Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:36, реферат
Одним из важнейших инструментов воздействия госу¬дарства на формирование и динамичное развитие эконо¬мических и социальных процессов в стране является его финансовая политика.
В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
1 Финансовая политика: понятие содержание, задачи……………………….3
2 Роль государства в реализации финансовой политики……………………..5
3 Финансовая политика РБ на современном этапе……………………………9
Список использованных источников………………………………………….17
Контрольная работа
По предмету «Теория финансов»
Студентки 4 курса
Зфк-22
Шифр – 091955
Лаберко Анастасии Андреевны
Г.Витебск
Пр-т Победы 29-3-21
СОДЕРЖАНИЕ
1 Финансовая политика: понятие содержание, задачи……………………….3
2 Роль государства в реализации финансовой политики……………………..5
3 Финансовая политика РБ на современном этапе……………………………9
Список использованных источников………………………………………….17
1 Финансовая политика: понятие содержание, задачи
Одним из важнейших инструментов воздействия государства на формирование и динамичное развитие экономических и социальных процессов в стране является его финансовая политика.
В последние
годы вопросам проведения государственной
финансовой политики и проблемам
финансового регулирования
Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.
Более структурированным выглядит определение данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политики в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее стройность рассуждений, по-нашему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазного государства.
Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).
Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы российских экономистов.
Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.
Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.
Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.
Итак, российские экономисты определяли финансовую политику прежде всего как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике.
Согласно мнению белорусского экономиста О. А. Пузанкевича, финансовая политика — это часть общей экономической политики, которая посредством соответствующих рычагов и методов активно участвует в регулировании финансовых процессов.
Задачами финансовой политики выступают:
- обоснование необходимого объема, форм и методов мобилизации финансовых ресурсов для выполнения общегосударственных задач;
- определение основных направлений распределения финансовых ресурсов с учетом намеченных программ развития экономики, культуры, науки, образования и обеспечения безопасности страны;
- выработка финансового механизма, способствующего эффективному использованию финансовых ресурсов на всех уровнях хозяйствования;
- организация рациональной системы управления финансами на микро- и макроуровнях;
- формирование результативной системы финансового контроля за законностью и эффективностью расходования финансовых ресурсов государства, регионов и отдельных звеньев хозяйства.
В связи с этим к основным функциям финансовой политики можно отнести следующие:
- повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.
- оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на военно-промышленный комплекс, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости белорусского рубля.
- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.
Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами) . Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.
2 Роль
государства в реализации
Возникновение государства и расширение его функций в условиях товарно-денежных отношений явилось главной предпосылкой формирования определенной финансовой политики. Ее содержание, основные задачи и способы их реализации во многом зависят от уровня развития общественных отношений, формы государственного устройства, а также экономической и политической ситуации в стране и мире.
Попытка научного обоснования финансовой политики государства нашла отражение в работах Дж.М. Кейнса. В 1930—1940-х гг. задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризиса перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 1960-м гг. акцент сместился, и основными задачами стали достижение высокой занятости и увеличение темпов экономического роста. С 1970-х гг. к ним добавились борьба с инфляцией, выравнивание платежного баланса и др. В последующие годы финансовая политика продолжала активно использоваться различными государствами для достижения намеченных целей в развитии народного хозяйства и социальной сфере, для укрепления позиций на международном уровне.
Исторический опыт подтверждает, что в любой экономической формации государство использует финансовую политику для выполнения своих функций и решения оперативных и стратегических задач. Финансовую политику можно признать особой сферой деятельности государства. Для ее реализации применяются специфические формы и способы воздействия, непосредственно связанные с финансами. Вместе с тем финансовая политика тесно переплетается с общей экономической политикой, поскольку ориентирована на достижение общегосударственных задач. Кроме того, она взаимодействует с социальной и международной политикой: рациональная финансовая политика государства обеспечивает финансирование намеченных мероприятий в социальной сфере и материальную поддержку развития международных связей.
В связи с этим финансовая политика, как общая экономическая политика, определяется рядом факторов. К ним относятся:
- объективные
законы развития экономических
(денежных отношений в
- политическое
и экономическое устройство
- исторические
условия, в которых
- конкретные
экономические и социальные
Финансовая политика государства не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Это означает, что она находится в диалектическом развитии, т.е. меняется на разных этапах развития общества.
Вырабатывая финансовую политику, государство как, надстройка общества должно согласовывать ее с требованиями объективных экономических законов, возникающих и функционирующих в товарно-денежном хозяйстве. Государство может только постигать сущность объективных экономических законов товарно-денежного хозяйства и обеспечивать их реализацию в своей финансовой политике, но не создавать их. Создавать можно только субъективные экономические законы. Финансовая политика государства, направленная на создание субъективных экономических законов (форм финансовых отношений) без учета требований объективных экономических законов, обречена на неудачу.
Успешная финансовая политика зависит от такого фактора, как политическое и экономическое устройство государства. Если государство построено на недемократических принципах управления, отрицании всеобщего характера товарных отношений, непризнании многообразия форм собственности, то его финансовая политика будет строиться только в соответствии с придуманными законами. Подобная финансовая политика, несмотря на стремление государства добиться при ее помощи успехов в экономическом и социальном развитии общества, приведет в конечном счете к серьезным негативным последствиям, наглядным примером может служить опыт бывшего СССР.
Важным фактором определения финансовой политики государства являются исторические условия, в которых оно осуществляет свои функции. С изменением политического и экономического устройства государства изменяется и его экономическая (в том числе и финансовая) политика. Например, финансовая политика бывшей БССР и нынешней Республики Беларусь отличается существенным образом. В БССР финансовая политика не носила самостоятельного характера и была в фарватере финансовой политики СССР. Финансовая политика СССР не смотря на благие намерения, была направлена только на поддержание государственной формы собственности, неэффективного колхозного строя, подавление частной формы собственности, принижение личных интересов граждан, гиперболизированное обеспечение государственных интересов, на уравнительное распределение доходов – от хорошо работающих предприятий к плохо работающим и т.д.
С изменением геополитической обстановки и образованней Республики Беларусь наше государство стало проводить самостоятельную финансовую политику в условиях функционирования различных форм собственности, наличия полных рыночных отношений. Цель такой финансовой политики — обеспечить относительно безболезненный переход к полным рыночным отношениям при сохранении и дальнейшем развитии социальной направленности форм финансовых отношений. Социальная направленность финансовой политики Республики Беларусь состоит в том, чтобы при неизбежной существенной дифференцизации доходов населения в условиях рыночных отношений снизить их отрицательные последствия путем разработки и осуществления молодежной, жилищной, пенсионной, продовольственной, здравоохранительной, образовательной, экспортной, инвестиционной и других программ. Реализация этих и других программ — не единовременный акт. Для их осуществления требуется значительное время. В связи с этим финансовая политика конкретизируется государством на каждом этапе реализации поставленных экономических и социальных задач.