Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:22, курсовая работа
Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Целью данной работы является, в первую очередь, раскрытие сущности финансовой политики, а также её значения для государства.
Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающее в обычае, становится затем законом». 1
Финансовое законодательство
– отрасль российского права,
которое представляет совокупность
издаваемого органами высшей власти
документов и законов, которые регулируют
финансовые отношения. Под объектом
финансового регулирования
1) материальные (устанавливают
содержание бюджета, виды
2) процессуальные ( определяют порядок функционирования бюджетной системы)
Налоговое законодательство определяет виды платежей, порядок их исчисления, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых служб.
Задачи финансового
1) обеспечить процесс
планомерного образования и
2) определить целевое
направление и рациональное
3) регулировать права
и обязанности между
Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма. Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Введение юридических норм позволяет устанавливать единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременно решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными последствиями. Государство в правовом обеспечении субъектов финансовых отношений по различным направлениям создает правила и нормы, которые способствуют разумной финансовой политике (налоговое право, бюджетное право, хозяйственное право, банковское право, страховое законодательство и т. д.). Финансовое право выступает как определяющее через специальные финансово-правовые нормы и акты, которые требуют исполнения. Гибкость финансовой политики в стране позволит всем участникам финансовых отношений обеспечивать выполнение финансовых обязательств. Нарушения в финансовой сфере часто показывают слабость правового обеспечения финансовой политики, когда в действие приводятся уже ограничительные меры.
Экономическая деятельность практически
любого государства имеет несколько
ключевых компонентов, которые определяют
её роль на мировой арене, а также
внутреннюю экономическую стабильность.
Процесс формирования экономической
политики является наиболее сложным
компонентом в ходе управления государством.
Одной из наиболее значимых составных
частей является финансовая политика,
которая играет определяющую роль.
При её помощи обеспечивается регулирование
финансовых потоков, циркулирующих
как внутри государства, так и
за его пределами.
Если рассматривать финансовую политику России, то в первую очередь необходимо отметить тот факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны. В первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство осуществляет не только регулирование финансовых потоков, но помимо этого и контроль за ними, а при необходимости и перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, где в этом есть довольно острая потребность.
Рассматривая
финансовую политику на современном
этапе её развития, необходимо отметить
её системный характер. Причем системность
характерна не только для финансовой
политики, но и целого ряда других компонентов,
которые обеспечивают эффективную
деятельность государства. Как и
любая система, финансовая политика
состоит из ряда важных компонентов,
значение которых довольно существенно.
В частности ключевыми
В настоящее время в РФ решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики.
Создание необходимых
условий для концентрации значительного
по объему потока финансовых ресурсов.
Это одна из приоритетных задач, которую
решают в настоящее время
В настоящее время основное внимание всех специалистов сосредоточено на разработке мер, обеспечивающих сохранение темпов роста экономики, который наблюдался в стране в последние годы. Кроме этого одним из важнейших направлений является поддержка учреждений социально - экономической сферы страны. Именно предприятия данной сферы в условиях кризисных явлений наблюдающихся в нашей стране заметны наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своих деятельности делает предприятии и учреждения данного сектора незащищенными в условиях кризиса. При этом стоит сказать, что их роль значительна, поскольку они определяют качество жителей страны. В этой связи во многом по данной причине государственные структуры обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий данной сферы.
Еще одной задачей, которая на данный момент имеет для страны приоритетное значение, является поддержка малого бизнеса. В настоящее время он переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое значение, во многом определяющее его дальнейшее развитие и становление как класса в нашей стране. Также необходимо отметить, что экономический блок правительства осуществляет поддержку предприятий, которые не слабо конкурентные с зарубежными предприятиями. Для того чтобы ослабить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятия не так устойчивы, принимаются различного рода решения. В частности для продержки отечественного автопрома были принято решение об увлечении пошлин на ввозимые на поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, будет ключевым элементом, обеспечивающих развития отечественного развития отечественной автомобильной промышленности.
Кроме этого
финансовая политика в настоящая
время стало более
Таким образом,
в современных условиях роль финансовой
политики значительно повышается. Он
обеспечивает силу экономику государства,
а также уровень активизации
и дальнейшего роста
Недостатки финансовой политики государства сдерживают экономическое и социальное развитие РФ. К ним относятся:
- догматический (нетворческий)
характер финансовой политики, её
неспособность быстро
- недостатки стратегических разработок;
-отсутствие стратегических разработок;
- проведение частичных,
малообоснованных тактических
- отрыв финансовой политики
от фактического состояния дел
в экономике и нарушение
- остаточный подход при
определении финансовой базы
удовлетворения социальных
Финансовая политика государства не может быть плохой или хорошей, но может быть эффективной или нет, и оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества, и насколько способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Стремление различных партий выполнить «наказы» своих избирателей любой ценой, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, - всё это негативно сказывается на объективности финансовой политики. В российской финансовой политике государства нарушаются общие принципы её организации и последовательность их применения, наблюдается неадекватность рассчитанных налоговых поступлений в госбюджет. Рациональное изъятие денежных средств, в пользу государства, - основная проблема, стоящая перед Правительством, главной причиной которой является прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство налогоплательщиками своих доходов. Дефицит государственного бюджета является главной трудностью для соблюдения общих принципов. Поэтому невозможно проследить четкое использование доходов и расходов бюджета, как для стимулирования роста ВНП, так и макроэкономического регулирования и получения мультипликативного эффекта. Таким образом, ситуация с финансовой политикой государства характеризуется большой сложностью.
Налоговая политика — это
система мероприятий
Можно выделить три системы налогообложения:
1. Пропорциональный налог
— сумма налога
2. Регрессивный налог — налог тем выше, чем ниже доход.
3. Прогрессивный налог — налог тем выше, чем выше доход. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции). Косвенные налоги — устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт).
При формировании налоговой системы необходимо учитывать принципы налогообложения — правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы.
Основные принципы налогообложения:
1) Принцип справедливости
- равенство налогов на доходы
рыночных структур. Налоги должны
быть равными для каждого
2) Принцип определенности
и точности налогов - размер
налогов, сроки, способ и
3) Принцип удобства взимания
налогов для налогоплательщиков
- каждый налог должен взиматься
в то время и тем способом,
при котором плательщику легче
выполнить требования
4) Принцип экономичности
(эффективности) - необходимость соблюдения
условий, при которых: —
5) Принцип обязательности
- неизбежность осуществления
Функции налогов:
1) Фискальная - обеспечение
финансирования
2) Распределительная - перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе.
3) Стимулирующая (антиинфляционная) - стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.