Финансовая система рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 00:13, реферат

Описание работы

Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств. Финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя: - государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование; - банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами; - подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг.

Содержание работы

Веедение…………………………………………………………………………...2

Финансовая система РФ
1.1. Социально-экономическая сущность финансов………………………………………………………………………….3

1.2. Звенья финансовой системы……………………………….…………………………………………..7

1.3. Управление финансами…………………………...……………………...................................9

1.4. Основные макроэкономические показатели развития Российской экономики в финансовом аспекте за последние два года……...……………13

Заключение……………………………………………………………...……….16

Список литературы…………………………………………...………………….17

Файлы: 1 файл

кр финансы.docx

— 38.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Веедение…………………………………………………………………………...2

 

Финансовая система РФ

1.1.          Социально-экономическая сущность финансов………………………………………………………………………….3

 

1.2.          Звенья финансовой системы……………………………….…………………………………………..7

 

1.3.          Управление финансами…………………………...……………………...................................9

 

1.4.          Основные макроэкономические показатели  развития Российской экономики  в финансовом аспекте за последние  два года……...……………13

 

Заключение……………………………………………………………...……….16

 

Список литературы…………………………………………...………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансы - это система  экономических (денежных) отношений, с  помощью которой создаются и  расходуются фонды денежных средств.

 

Финансовая система –  совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя:

 

- государственную финансовую  подсистему, которая обеспечивает  поступление денежных средств в бюджет и их расходование;

 

- банковскую подсистему, которая содержит финансовые  учреждения, обеспечивающие расчёты,  кредиты, инвестиции, операции с  денежными средствами;

 

- подсистему обращения  государственных ценных бумаг,  служащую для привлечения денежных  средств на вторичных рынках  ценных бумаг.

 

Тема Финансовая система  РФ очень актуальна, так как страна сейчас пережила финансовый кризис и  очень интересно, как именно она  будет набирать обороты на мировой  арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.         Сущность и структура финансов

 

Возникновение государства  предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений  по распределению и перераспределению  создаваемых экономических благ между государством в лице верховной  власти и остальными субъектами воспроизводственных  отношений. Собственно, эти отношения  и определялись понятием «финансы».

Следует отметить, что представление  о финансах, сущности финансовых отношений  видоизменялось. Изначально понятие  «финансы» рассматривалось только в плоскости формирования, а в  дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных  нужд. Позднее эта экономическая  категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее  время включают в себя государственные  и местные финансы (финансы органов  местного самоуправления).

 

Для публичных  финансов характерными признаками являются:

 

1) денежный характер обращений; 

 

2) безвозмездный и безвозвратный  характер платежей хозяйствующими  субъектами и населением в  государственные и местные бюджеты,  а также во внебюджетные фонды; 

 

3) принудительная со стороны  государственных органов и органов  местного самоуправления форма  денежных отношений с хозяйствующими  субъектами и населением (государство  и органы местного самоуправления  в форме правовых актов устанавливают  систему обязательных платежей  и меры воздействия к указанным  субъектам в случае нарушения  последними указанного порядка);

 

4) отношения перераспределения  уже распределенного совокупного  общественного продукта в его  денежной форме. 

 

Развитие крупномасштабного  товарного производства, связанное  с возникновением национальных и  транснациональных организаций  корпоративного типа (с долевой акционерной  формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств  между различными участниками воспроизводственного процесса.

 

Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают  вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров. Они  сопряжены как с различными формами  кредита, так и с распределением и перераспределением стоимости покупного общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и является собственно сферой финансовых отношений.

 

Отличительным признаком  финансовых отношений является и  то, что процесс перераспределения  совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных  фондов денежных средств, имеющих целевое  значение. Фонды денежных средств, создаваемые  на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными  фондами, а денежные фонды, создаваемые  на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, - децентрализованными.

Финансы как экономическая  категория представляют собой систему  распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих  в создании совокупного общественного  продукта.

Характерными  признаками финансов являются:

 

1) распределительный характер  отношений, который основан на  правовых нормах или этике  ведения бизнеса, связан с движением  реальных денег независимо от  движения стоимости в товарной  форме; 

 

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения  денежных средств; 

 

3) создание централизованных  и децентрализованных фондов  денежных средств. 

