Финансовая система государства: понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 04:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы: рассмотреть значение и сущность государственного бюджета, выявить основные функции, выполняемые финансами предприятий, рассмотреть роль государственных финансовых органов в финансовой системе;
проанализировать показатели на примере бюджета г.Советская Гавань;
дать оценку соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики г. Советская Гавань

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Финансовая система государства: понятие и структура…………………………5
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………………5
1.2 Основные звенья финансовой системы……………………………………...7
1.3 Система государственных финансовых органов…………………………..11
2 Анализ бюджета на примере «Города Советская Гавань»……………………..14
2.1 Общая информация городского поселения «Города Советская Гавань».14
2.2 Анализ доходной части бюджета городского поселения «Города Советская Гавань» за 2010 год.………………………………….16
2.3 Анализ расходной части бюджета городского поселения «Города Советская Гавань» за 2010 год………………………………...21
2.4 Анализ сбалансированности бюджета городского поселения «Города Советская Гавань»за 2010 год.…………………………………..29
2.5 Анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики городского бюджета «Города Советская Гавань»..31
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 2012 финансы.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

          Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни. Существенный недостаток действующей финансовой системы: нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения — с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, — с другой стороны. Это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения. В стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.

 

        2 Анализ бюджета на примере «Города Советская Гавань»

      

        2.1 Общая информация  городского поселения                                    «Города Советская Гавань»

        Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с  товарообменом. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды. Между ними и возникают бюджетные отношения. Проведем анализ бюджетных отношений на примере «Города Советская Гавань». Муниципальное образование — Советско-Гаванский муниципальный район входит в состав Хабаровского края как административно   территориальная единица. Расположен на южном берегу                                                               залива Советская (Императорская) гавань, чуть более 600 км от города Хабаровска. Относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. В состав района входят 5 муниципальных образований. Центром района является Городское поселение «город Советская Гавань», на небольшом расстоянии друг от друга вдоль побережья залива «Советская-Гавань» расположены городские поселения «Рабочий поселок Лососина», «Рабочий поселок Заветы Ильича», в центральной части района городское поселение «Рабочий поселок Майский» и «Гаткинское сельское поселение». Бюджет местного образования- форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. Это основа финансовых ресурсов местного самоуправления (города, района, поселка, других муниципальных образований, определенные законодательством субъектов РФ). Органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации»[1], руководствуясь Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании городское поселение «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края,  Совет депутатов решил[4] :

 Утвердить на 2010 год основные характеристики бюджета муниципального образования городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее по тексту – городской бюджет) :

  • прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета                               в сумме 72957,0 тыс. р.;
  • общий объем расходов в сумме 80250,0 тыс. р.;
  • прогнозируемый размер дефицита городского бюджета в сумме 7293,0т. р.

 

На примере «Города Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района проведем анализ доходной части бюджета, анализ расходной части бюджета, анализ сбалансированности бюджета, анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики на 2009 год.                 

2.2 Анализ доходной части бюджета городского поселения                 «Города Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального Хабаровского края за 2010 год     

Источниками формирования доходов бюджета города могут являться:   налоговые доходы, подлежащие зачислению в соответствии с федеральным законодательством (Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации);   налоговые доходы, подлежащие зачислению в соответствии с законами Хабаровского края и решениями Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района;  неналоговые доходы, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации; средства краевого и районного фонда финансовой поддержки поселений;  субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления поселений отдельных полномочий, переданных им органами местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района и федеральными законами и законами Хабаровского края; иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней. А также доходы , получаемые бюджетом города в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (межбюджетные трансферты): средства краевого и районного фонда финансовой поддержки; иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края. На решение вопросов местного значения межмуниципального характера в бюджете города могут быть предусмотрены субвенции для перечисления в бюджет Советско-Гаванского муниципального района. Проведем анализ через показатели доходов городского бюджета за 2009 год по кодам видов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета « в приложении А». Основную роль в формировании местного бюджета городского поселения «Города Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края играют прямые налоги, которые делятся: налоговые и неналоговые. Они составляют львиную долю 89 % от всех доходов местного бюджета, из них налоговые доходы: 64,8% , а неналоговые: 24,2% « в таблице 2.1». В неналоговых доходах большую часть занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и   муниципальной собственности 18,6% «в таблице 2.1». Формирование местного бюджета зависит от собственных и регулирующих доходов. Основными источниками формирования местного бюджета являются собственные доходы: налог на доходы физических лиц, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, от предпринимательской и иной деятельности, налоги на имущество. В доходную часть бюджета муниципального района от использования земельно-имущественного комплекса, находящегося в муниципальной собственности, поступило в 2010 году 30 246 тыс. р., что            на 6,7 % больше запланированных поступлений:                                                                       

  • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества - 11 092 тыс. р.;
  • доходы от сдачи в аренду земельных участков - 14 969 тыс. р.;
  • доходы от реализации муниципального имущества - 5 268 тыс. р.;
  • доходы от продажи земельных участков - 880 тыс. р.;
  • отчисления части прибыли муниципальных предприятий - 2,7 млн. р.;
  • доходы от продажи квартир – 6 тыс. р..

