Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 04:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы: рассмотреть значение и сущность государственного бюджета, выявить основные функции, выполняемые финансами предприятий, рассмотреть роль государственных финансовых органов в финансовой системе;
проанализировать показатели на примере бюджета г.Советская Гавань;
дать оценку соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики г. Советская Гавань
Введение………………………………………………………………………………3
1 Финансовая система государства: понятие и структура…………………………5
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………………5
1.2 Основные звенья финансовой системы……………………………………...7
1.3 Система государственных финансовых органов…………………………..11
2 Анализ бюджета на примере «Города Советская Гавань»……………………..14
2.1 Общая информация городского поселения «Города Советская Гавань».14
2.2 Анализ доходной части бюджета городского поселения «Города Советская Гавань» за 2010 год.………………………………….16
2.3 Анализ расходной части бюджета городского поселения «Города Советская Гавань» за 2010 год………………………………...21
2.4 Анализ сбалансированности бюджета городского поселения «Города Советская Гавань»за 2010 год.…………………………………..29
2.5 Анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики городского бюджета «Города Советская Гавань»..31
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………
В финансовом положении предприятий в Советско-Гаванском муниципальном районе «Города Советская Гавань» отрицательным факторам явилось снижение инвестиционной базы производства. Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям района составил 145,6 млн. р. или 77,7% к уровню 2009 года. В 2010 году в Советско-Гаванском районе выдано 45 разрешений на строительство объектов недвижимости, из них 35 на строительство индивидуальных жилых домов. В отчетном периоде введено 26 объектов капитального строительства. В стадии строительства находятся 124 объекта недвижимости, из них 109 индивидуальных жилых домов, 16 объектов иного назначения, в том числе: «Районный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями в городе Советская Гавань, здание РКЦ, досуговый центр «Камелот», торгово-административный центр «Арбуз», и другие. По предприятиям строительного комплекса в 2010 году перечислено налогов в бюджет края 35 млн.р., рост к 2009 году составил 126%. Разделение местных бюджетов на текущий бюджет и бюджет развития определяет порядок финансирования при условиях наличия дефицита бюджета в связи с недовыполнением доходов бюджета. В таком случае в первую очередь финансируются расходы, которые включены в текущий бюджет. В экономике Советско-Гаванского муниципального района в последнее время сложился ряд благоприятных предпосылок для роста инвестиций: увеличение объемов промышленного производства, улучшение финансового положения предприятий важнейших отраслей экономики. С целью создания условий для масштабного притока инвестиций в экономику Советско-Гаванского района Постановлением Главы города с Районом от 25.02.2004 № 40 создан инвестиционный Совет и утверждено Положение о порядке проведения конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, реализация которых требует муниципальной поддержки: предоставление муниципальных гарантий, налоговых льгот и бюджетных средств[6].
В 2010 году основная работа Администрации «Города Советская Гавань» муниципального района была направлена на обеспечение достойного уровня жизни населения района, сохранение темпов развития экономики и эффективное использование бюджетных средств в условиях жесткой экономии. Сложные условия для развития экономики характеризовались существенным уменьшением спроса на готовую продукцию, услуги предприятий на внутреннем и внешнем рынке, ростом рисков хозяйственной деятельности, ухудшением условий кредитования. В IV квартале 2010г. наметились тенденции к улучшению основных показателей социально-экономического развития района, что позволило обеспечить прирост валового оборота района в целом за год. В 2011 году Администрацией муниципального района будут приниматься меры по реализации важнейших проектов, от которых зависит перспектива развития Советско-Гаванского района. В декабре 2010 года подписано постановление Правительства Российской Федерации «О создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны». В реализации этого проекта первоочередными задачами являются: системная работа по привлечению инвесторов - потенциальных резидентов, определение границ территории зоны, выполнение Комплекса мероприятий, обеспечивающих разработку Концепции создания и развития зоны. Получит развитие энергетическая инфраструктура района:
Для реконструкции железнодорожного участка Оуэн-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани ОАО РЖД планируется привлечь 7467,7 млн. р.. Акционерами ОАО «Терминал» в 2010 г. ведутся работы по реконструкции предприятия с целью перепрофилирования на приемку балкерных грузов: угля, кокса, прокатного металла.
В 2011 году планируется вложение инвестиций в модернизацию универсального терминала по переработке генеральных грузов в сумме 269,8 млн. р..
Таблица 2.2- Функциональная структура расходов бюджета
Расходы бюджета |
Числовое значение показателей структуры расходов бюджета | |
Сумма, тыс.р. |
В % к общей сумме расходов | |
Общегосударственные расходы |
26802,4 |
36,4 |
Национальная экономика |
11,9 |
0,02 |
Жилищно- коммунальное хозяйство |
43053,5 |
58,48 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
1213,8 |
1,6 |
Здравоохранение и спорт |
595,7 |
0,8 |
Социальная политика |
1610,8 |
2,2 |
Межбюджетные трансферты |
328,0 |
0,5 |
Всего расходов |
73616,1 |
100 |
2.4 Анализ сбалансированности бюджета городского поселения «Города Советская Гавань» за 2010 год
Размер дефицита местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и(или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Одним из важнейших принципов бюджетной системы является сбалансированность бюджета в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. В показателях источников финансирования дефицита городского бюджета в 2010 году отражен возврат бюджетного кредита в сумме 1002,0 тыс.р. « в приложении В». Решением Совета депутатов на 2009год [3] было предусмотрено выделение целевого бюджетного кредита в размере 2000,0 тыс. р. СПСК «Акрит». В 2010г. погашено 1002,0 тыс. р., остаток, выходящий за пределы 2010г. составляет 246,5 тыс. р.. В бюджете городского поселения «Города Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края за 2010 год прогнозировался предельный размер дефицита городского бюджета в сумме 7293,0 тыс. р.. Однако исполнение бюджета города за 2010г. по доходам составило 75455,0 тыс. р., а по расходам 73616,1 тыс. р., следовательно, в 2010 году бюджет города был профицитный. Профицит бюджета на 01.01.2011 г. составил 1838,9 тыс.р. « в приложении В». Профицит - превышение доходов бюджета над его расходами. Внесение бюджетного кредита и полученный профицит повлияли на изменение остатков средств на счетах по учету средств городского бюджета в течении соответствующего финансового года в сумме 2840,9 тыс.р. «в приложении В». Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Профицит городского бюджета обнаружился в процессе исполнения бюджета. Такое состояние бюджета показывает, что Администрация не разработала финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развития города, направлений, требующих дополнительного финансирования. Более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, недофинансирования расходов, роста федеральной помощи, а значит положительно оценивать профицит городского бюджета нет оснований. Необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.