 

Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих  субъектов, государства и органов  местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера  распределения зависят возможности  развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

 

Финансовые отношения  многообразны. Они связаны с денежными  отношениями. Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

 

1) на уровне хозяйствующих  субъектов: прибыль, амортизация,  продажа ценных бумаг, банковский  кредит, проценты, дивиденды по ценным  бумагам, выпускаемым другими  эмитентами;

 

2) на уровне населения:  заработная плата, премии, надбавки  к заработной плате, выплаты  социального характера, осуществляемые  работодателем, командировочные  расходы; доходы от предпринимательской  деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том  числе пенсии, пособия, стипендии;  потребительский кредит;

 

3) на уровне государства,  органов местного самоуправления: доходы от государственных и  муниципальных предприятий, доходы  от приватизации государственного  и муниципального имущества, доходы  от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный  и муниципальный кредит, эмиссия  денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

 

Социально-экономическая  сущность финансов заключается в  исследовании и ответе на следующие  вопросы: за счет кого или чего тот  или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и  в чьих интересах используются эти  фонды денежных средств.

Как уже было указано выше, главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный  характер и соответственно главной  функцией финансов является распределительная  функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают  разные этапы распределения совокупного  общественного продукта, участвуя как  в первичном его распределении, так и в перераспределении.

 

Финансовый метод распределения  охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне местного самоуправления). Ему  присуща многоступенчатость, порождающая  разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

 

Посредством финансов государство  воздействует не только на перераспределение  национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного сектора  экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.

 

Распределение национального  дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так  и внутри этих сфер. Государство  с помощью финансового механизма  изымает часть дохода, полученного  в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране.

 

В целом распределительная  функция финансов позволяет:

1) создавать целевые фонды  денежных средств на уровне  хозяйствующих субъектов, населения,  государства, органов местного  самоуправления;

2) осуществлять внутрихозяйственное,  внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное  перераспределение, а также между  производственной и непроизводственной  сферами и социальными группами;

3) создавать резервы на  уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять  накопления гражданами.

 

Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

Распределительная функция  финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми  нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов признана регулировать финансовую деятельность и тем самым  регулировать воспроизводственный  процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов – регулирующей.

Регулирующая функция  финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих  субъектов, но и в организации  собственно финансовых отношений, в  иерархии ее построения.

Изменение социального строя  в России неизбежно повлекло за собой  и переход к новой системе  финансовых отношений, которая постоянно  видоизменяется с учетом тех процессов, которые происходят в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Звенья  финансовой системы

 

Финансовая система Российской Федерации подразделяется на четыре уровня, каждый из которого является самостоятельно функционирующим звеном системы:

1) финансы общегосударственного  назначения;

2) финансы региональных  бюджетов;

3) финансы предприятий,  организаций, учреждений;

4) финансы физических  лиц.

 

Общегосударственные финансы  призваны концентрировать финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, и направлять их на финансирование общегосударственных нужд.

 

Около 90% поступлений в  бюджет осуществляется за счет уплаты налоговых платежей, сборов, государственных  пошлин, сумм, полученных от выкупа госпредприятий, доходов от казенных предприятий, предприятий, находящихся в собственности  государства и т.п.

 

Общегосударственные финансы  включают:

1) федеральный бюджет;

2) государственное страхование;

3) государственное кредитование;

4) федеральные внебюджетные  фонды.

 

Финансы региональных бюджетов подконтрольны административно-территориальным  образованиям, находящимся на самоуправлении. Они формируются за счет: ассигнований из вышестоящих бюджетов, уплаты региональных налогов и сборов и т.д. Территориальные  финансы включают:

1) территориальные бюджеты;

2) внебюджетные фонды.

 

Внебюджетные фонды делятся  на 2 типа:

1) социальные фонды;

2) экономические фонды.

 

К социальным внебюджетным фондам относятся:

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования  РФ;

3) Фонд обязательного  медицинского страхования;

4) Государственный фонд  занятости населения РФ.

 

К экономическим фондам относятся  дорожные фонды, фонды воспроизводства  минерально-сырьевой базы и др.

 

Кроме того, внебюджетные фонды  можно классифицировать по уровням:

1) федеральные фонды;

2) фонды субъектов РФ;

3) местные фонды.

 

Внебюджетные фонды формируются  за счет:

1) обязательных взносов  в социальные и другие внебюджетные  фонды, установленных в законодательном  порядке;

2) добровольных взносов  и пожертвований граждан и  различных хозяйствующих субъектов  на соответствующие цели;

Информация о работе Финансовая система рф