В налоговых доходах преобладают доходы на прибыль. Они составили 60,2% от общей суммы налоговых доходов «в таблице 2.1». Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися  с физическими и юридическими лицами. Оборот организаций по всем видам экономической деятельности составил 10,8 млрд. р. с ростом в действующих ценах на 12,5 % к уровню 2008 года. Положительную динамику развития обеспечили предприятия рыбодобывающей, лесозаготовительной отраслей, транспорта, строительства, торговли и связи. Предприятиями рыбной отрасли в 2009 году уплачено – 157 млн. р. налогов и сборов или 25% от поступлений по району. В бюджет края за 2010 год от предприятий рыбной отрасли поступило более 105,7 млн. р., что на 80% больше чем за 2009 год. Производство лесоматериалов круглых увеличилось на 10,4% к уровню 2009 года и составило 354,7 тыс. кб м. В связи с повышением производства круглых лесоматериалов оборот предприятий увеличился на 4,8%. Оборот предприятий обрабатывающих производств ниже показателя 2009 года на 29,9% , что обусловлено снижением спроса на выпускаемую продукцию. Объемы работ в судоремонте за отчетный период ниже на 25% показателя 2009 года. Объем выполненных работ и услуг предприятиями, осуществляющими деятельность на морском, автомобильном транспорте и предприятиями дополнительной и вспомогательной транспортной деятельности вырос на 37,9% к уровню показателя 2009 года. Грузооборот морского порта Советская Гавань за 2010 год составил 359 тыс. тон или 100,3 % к уровню 2009 года. Перевалка леса на экспорт снизилась по сравнению с 2009 годом на 20%, его доля в общем грузообороте составила 49,6%. ЗАО «Гаваньбункер» на 51,7% по сравнению с 2009 годом увеличил перевалку нефтепродуктов. На практике при составлении проектов бюджетов и их исполнении часто вообще не проводят различия между собственными и регулирующими доходами. Этому способствует то, что в бюджетной классификации доходов бюджетов не предусмотрена градация учета доходов по способам зачисления в бюджеты. К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся   [2]: нормативные отчисления от регулирующих доходов;   дотации и субвенции местным бюджетам; средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Регулирующие доходы   составили 11%  от всех доходов местного бюджета городского поселения «Города Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.                                        Формирование муниципальной собственности тесно взаимосвязано с процессом приватизации. Основными проблемами предприятий и организаций муниципальной формы собственности                                                               являются накопленная задолженность, слабая материальная база и высокий уровень износа основных фондов. Передача имущества в аренду является одним из источников пополнения бюджета, действенным инструментом развития территорий муниципальных образований и создания благоприятных условий для предпринимательства. Не являясь монополистом на рынке недвижимости, но, обладая большим объемом недвижимости, передаваемой в аренду, муниципалитет способен влиять на рынок: регулировать рост цен, задавать уровень стабильности договоров, снижать произвол частных арендодателей. Основными арендаторами муниципального недвижимого имущества являются представители малого бизнеса, у которых нет собственных площадей. Зачастую средства, полученные от аренды муниципального имущества, идут на капитальный ремонт. Вариантом эффективного использования муниципальной собственности является увязка объема вложенных арендатором средств, в капитальный ремонт со сроком действия договора аренды и стоимостью аренды. Следует также отметить, что доходы бюджета зависят от налогов, которые уплачивают предприятия.  Предприятия, а именно заводы в Советско-Гаванском муниципальном районе находятся в ужасном состоянии. Необходима модернизация и переоборудование основных средств судоремонта,  привлечение инвестиций, а также необходимы заказы. В себестоимости судоремонтных работ до 23% составляют затраты на электроэнергию. Высокие тарифы не позволяют составить конкуренцию судоремонтным заводам Приморского края и Китая, что отрицательно отражается на загрузке имеющихся мощностей предприятий. В лесозаготовительных предприятиях необходимо внедрение новых инновационных технологий по горной трелевке древесины с применением многооперационной лесозаготовительной техники.

