Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 00:29, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику финансовой системы государства,
- проанализировать правовые основы деятельности финансовой системы страны,
- раскрыть методику преподавания основ экономики в школе.
Теоретической и методической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов финансистов по проблеме развития финансовой системы государства.

Файлы: 1 файл

финансовая система.rtf

— 2.70 Мб (Скачать файл)

4. Для достижения новых стандартов эффективности требуется разработка и внедрение долгосрочной программы управления модернизацией и непрерывного совершенствования. Такая программа позволит сосредоточить управление и лидерство, синхронизировать и взаимно контролировать выполнение запланированных мер и коммуникационных программ для того, чтобы достичь современного уровня качества и эффективности работы. Таможенные органы должны постоянно осуществлять программы непрерывного совершенствования, поскольку международные таможенные методы и потребности участников ВЭД быстро реагируют на тенденции экономической глобализации.

5. Для улучшения и совершенствования деятельности Министерства финансов Республики Казахстан будет продолжена рейтинговая оценка эффективности и качества деятельности территориальных подразделений ведомств Министерства, основанная на ряде показателей деятельности территориальных подразделений и проводимая соответствующими комитетами. Проведение оценки позволит определить имеющиеся недостатки в детальности Министерства финансов Республики Казахстан, выявить слабые места, повысить качество обслуживания государственных учреждений.

6. Для обеспечения системы Министерства финансов Республики Казахстан кадрами, сокращения текучести кадров необходимо постоянное повышение кадрового потенциала, привлечение квалифицированных специалистов, в том числе выпускников высших учебных заведений, повышение уровня квалификации, а также стимулирование работников.

7. Для повышения качества и мониторинга исполнительской дисциплины расширить функциональное применение информационных программ на всех этапах прохождения документации.

Важнейшим документом в области совершенствования финансовой системы Республики Казахстан является Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007-2011 годы и определяет основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов.

Изложенные в рамках данной Концепции приоритеты государственной политики сформированы в соответствии со стратегической целью по вхождению Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, обозначенной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии».

В этом направлении важным аспектом является необходимость повышения конкурентоспособности финансовых организаций и финансового сектора Казахстана посредством формирования условий функционирования финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции.

Вместе с тем, в Концепции учтен принцип последовательности и преемственности государственной политики в сфере развития и регулирования финансового сектора и продолжение ранее намеченных Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций инициатив Республики Казахстан.

Основной целью Концепции развития финансового сектора было формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции. В этой связи были осуществлены следующие основные мероприятия, исходя из целей и задач Концепции.

Важной составляющей процесса дальнейшего повышения конкурентоспособности финансового сектора республики, обеспечения его высокой роли в модернизации и повышении конкурентоспособности реального сектора экономики является создание эффективного механизма обмена информацией между государственными органами и институтами финансового сектора.

Важной данная задача представляется и в контексте повышения прозрачности принимаемых государственными органами решений, обеспечения высокого профессионализма государственного аппарата и более полного понимания институтами финансового сектора новых целей и задач государственной политики в финансовом секторе и отдельных его сегментах.

В этой связи, в предстоящий период с 2007-2011 годы, будут выработаны формализованные механизмы обеспечения постоянного взаимодействия и обмена информацией между государственными органами и финансовым сектором, посредством привлечения к данной работе официальных бизнес объединений и ассоциаций, представляющих интересы широкого круга финансовых институтов.

В рамках такого механизма будет обеспечено проведение работы по следующим основным направлениям:

  • обмен мнениями по принимаемым государственными органами решений в отношении развития финансового сектора и экономической политики государства;
  • проведение совместных инициатив по более широкому продвижению и внедрению стандартови услуг финансового сектора в экономику;
  • повышение доступности финансовых услуг населению и повышение их качества;
  • повышение уровня финансовой образованности населения;
  • становления Казахстана как финансового центра региона;
  • продвижения казахстанских финансовых институтов на региональные рынки;
  • обеспечение устойчивости и стабильности финансового сектора.

Планируемая работа будет реализовываться путем проведения регулярных форумов, круглых столов, а также возможно формирование постоянно действующей рабочей группы по вопросам финансового сектора, с участием представителей государственных органов, бизнес - объединений финансового сектора и представителей финансовых институтов. Также в соответствии с Законом от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» будет продолжена работа по экспертизе проектов нормативных правовых актов с аккредитованными объединениями предпринимателей, проводимой экспертными советами по вопросам предпринимательства при государственных органах.

В части совершенствования взаимодействия институтов развития и финансовых организаций будет активизирована работа по информационному обмену между ними. В частности, будет налажена система обмена информацией между институтами развития и банками второго уровня, лизинговыми и страховыми компаниями, венчурными и инвестиционными фондами, входящими в Ассоциацию финансистов Казахстана, о прейскуранте услуг финансовых организаций, о возможностях для совместной реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением как отечественных, и так и иностранных инвестиций.

