добавленная обработкой; имущество; передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности. Налоги — это обязательные платежи-физических и юридических лиц государству. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Налогоплательщиками являются: физические лица — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, и юридические лица — хозяйствующие субъекты.

Можно выделить три системы  налогообложения:

1. Пропорциональный налог  — сумма налога пропорциональна  доходам работников.

2. Регрессивный налог  — налог тем выше, чем ниже  доход. 

3. Прогрессивный налог  — налог тем выше, чем выше  доход. Налоги подразделяются  на прямые и косвенные. Прямые налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции). Косвенные налоги — устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт).

При формировании налоговой  системы необходимо учитывать принципы налогообложения — правила, которыми следует руководствоваться при  построении налоговой системы.

Основные принципы налогообложения:

1) Принцип справедливости - равенство налогов на доходы  рыночных структур. Налоги должны  быть равными для каждого уровня  дохода.

2) Принцип определенности  и точности налогов - размер  налогов, сроки, способ и порядок  их начисления должны быть  точно определены и понятны  налогоплательщикам.

3) Принцип удобства взимания  налогов для налогоплательщиков - каждый налог должен взиматься  в то время и тем способом, при котором плательщику легче  выполнить требования налогообложения. 

4) Принцип экономичности  (эффективности) - необходимость соблюдения  условий, при которых: — разрыв  между расходами по сбору и  организации налогообложения и  самими налоговыми поступлениями  должен быть наибольшим; — тяжесть  налогообложения не должна подрывать  возможность продолжения производства  и лишать государство в последующем  налоговых поступлений. 

5) Принцип обязательности - неизбежность осуществления платежа. 

Функции налогов:

1) Фискальная - обеспечение  финансирования государственных  расходов на содержание государственного  аппарата, обороны страны и той  части непроизводственной сферы,  которая не имеет достаточных  средств, например, фундаментальной  науки, многих учебных заведений,  библиотек и т. д. 

2) Распределительная - перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе.

3) Стимулирующая (антиинфляционная) - стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.

Информация о работе Финансовая политика