 

 

 

 

 

 

Виды доходов

Числовое значение показателей структуры доходов

Сумма млн.р.

В % общей сумме доходов

В % в разделе

1 Всего доходов (с учетом средств, перечисляемых в целевые бюджетные  фонды), в том числе:

 

 

75455

 

 

100

 

2 Всего налоговых и неналоговых  доходов:

 

67137,1

 

89

 

3 Налоговые доходы, всего, в том  числе:

3.1 Налог на прибыль, доходы

3.2 Налог на совокупный доход

3.3 Налог на имущество

48903,3

29433,2

6067,8

13402,3

64,8

39

8

17,8

100

60,2

12,4

27,4

4 Неналоговые доходы, всего, в том  числе:

4.1 Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

4.2 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

4.3 Штрафы, санкции, возмещение  ущерба

4.4 Прочие неналоговые  доходы

18233,8

 

 

14052,9

 

4118,8

56,2

5,9

24,2

 

 

18,6

 

5,4

0,1

0,1

100

 

 

77,1

 

22,6

0,27

0,03

5 Доходы целевых бюджетных фондов  всего, в том числе

5.1 Межбюджетные трансферты

5.2 Прочие безвозмездные  поступления

 

8317,9

7941,6

376,3

 

11

10,5

0,5

 

100

95,4

0,6




Таблица2.1- Структура доходов бюджета города Советская Гавань на 2010 г

 2.3 Анализ расходной части бюджета городского поселения «Города      Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края за 2010 год