Координация денежно-кредитной и фискальной политик должна осуществляться по нескольким направлениям.

Во-первых, основным условием при реализации данных политик является следование единой долгосрочной цели или ориентиру. Данной целью может служить вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для достижения данной цели должны реализовываться отдельные задачи, например, сохранения высокого и устойчивого роста ВВП, снижение уровня инфляции, повышение благосостояния населения, уменьшение дефицита бюджета и т.д. путем проведения соответствующей государственной политики.

Во-вторых, для тесной координации фискальной и денежно-кредитной политик необходимо согласование ключевых предположений и допущений, которые лежат в основе прогнозов основных макроэкономических показателей, а также в основе корректировки этих прогнозов.

Зачастую расхождения именно в предположениях и допущениях по тенденциям показателей приводят к существенным различиям в прогнозах и, в конечном итоге, расхождениям в направлении принимаемых мер. Так, в последние несколько лет проводится, с одной стороны, экспансионистская бюджетная политика, направленная на значительный рост расходов бюджета, и, с другой стороны, ограничительная денежно-кредитная политика, характеризуемая мерами по ее ужесточению. Разнонаправленность мер данных политик не позволяет обеспечить снижение уровня инфляции.

Тем не менее, координация денежно-кредитной и фискальной политик не предполагает их подчинение друг другу. Независимость Национального Банка от органов представительной и исполнительной власти закреплена Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан».

Концепция развития финансового сектора предусматривает упрощение регулирования и надзора за кредитными товариществами в силу ограниченного круга осуществляемых ими финансовых операций. Необходима корректировка пруденциального регулирования, в частности норматива риска на одного участника, который не может превышать показателя, равного 0,5. Ввиду особенностей образования и деятельности кредитных товариществ, в частности узкого круга операций, ограниченного числа участников, данный коэффициент не оказывает влияния на системные риски. Решение о кредитовании того или иного участника принимается участниками или кредитным комитетом товарищества коллегиально, на основе тщательной оценки заявок и рентабельности проекта, что снижает риск нецелевого использования кредитных ресурсов.

Подводя итоги развития финансовой системы Казахстана, необходимо отметить, что банковский сектор работает в условиях глобализации. При этом глобализация финансовых потоков и рынков имеет наиболее значительные масштабы. Скорость, интенсивность и глубина проникновения финансовых потоков возрастает до степени, когда национальные экономики становятся взаимозависимыми.

 

Заключение

 

Проделанная работа позволяет сказать о целях финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в Казахстане.

Таким образом, рассмотренные характерные черты финансов или их признаки позволяют выделить данную экономическую категорию из ряда других и отражают специфику, особенность финансов. Если первые два признака - денежный характер финансовых отношений и распределительный характер лишь ограничивают круг этих отношений, то свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.

На основании вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Рассматривая функции финансов, следует признать, что отдельные сферы финансовых отношений неоднозначны по содержанию операций, объектам действия, целям. Например, в сфере государственных финансов характер финансовых процессов отличен от такового в сфере материального производства. Более того, даже в государственных финансах, в отдельных их взаимосвязанных звеньях - налогах, государственном бюджете, государственном кредите - характер функционирования неодинаков. Это позволяет сделать вывод о наличии у отдельных сфер и звеньев финансов относительно самостоятельных подфункций, тяготеющих в большей или меньшей степени к одной из концепций - распределительной или воспроизводственной.

Во второй главе работы был проведён анализ организации финансовой системы Казахстана. Банковская система - наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. По уровню проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по банковской системе, с учетом ситуации на международных рынках капитала, достаточны.

Банковский сектор Казахстана по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование, банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке республики, обеспечивая основной оборот средств и являясь основными поставщиками финансовых инструментов.

По состоянию на 1 февраля 2008 года банковский сектор Республики Казахстан представлен 35 банками второго уровня. По состоянию на 01.12.2007 года на долю кредитов экономике в совокупном ссудном портфеле приходится 72,5%, что составляет 6 388,3 млрд. тенге. Анализ объемов кредитования экономики в разрезе отраслей показал, что более двух третей всех кредитов БВУ сконцентрированы в 3-х отраслях: торговля (27,6%), строительство (26,6%) и непроизводственная сфера (23,5%).

По состоянию на 01.12.2007 года потребительские кредиты населению составили 1 049,2 млрд. тенге или 11,9% совокупного ссудного портфеля БВУ. Потребительские кредиты со сроком погашения до 1 года в общем объеме потребительских кредитов составляют 10,4%, от 1 до 5 лет - 56,5%, свыше 5 лет - 33,1%.

Информация о работе Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы