Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 04:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы: рассмотреть значение и сущность государственного бюджета, выявить основные функции, выполняемые финансами предприятий, рассмотреть роль государственных финансовых органов в финансовой системе;
проанализировать показатели на примере бюджета г.Советская Гавань;
дать оценку соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики г. Советская Гавань
Введение………………………………………………………………………………3
1 Финансовая система государства: понятие и структура…………………………5
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………………5
1.2 Основные звенья финансовой системы……………………………………...7
1.3 Система государственных финансовых органов…………………………..11
2 Анализ бюджета на примере «Города Советская Гавань»……………………..14
2.1 Общая информация городского поселения «Города Советская Гавань».14
2.2 Анализ доходной части бюджета городского поселения «Города Советская Гавань» за 2010 год.………………………………….16
2.3 Анализ расходной части бюджета городского поселения «Города Советская Гавань» за 2010 год………………………………...21
2.4 Анализ сбалансированности бюджета городского поселения «Города Советская Гавань»за 2010 год.…………………………………..29
2.5 Анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики городского бюджета «Города Советская Гавань»..31
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет» в пос. Ванино
Кафедра «Экономика»
Специальность 080105 - «Финансы и кредит»
.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Финансовая система государства: понятие и структура»
Студент группы 2ЭКб 3а:
Преподователь:
Введение…………………………………………………………
1 Финансовая система
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………………5
1.2 Основные звенья финансовой системы……………………………………...7
1.3 Система государственных финансовых органов…………………………..11
2 Анализ бюджета на примере
«Города Советская Гавань»……………
2.1 Общая информация городского поселения
«Города Советская Гавань».14
2.2 Анализ доходной части бюджета городского
поселения
2.3 Анализ расходной части
2.4 Анализ сбалансированности
2.5 Анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики городского бюджета «Города Советская Гавань»..31
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение А Показатели доходов городского бюджета за 2010 год по кодам видов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета………………………………………………….38
Приложение Б Показатели расходов городского бюджета за 2010 год по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов………………......42
Приложение В Показатели источников
финансирования дефицита городского
бюджета в 2010 году по кодам классификации
источников финансирования дефицитов
бюджетов…………………………………………………………
Приложение Г Поступление доходов в городской
бюджет по основным источникам в 2011 году...………………………………………………………….
Приложение Д Ведомственная классификация
расходов городского бюджета
на 2011 год………………………………………………………………………
Приложение Е Перечень и объемы финансирования городских целевых программ из городского бюджета в 2011 году…………………………………....52
Введение
Финансы – это система экономических
отношений, которые возникают между государством,
юридическими и физическими лицами, между
отдельными государствами по поводу формирования,
распределения и использования фондов
денежных средств. Иными словами, денежные
отношения, реализация которых происходит
через особые фонды, - это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы
является развитием общего определения
– финансы. При этом, как отмечалось ранее,
финансы выражают экономические общественные
отношения. В теории систем и менеджменте
системой называют то, что решает проблему.
В качестве проблем современного общества,
которые призвана решать финансовая система,
можно назвать: недостаточные темпы развития
экономики; диспропорции развития
экономической системы; отставание в адаптации
к изменениям на внешних товарных и финансовых
рынках; излишнюю социальную напряженность,
отрицательно влияющую на воспроизводственный
процесс; низкий уровень удовлетворения
потребностей индивидуума и др. Финансовую
систему будем рассматривать как форму
организации денежных отношений между
всеми субъектами воспроизводственного
процесса по распределению и перераспределению
совокупного общественного продукта.
Надежная финансовая система является
стержнем в развитии и успешного функционирования
рыночной экономики и необходимой предпосылкой
роста и стабильности экономики в целом.
Эта система является основой, мобилизующей
и распределяющей сбережения общества
и облегчающей его повседневные операции.
В последние годы вопросами создания надежной
финансовой системы и проведения государственной
финансовой политики посвящается значительное
количество публикаций. Однако, единства
по теоретическим аспектам этого вопроса
не достигнуто. Так, западные крупные экономисты
не дают четкого определения финансовой
политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи
не выделяют финансовую политику как самостоятельное
понятие. В то же время они подходят к исследованию
данной темы, расширяя определение фискальной
политики. Аналогично рассматривают указанную
проблему и некоторые другие представители
зарубежных экономических школ. В частности
К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия
финансово-бюджетной и фискальной политики,
определяя их как изменения, вносимые
правительством в порядок государственных
расходов и налогообложения, направленные
на обеспечение полной занятости. Марксисты,
видят под финансовой политикой в первую
очередь совокупность государственных
мероприятий по стабилизации финансовых
ресурсов, их распределению и использованию
для осуществления государством его функций,
указывая, что социальная направленность
и эффективность воздействия финансовой
политики на производительные силы
и производственные отношения определяются
объективными закономерностями экономического
развития, общественно-политическим строем
страны. Целью курсовой работы является
раскрытие сущности и структуры современной
финансовой системы в рыночной экономике
и тенденции ее развития.
1.1 Финансы как целостная экономическая категория
По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы:
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на три подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения. Разделение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизованного распределения значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования, использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сфер деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства. Они перераспределяют финансовые ресурсы между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. Общегосударственные финансы органично связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
1.2 Основные звенья финансовой системы
Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом.
Исходя из этого, под финансовой системой следует понимать:
Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку. Так, в частности, финансовую систему составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
Главным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа. Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления, контроля над расходованием, средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов. Среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг. Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств, и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. Необходимость использования государственного кредита обусловлена необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения. В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся: на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). Мобилизация огромных финансовых ресурсов приводит к возникновению большой государственной задолженности. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Еще одно звено финансовой системы — фонд страхования. Он обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. С переходом к рыночным условиям хозяйствования, для которых характерно увеличение степени страхового риска, появилась еще одна отрасль страхования — страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным. Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
1.3 Система государственных финансовых органов
Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев, а также финансовых институтов (организаций, учреждений), непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией. Согласно Конституции Российской Федерации высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. В республиках представительные (законодательные) органы образуют в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией республики. Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ. Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации. Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований. Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно разделить на две группы: государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов, Банк России); государственные органы специальной компетенции (федеральное казначейство, органы финансового контроля страховой надзор, коммерческие банки). В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией. В системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ. В субъектах Федерации в составе правительства или администраций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления. В условиях перехода к рынку, усложнения финансовой деятельности государства появился ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся: Федеральное казначейство, государственная налоговая служба, Счетная палата и др. Федеральная централизованная система органов Казначейства состоит из Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт- Петербургу, городам, районам. Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, являются Министерство РФ по налогам и сборам и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны. На Федеральную налоговую службу возложено осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету. Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует на основании Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. Она независима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ.
Информация о работе Финансовая система государства: понятие и структура