Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:36, реферат
Одним из важнейших инструментов воздействия госу¬дарства на формирование и динамичное развитие эконо¬мических и социальных процессов в стране является его финансовая политика.
В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
1 Финансовая политика: понятие содержание, задачи……………………….3
2 Роль государства в реализации финансовой политики……………………..5
3 Финансовая политика РБ на современном этапе……………………………9
Список использованных источников………………………………………….17
Важнейшими частями (элементами) финансовой политики являются: бюджетная политика; налоговая политика; денежно-кредитная политика.
Бюджетная политика есть стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, при помощи которых мобилизуются доходы в консолидированный фонд государства (бюджет), определяется уровень сосредоточения в бюджете национального дохода страны с целью осуществления расходов на развитие государственного сектора народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, а также на государственное управление, оборону и резервы. Бюджетная политика зависит от государственного устройства, его общей экономической политики, развития форм собственности в стране. Она базируется на стратегических программах развития экономики, социальной сферы и обеспечения безопасности страны, закладывающих основные параметры и темпы развития отдельных отраслей и сфер, а также источники их финансирования. Эти программы конкретизируются на каждый текущий год. Бюджетная политика любого государства обосновывает ключевые формы и направления перераспределения ВВП посредством бюджетного механизма. В рыночной экономике бюджетная политика преимущественно ориентируется на обеспечение содержания и развития социальной сферы, финансирование инвестиционных проектов в наукоемких отраслях хозяйства, а также на расширение инфраструктуры, необходимой для подъема экономики.
Особая значимость бюджетной политики обусловливает необходимость ее глубокого обоснования, многостороннего рассмотрения высококомпетентными органами и утверждения законодательной властью.
Налоговая политика — стратегия и тактика государства по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для прямого изъятия части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет и одновременного обеспечения экономической заинтересованности плательщиков в результатах своего хозяйствования.
Налоговая политика отличается динамичным характером, она модифицируется и совершенствуется в соответствии с изменениями экономических условий хозяйствования. Существенное влияние на нее могут оказывать задачи, решаемые в связи с расширением инновационных процессов и улучшением социальной сферы.
Налоговая политика
тесно связана с ценовой
Ценовая политика — стратегия и тактика государства вмешательству в процесс ценообразования и на этой основе выработке форм финансовых отношений, связанных с внешне скрытым движением стоимости с целью получения доходов в консолидированный фонд государства (бюджет) от субъектов хозяйствования и населения сверх установленных прямых налогов, сборов и пошлин. Это есть так называемое косвенное налогообложение.
Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитной политики — одной из важных частей финансовой политики государства. Денежно-кредитные отношения выступают в качестве основного элемента процесса воспроизводства. Экономическое развитие любой страны зависит от организации денежного обращения, которое характеризуется движением денег, обслуживающих производство и реализацию товаров, услуг, работ и расчеты в хозяйстве. С развитием общества происходит количественный рост объема денежного обращения, усиливаются его связи с кредитной системой. В связи с этим исключительное значение приобретают проблемы выбора и реализации денежно-кредитной политики, а также ее эффективности.
В составе денежной политики можно выделить две основные части:
- эмиссионная политика — связана с выпуском денежных знаков и их обращением. От нее зависит обосно ванность объема выпускаемых денежных знаков, необходимых для выполнения ими функций обращения и платежа. С этой целью учитываются количество выпускаемых товаров и услуг, уровень цен на них, использование безналичных расчетов, степень развитости кредита и скорость обращения денег. Неограниченная эмиссия денег может привести к необоснованному увеличению их объема и повлечь за собой обесценивание денег, т.е. инфляцию;
- валютная политика — направлена на обеспечение стабильности национальной валюты и своевременное осуществление международных расчетов. Государство централизованно регулирует формирование курсовых тенденций, выгодных для страны, контролирует валютные операции, отслеживает изменения валютного курса и объема золотовалютного резерва. Речь не идет о прямом вмешательстве в данные процессы. Эффективность регулирующих действий достигается посредством создания рациональной правовой базы и ведения постоянного мониторинга.
Кредитная политика государства отвечает за усиление роли кредита в удовлетворении потребностей функционирования и развития деятельности хозяйствующих субъектов. Расширение кредитных услуг населению — один из важнейших источников финансирования жилищного хозяйства и способ увеличения спроса на продовольственные и промышленные товары.
В условиях мирового финансового кризиса большинство государств принимают экстренные меры по укреплению денежно-кредитной системы, в частности:
- проводят реорганизацию кредитной системы;
- выделяют субсидии отдельным банкам для повышения уровня их ликвидности;
- изменяют ставку рефинансирования и др.