2.5 Анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики городского бюджета «Города Советская Гавань»
2 июня в Законодательной Думе Хабаровского
края состоялось региональное совещание
Парламентской Ассоциации «Дальний Восток
и Забайкалье». Реализация законодательными
органами государственной власти субъектов
Дальнего Востока и Забайкалья Послания
Президента России Федеральному Собранию
Российской Федерации стала основным
вопросом повестки совещания. Эта работа
является приоритетным направлением и
проводится в тесном взаимодействии с
исполнительными органами и органами
местного самоуправления. В Послании глава
государства определяет основные цели
и направления внутренней и внешней политики
страны. Центральное место в реализации
положений Послания [7] органы государственной
власти регионов отвели выполнению социальных
обязательств государства. В подходе к
этому вопросу Президент акцентировал
внимание на том, что поддержка людей,
оказавшихся в трудной ситуации, была
и остается приоритетом. Приоритетным
стало это направление во всех субъектах
Дальнего Востока и Забайкалья - основными
целями принятых законов о бюджете на
2011 год стали исполнение в полном объеме
социальных гарантий для населения и ликвидация
задолженностей по заработной плате и
социальным выплатам. Кроме того, утверждены
ежегодные целевые программы по социальной
поддержке граждан пожилого возраста,
инвалидов, семей с детьми, малоимущих.
В Хабаровском крае для снижения платежей
населения за жилые помещения и коммунальные
услуги принят Закон «О компенсации части
расходов на оплату коммунальных услуг
за горячее водоснабжение и центральное
отопление гражданам, проживающим на территориях
муниципальных образований Хабаровского
края, получивших финансовую поддержку
из средств государственной корпорации
- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства и не относящихся к районам
Крайнего Севера и приравненным
Были разработаны приоритетные направления деятельности Администрации муниципального района на 2011 год:
Администрация города Советская Гавань вносит на рассмотрение Совета депутатов проект решения о бюджете города на очередной финансовый год не позднее 1 ноября текущего года одновременно со следующими документами и материалами[8]:
Согласно проекту решения о бюджете 2011 года[13] Администрацией муниципального района будут приниматься меры по реализации важнейших проектов, от которых зависит перспектива развития Советско-Гаванского района. Эти проекты соответствуют стратегическим ориентирам бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу.
Заключение
Подведя итоги анализа, городского бюджета Советская Гавань, сделаем следующие выводы. Бюджет города Советская Гавань был запланирован с дефицитом, но на конец года он оказался профицитным. Это говорит о том, что была разработана не эффективная бюджетная политика города. Доходы превысили расходы. Высокие доходы это следствие экономии, недофинансирования расходов по которым не были своевременно разработаны направления требующих дополнительного их финансирования. Сбалансированность один из важнейших принципов бюджетной системы. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Расходы превышающие бюджетные поступления также как и доходы, превышающие расходы нежелательны. Это связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Финансовое планирование выступает важнейшим элементом управления финансов. В условиях рыночной экономики планирование как функция управления не может охватить все стороны экономической и социальной деятельности. Финансовое планирование требует постоянного совершенствования. В частности, по тем видам деятельности, которые относятся к финансируемым из бюджета. В условиях совершенствующегося бюджетного федерализма и возрастающего значения региональных и местных органов власти и управления особая роль, как за главной финансовой базой местных органов власти и управления, закрепляется за местными бюджетами. Все большее внимание акцентируется на усилении их влияния на экономику и социальную сферу, как инструментов перераспределения валового внутреннего продукта, фискальной деятельности, обеспечении общественных услуг и экономического развития. Расширение доходной базы местного бюджета нельзя добиться путем простого введения дополнительных налогов и других обязательных платежей. Решение этих проблем тесно связано с ростом самостоятельности местных органов власти при формировании бюджетов, усовершенствованием межбюджетных отношений и использованием передовых методов формирования, контролирования и регулирования структуры доходов и расходов местных бюджетов. Необходим более эффективный механизм целевого использования местных финансовых ресурсов, использования кредитных (заемных) и иных методов финансирования расходов и т.п. В настоящее время совершенствование доходной базы местных бюджетов является сложной задачей. Оно предполагает проведение анализа бюджетных потребностей с обязательным учетом экономической и финансовой специфики как России в целом, так и каждого субъекта Федерации, каждого муниципального образования, каждого населенного пункта. Финансы играют огромную роль не только в структуре рыночных отношений, но в механизме их регулирования со стороны государства. Они являются важным инструментом реализации государственной экономической политики. Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех, так как все то, что происходит в финансовой сфере теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Поэтому сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общества.
Информация о работе Финансовая система государства: понятие и структура