Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 00:13, реферат
Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств. Финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя: - государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование; - банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами; - подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг.
Веедение…………………………………………………………………………...2
Финансовая система РФ
1.1. Социально-экономическая сущность финансов………………………………………………………………………….3
1.2. Звенья финансовой системы……………………………….…………………………………………..7
1.3. Управление финансами…………………………...……………………...................................9
1.4. Основные макроэкономические показатели развития Российской экономики в финансовом аспекте за последние два года……...……………13
Заключение……………………………………………………………...……….16
Список литературы…………………………………………...………………….17
Содержание
Веедение…………………………………………………………
Финансовая система РФ
1.1.
Социально-экономическая сущность финансов…………………………………………………………
1.2.
Звенья финансовой системы……………
1.3.
Управление финансами…………………………
1.4.
Основные макроэкономические
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.
Финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя:
- государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование;
- банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами;
- подсистему обращения
государственных ценных бумаг,
служащую для привлечения
Тема Финансовая система РФ очень актуальна, так как страна сейчас пережила финансовый кризис и очень интересно, как именно она будет набирать обороты на мировой арене.
1.1. Сущность и структура финансов
Возникновение государства
предполагает, кроме всего прочего,
установление определенных взаимоотношений
по распределению и
Следует отметить, что представление
о финансах, сущности финансовых отношений
видоизменялось. Изначально понятие
«финансы» рассматривалось
Для публичных финансов характерными признаками являются:
1) денежный характер обращений;
2) безвозмездный и безвозвратный
характер платежей
3) принудительная со стороны
государственных органов и
4) отношения перераспределения
уже распределенного
Развитие крупномасштабного
товарного производства, связанное
с возникновением национальных и
транснациональных организаций
корпоративного типа (с долевой акционерной
формой уставного капитала), повлекло
за собой совершенствование
Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров. Они сопряжены как с различными формами кредита, так и с распределением и перераспределением стоимости покупного общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и является собственно сферой финансовых отношений.
Отличительным признаком
финансовых отношений является и
то, что процесс перераспределения
совокупного общественного
Финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.
Характерными признаками финансов являются:
1) распределительный характер
отношений, который основан на
правовых нормах или этике
ведения бизнеса, связан с
2) односторонний (
3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Основным материальным источником
денежных доходов населения, хозяйствующих
субъектов, государства и органов
местного самоуправления является национальный
доход. От его величины и характера
распределения зависят
Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями. Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:
1) на уровне хозяйствующих
субъектов: прибыль,
2) на уровне населения:
заработная плата, премии, надбавки
к заработной плате, выплаты
социального характера,
3) на уровне государства,
органов местного
Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.
Как уже было указано выше,
главной характеристикой
Финансовый метод
Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного сектора экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.
Распределение национального
дохода происходит как между производственной
и непроизводственной сферами, так
и внутри этих сфер. Государство
с помощью финансового
В целом распределительная функция финансов позволяет:
1) создавать целевые фонды
денежных средств на уровне
хозяйствующих субъектов,
2) осуществлять
3) создавать резервы на
уровне хозяйствующего
Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов признана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов – регулирующей.
Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.
Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происходят в обществе.
1.2. Звенья финансовой системы
Финансовая система Российской Федерации подразделяется на четыре уровня, каждый из которого является самостоятельно функционирующим звеном системы:
1) финансы общегосударственного назначения;
2) финансы региональных бюджетов;
3) финансы предприятий, организаций, учреждений;
4) финансы физических лиц.
Общегосударственные финансы призваны концентрировать финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, и направлять их на финансирование общегосударственных нужд.
Около 90% поступлений в бюджет осуществляется за счет уплаты налоговых платежей, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа госпредприятий, доходов от казенных предприятий, предприятий, находящихся в собственности государства и т.п.
Общегосударственные финансы включают:
1) федеральный бюджет;
2) государственное страхование;
3) государственное кредитование;
4) федеральные внебюджетные фонды.
Финансы региональных бюджетов
подконтрольны административно-
1) территориальные бюджеты;
2) внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды делятся на 2 типа:
1) социальные фонды;
2) экономические фонды.
К социальным внебюджетным фондам относятся:
1) Пенсионный фонд РФ;
2) Фонд социального страхования РФ;
3) Фонд обязательного медицинского страхования;
4) Государственный фонд занятости населения РФ.
К экономическим фондам относятся дорожные фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.
Кроме того, внебюджетные фонды можно классифицировать по уровням:
1) федеральные фонды;
2) фонды субъектов РФ;
3) местные фонды.
Внебюджетные фонды
1) обязательных взносов
в социальные и другие
2) добровольных взносов
и пожертвований граждан и
различных хозяйствующих