Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:36, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов воздействия госу¬дарства на формирование и динамичное развитие эконо¬мических и социальных процессов в стране является его финансовая политика.
В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Содержание работы

1 Финансовая политика: понятие содержание, задачи……………………….3
2 Роль государства в реализации финансовой политики……………………..5
3 Финансовая политика РБ на современном этапе……………………………9
Список использованных источников………………………………………….17

Файлы: 1 файл

финансовая политика КОН 62992.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

- снижение объема налоговой нагрузки. Так, с 2009 г. уменьшена с 2 до 1 % ставка сбора в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной

- продукции, продовольствия и аграрной науки; установлена единая ставка по местному налогу с продаж и налогу на услуги в размере 5 %; снижена с 35 до 34 % ставка обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения; уменьшена с 5 до 3 % ставка налога на приобретение автотранспортных средств. Кроме того, особой модификации подвергнуты порядок и условия исчисления и уплаты подоходного налога: вместо прогрессивной годовой шкалы введена линейная (единая) ставка — 12 %, которая применяется в отношении доходов граждан, полученных как по месту основной работы, так и в других организациях. Одновременно увеличен с 35 тыс. до 250 тыс. руб. не облагаемый налогом стандартный налоговый вычет из доходов каждого работника. С доходов индивидуальных предпринимателей подоходный налог взимается в размере 15 %.


В результате реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы было отменено 20 налогов. Снижение налоговой нагрузки дает шанс налогоплательщикам направить остающиеся в их распоряжении дополнительные средства на расширение производства и улучшение благосостояния населения.

Налоговая политика тесно связана с бюджетной  политикой: первая обеспечивает формирование бюджетных доходов, влияет на их объем и устойчивость; вторая через направления бюджетных средств, т.е. расходы, воздействует на развитие хозяйства и отражается на жизненном уровне граждан, доходы которых и являются объектом налогообложения.

Показателями  стабильности бюджетно-налоговой системы  и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие  пороговые значения: дефицит бюджета - не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик - не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга - не более 30 % объема доходов бюджета.

Показатели  финансовой безопасности находятся  в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений. В таблице 2.1 показана динамика изменения бюджетного дефицита с 2000 г. по 2011 г.

 

Таблица 3.1 – Динамика дефицита консолидированного бюджета Республики Беларусь  в % к ВВП за 2000-2011 г.

Год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Дефицит (-), профицит (+), в % к ВВП

-0,6

-1,6

-0,17

-1,6

-0,9

-0,4

-1,4

-0,4

-1,4

-0,7

-1,8


Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне - в пределах 1-2 % ВВП. С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты Национального банка, что оказало положительное воздействие на уровень инфляции в республике.

В 2004 г. в бюджетно-налоговой  сфере была сделана еще одна значительная подвижка: благодаря внесенным изменениям методология составления бюджета  приблизилась к международным стандартам. Так, начиная с 2004 г., средства от реализации государственной собственности относятся не к капитальным доходам, а к источникам финансирования дефицита бюджета. Прекращая финансирование дефицита за счет кредитов Национального банка, государство получает возможность не только снизить темпы роста совокупной рублевой денежной массы (это должно положительно воздействовать на уровень инфляции в стране), но и существенно изменить финансирование программы жилищного строительства. Вместо целевых кредитов Национального банка правительству в источниках финансирования жилищного строительства начинают доминировать кредитные ресурсы банков и бюджетные ассигнования в основном средства местных жилищных фондов и субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым населению на строительство жилья. В то же время льготные кредиты перестают способствовать увеличению прибыльности банковского сектора.

Наряду с  бюджетно-налоговой активно проводилась  и кредитно-денежная политика. Самостоятельную  денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента  обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

В реализации денежно-кредитной  политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992-1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлены либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Данные факторы и ряд других обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. - 2059,9 %.

Чтобы снизить  инфляцию, Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую  денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. С этой целью устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального банка, осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору. Была повышена учетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции понизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. -- 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, что проявилось в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, и прежде всего экспортных отраслей.

С конца 1996 г. Национальный банк перешел на довольно мягкую денежно-кредитную  политику, направленную на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998-1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. их объем в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс национальной валюты, и в 1998 г. был введен режим множественности обменного курса белорусского рубля. Несмотря на некоторые попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза). Увеличение денежной массы привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. -- 281,75, а в 1999 г. достиг - 351,2 %.

Вместе с  тем произошли положительные  сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность  валютных курсов. Кроме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и тем самым способствовала экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются положительные темпы роста реального ВВП.

Начиная с 2000 г. и по настоящее время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. В эти годы ее приоритетными задачами были: 1) снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; 2) развитие и укрепление банковской системы; 3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. [37, с. 152]

Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы  прироста рублевой денежной массы, чистого  внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало более устойчивой национальную валюту. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который  используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Другими словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц -- 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте -- 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны: 6, 10 и 10 %.

Для регулирования  денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились как прямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕПО.

Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в 2012 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17-21 %. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегата М1), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Большаков, С. В. Финансы предприятия: теория и практика: учебник / СВ. Большаков. — М.: Финансы и статистика, 2005.
    2. Воробьев В.А., Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие/ Воробьев В.А., Бондарь А.В. – Минск: БГЭУ, 2006. - 543 с.
    3. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. СИ. Лушина, В.А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2006, - 242с.
    4. Государственные финансы: учеб. пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич [и др.]. — Минск: БГЭУ, 2005, - 166 с.
    5. Мишкин, Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: пер.с англ. / Ф. Мишкин. — М.: Вильяме, 2006, - 145 с.
    6. Официальный интернет-портал Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics. - Дата доступа: 05.12.2012.
    7. Официальный интернет-портал Министерства иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfa.gov.by. - Дата доступа: 05.12.2012.
    8. Официальный интернет-портал Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/gross. - Дата доступа: 05.12.2012.



Информация о работе Финансовая политика