В составе расходов бюджета города могут быть предусмотрены средства, перечисляемые в федеральный бюджет или в бюджет Хабаровского края. Они связаны с погашением и (или) обслуживанием муниципального долга муниципального образования перед федеральными органами государственной власти или органами государственной власти края и (или) исполнением иных обязательств органов местного самоуправления перед органами государственной власти. Формирование расходов бюджета города осуществляется в соответствии с расходными обязательствами. Эти обязательства установлены законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти края и органов местного самоуправления. Их исполнение осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, нормативно-правовым актам органов местного самоуправления и заключенным от имени органов местного самоуправления договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году за счет средств местного бюджета (ст. 86 БК РФ )[10]. Формы расходов местного бюджета устанавливаются ст. 69 БК РФ[10]. Муниципальное образование вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными решениями и решениями края, только при наличии собственных финансовых средств. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Проведем анализ расходной части бюджета города Советская Гавань через функциональную и экономическую классификацию расходов «в приложении Б». Отразим бюджетную политику бюджета через данные  удельного веса государственных расходов. Наибольшая часть расходов связана с жилищно-коммунальным хозяйством 58,48% к общей сумме расходов « в таблице 2.2». Следует отметить, что существенная часть этих расходов была использована на благоустройство города 76,1% от расходов жилищно-коммунального хозяйства «в таблице 2.2». На территории Советско-Гаванского района жилых домов, относящихся к категории ветхого жилого фонда, - 337. В этих домах зарегистрировано 14% населения города. Весь ветхий жилой фонд, в той или иной степени, нуждается в капитальном ремонте, жилых помещений, относящихся к категории аварийного жилого фонда - 152. На капитальный ремонт жилищного фонда города Советская Гавань в 2010 году направлено 11671 тыс. р., в том числе за счёт средств бюджета города Советская Гавань 5744 тыс. р. и средств населения 5927 тыс.р.. В соответствии с действующим законодательством финансирование работ по текущему содержанию и ремонту жилищного фонда, инженерного оборудования и сетей многоквартирных жилых домов производится за счет средств населения города.   Хронические неплатежи за содержание и ремонт жилья негативно отражаются на текущем содержании и ремонте жилищного фонда, а также подготовке к отопительному сезону в целом. До настоящего времени слабо налажена работа по взаимодействию организаций жилищно-коммунального хозяйства в части увеличения собираемости платежей за оказываемые населению города жилищно-коммунальные услуги. Недостаточно оперативно осуществлялся в 2010 году контроль со стороны, управляющей и обслуживающих жилищный фонд организаций за соблюдением правил пользования общим имуществом многоквартирных домов и придомовой территории, а также соблюдением прав и законных интересов жителей таких домов. В муниципальной собственности городского поселения «Город Советская Гавань» находится 78,647 км дорог. В 2010 году произведен ямочный ремонт 3,4 тыс. кв.м. асфальтового покрытия дорог и 350 м.п. швов на общую сумму 1756,532 тыс. р. Проводились работы по асфальтированию внутридворовых проездов по городской целевой программе «Мой совгаванский двор», в рамках реализации которой, отремонтировано 2253 кв.м. внутриквартальных проездов. Летом 2009 года подрядной организацией ООО «Сфера Плюс» выполнены работы по прокладке наружных сетей водопровода  и канализации протяженностью. Освоено более 2,8 млн. р.. В рамках выполнения краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения Хабаровском крае» на 2009-2011 годы» в городе Советская Гавань за счет городского бюджета в 2010 году установлены искусственные дорожные неровности   так называемые «лежачие полицейские». Немалую долю занимают  общегосударственные расходы. Они составили 36,4% от всех расходов «в таблице 2.2».  Львиная доля расходов 84,1 % от общей суммы общегосударственных расходов потрачена на функционирование Правительства  Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской  Федерации, местных администраций. К общегосударственным расходам относят расходы на государственное управление и местное самоуправление( местных советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов ),  расходы, связанные с созданием резерва, расходы на проведение выборов и референдума, финансовая помощь бюджетам других уровней, расходы на реализацию государственной политики в области приватизации и управления государственной и муниципальной собственностью, а также по оценке недвижимости по признанию прав и регулированию отношений по государственной муниципальной собственности. Проведена государственная регистрация права муниципальной собственности и получены свидетельства на 127 объектов недвижимости муниципального района. Рассмотрим показатели расходов, связанные с социальной политикой. Они составили 2,2% к общей  сумме расходов « в таблице 2.2». На территории района реализуется программа «Обеспечение жильем молодых семей». В рамках реализации данной программы в 2009 году улучшили жилищные условия 5 молодых семей, на данные цели выделены денежные средства в сумме 3596 тыс. рублей, в том числе из федерального и краевого бюджета 3146 тыс. р. В 2011 году планируется улучшить жилищные условия еще 8-ми молодым семьям.   Расходы на оздоровление и спорт составили 0,8 % от общей суммы расходов. В рамках реализации национального проекта «Здоровье» в 2010 году получено медицинского оборудования, медикаментов, 11 единиц автотранспорта на сумму 7,9 млн. р.. Кроме того, на приобретение медицинского оборудования в текущем году израсходовано   2 млн. р.. Для решения кадровой программы, принята муниципальная программа «Кадры здравоохранения», в Министерство здравоохранения Хабаровского края подаются заявки для направления в муниципальный район молодых специалистов, заключаются договоры со студентами, обучающимися по целевому направлению, молодым специалистам выделяется служебное жилье. В Советско-Гаванском муниципальном районе имеется 67 спортивных сооружений. Работают 3 учреждения дополнительного образования спортивной направленности, в которых занимаются 1208 человек, что составляет 30% от числа учащихся в общеобразовательных школах. В 2010 году на его базе проведено 124 спортивно–массовых мероприятия, в которых приняло участие 5701 человек. Культура, кинематография, средства массовой информации не могут существовать без государственной поддержки. Расходы на этот раздел составили 1,6 % от общей суммы расходов « в таблице 2.2». Самый наименьший удельный вес составили расходы, связанные с национальной экономикой 0,02% « в таблице 2.2» . Продолжается работа по технической инвентаризации и государственной регистрации, прав на объекты муниципальной собственности. Проведена техническая инвентаризация (получены технические паспорта) 182 объектов недвижимости муниципального района. В рамках муниципального контракта № 145 от 26.03.2009 сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 226 земельных участков под многоквартирными жилыми домами, 50 земельных участков под объектами недвижимости. Сформировано 27 земельных участков под объектами учреждений образования и предоставлены им в постоянное пользование. Местный бюджет делится на текущий бюджет и бюджет развития. Текущий бюджет используется для выполнения как собственных, так и делегированных полномочий. Средства текущего бюджета направляются на финансирование учреждений и заведений производственной и социальной инфраструктуры, которые содержатся за счет бюджетных ассигнований, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения. Текущие расходы бюджета не могут превышать объем доходов бюджета.  Средства бюджета развития направляются на реализацию программ социально-экономического развития соответствующей территории, связанных с осуществлением инвестиционной и инновационной деятельности, а также на финансирование субвенций и других расходов, связанных с расширенным воспроизводством. Направлены денежные средства на реконструкцию администрации Советско-Гаванского района и на поликлинику с отделением скорой медицинской помощи в пос. Заветы Ильича, Советско-Гаванский район[5].

Информация о работе Финансовая система государства: понятие и структура