Воздействие кризиса на зарубежные предприятия и банки может иметь последствия и для белорусской экономики. Чтобы их смягчить, важно сохранить стабильность работы валютного рынка, обеспечивающую удовлетворение потребностей предприятий и населения в инвалюте. Для этого банкам необходимо сформировать оптимальную стратегию внешних заимствований и ориентировать процентную политику на более активное привлечение сбережений населения в депозиты
Итак, исходя из вышесказанного, нам представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.
3 Финансовая политика РБ на современном этапе
В последние десятилетия в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанностью возможностей для экстенсивного развития.
После обретения Беларусью самостоятельности и с наступлением общего кризиса правительством было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении этой проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны иностранных фирм; проявился недостаток знаний функционирования рынка. В общем и целом, Беларусь оказалась перед проблемой экономической анархии. В стране не было развита финансовая политика, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика практически отсутствовали. Иностранные инвестиции вообще воспринимались, как нечто новое.
В этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности, предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов. Активизация производственных мощностей заметно сказалась на снижении средних издержек; установился низкий уровень безработицы; стали решаться проблемы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке; рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос; своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев в сельском хозяйстве. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен.
Начиная с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост. Однако вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободных производственных мощностей. Белорусская экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и вследствие этого сокращением амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению.
Важным является и обеспечение эффективности капиталовложений. На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияет потребление домашних хозяйств и внешний спрос; менее заметно влияние инвестиционного спроса. Одновременно значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. В связи с этим становится актуальным проведение политики импортозамещения. Важной является также проблема существенного повышения качества отечественной продукции в связи с усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, а также формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики.
Конечно, преодоление кризиса было бы невозможно, без двух ключевых для экономики направлений - это бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. Именно они помогли обуздать инфляции, множественность валютных курсов, сконцентрировать огромные денежные фонды в бюджете государства для финансирования различного рода программ, улучшить инвестиционный климат.
В Республике Беларусь
бюджетно-налоговая система
Развитие Беларуси как суверенного государства потребовало формирования национальной налоговой политики. На первом этапе ее главное назначение состояло в привлечении средств для удовлетворения общегосударственных потребностей и, соответственно, в перераспределении национального дохода между отдельными сферами и отраслями хозяйства и культуры. В 1992 г. было принято законодательство, регулировавшее построение налоговой системы республики. Оно определило многочисленность источников обложения, установив следующие налоги:
- с юридических лиц — НДС, акцизы, налог на топливо, на прибыль, на недвижимость, земельный налог, налог на импорт и экспорт, транзитный налог, экологический налог;
- с населения — подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость, местные налоги и сборы.
Налоговая система начального периода обеспечивала льготное обложение сельского хозяйства и прибыли предприятий, направляемой на техническое перевооружение производства. Одновременно освобождались от обложения доходы нетрудоспособных и малообеспеченных граждан, а также средства, направляемые на благотворительные цели. Вместе с тем следует признать, что налоговая политика не стимулировала в должной мере рост производства, не обеспечивала однократность обложения отдельных объектов (прибыль, заработная плата, амортизация).
В последующие годы государство приняло ряд законов, направленных на совершенствование системы налогообложения в части унификации отдельных налоговых платежей, снижения налогового бремени, стимулирования деловой активности предприятий и т.д.
Происходящие в мире экономические и общественные процессы (глобализация, интеграция, мировой финансовый кризис и др.) существенно повлияли на трансформацию налоговых систем развитых стран. Европейское сообщество разработало и внедрило единую систему исчисления налога на добавленную стоимость (объект, методы исчисления, предельные ставки, льготы), а в настоящее время пытается унифицировать прямые налоги с юридических лиц, чтобы по возможности выравнять условия производства и реализации аналогичной продукции.
Продолжаются изменения и в отечественной налоговой системе. Закон о бюджете Республики Беларусь на 2008 год и ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь направлены на реализацию мероприятий, предполагающих модификацию налоговой системы Республики Беларусь, в частности:
- упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки. Так, с 1 января 2008 г. отменены налог с пользователей автомобильных дорог и три местных сбора, оптимизирован порядок исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль, экологического налога и платежей за землю;
- стимулирование производства и реализации продукции. Так, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, создаваемых начиная с апреля 2008 г. и действующих в малых населенных пунктах, введено освобождение на пять лет от уплаты налога на прибыль и сбора в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки — в части реализации продукции собственного производства. С 1 января 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов (технологических линий, производственного оборудования);