Финансовая система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;

2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;

4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;

5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 390.58 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

1. Экономическая сущность  и особенности развития финансовой  системы России

1.1 Понятие и структура  финансовой системы в РФ

1.2 Основные направления  государственного регулирования  финансовой системы в РФ

1.3 Анализ тенденций  развития финансовой системы  РФ на современном этапе

Выводы

2. Развитие системы  бюджетного регулирования в РФ

2.1 Основы нормативного  регулирования бюджетного устройства  и бюджетного процесса в РФ

2.2 Организационные  и методические аспекты построения  оптимальной системы государственного  финансового контроля в РФ

2.3 Совершенствование  системы бюджетного регулирования  и бюджетного устройства в  РФ

Выводы

3. Анализ отдельных  направлений финансовой политики  РФ на современном этапе

3.1 Теоретическое обоснование  подходов к управлению развитием  банковской системы в РФ

3.2 Основы государственной  политики в области регулирования  финансовых рынков

3.3 Обобщение основополагающих  аспектов регулирования отдельных  звеньев финансовой системы в  РФ

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Финансовая и прежде всего  бюджетная система оказывают  существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную  часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного  хозяйства и материальное положение  широких слоев населения. Главным  критерием функционирования предприятий  различных форм собственности в  современных условиях стала их прибыль.

Именно посредством  финансовой системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических  процессов составляют отношения  по поводу перераспределения доходов.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики  в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей  его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в  основном централизованно планируемой  и контролируемой экономики к  экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться  рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки  национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами  создания надежной финансовой системы  и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого  вопроса не достигнуто.

Так, западные крупные  экономисты не дают четкого определения  финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш  и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к  исследованию данной темы, расширяя определение  фискальной политики. Аналогично рассматривают  указанную проблему и некоторые  другие представители зарубежных экономических  школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия  финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок  государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного  национального продукта.

Марксисты, видят под  финансовой политикой в первую очередь  совокупность государственных мероприятий  по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность  воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и  производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

В советский период в экономической науке разрабатывались  вопросы функционирования финансовой системы. Особый вклад в эту область  внесли такие отечественные ученые, как А.Н. Ананьич, А.И. Ачкасов, Н.Д. Барковский, А.Н Беличенко, В.И. Бовыкин, Б.В. Боханов, В.П. Комиссаров, Г.Г. Матюхин, О.М. Прексин, С.Л. Ронин, А.Л. Сидоров и многие другие.

Рыночные преобразования в России вызвали появление научных  трудов, освещающих различные аспекты  функционирования финансовой системы  в современных условиях. Указанные  проблемы стали активно разрабатываться  российскими учеными, среди которых  следует выделить работы В.И. Букато, Н.И. Валенцевой, B.C. Геращенко, Ю.В. Головина, Е.Ф. Жукова, Э.В. Искренко, Л.Н. Красавиной, В.В. Круглова, О.И. Лаврушина, В.Д. Миловидова, Д.М. Михайлова, И.Н. Платоновой, A.M. Сарчева, В.Н. Шенаева и других.

Значительный вклад  в разработку проблемы функционирования финансовой системы в целом внесли такие зарубежные ученые, как Х.У. Дерих, П. Кругман, М. Обстфельд, М. Пебро, Питер С. Роуз, Максиме В. Энг, Френсис  А. Лис, Лоуренс Дж. Мауер., Р.Ф. Бертраме и другие.

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить экономическую  сущность и особенности развития  финансовой системы России;

2. Рассмотреть развитие  системы бюджетного регулирования  в РФ;

3. Теоретически обосновать  подходы к управлению развитием  банковской системы в РФ;

4. Проанализировать  отдельные направления государственной  политики в области регулирования  финансовых рынков;

5. Обобщить основополагающие  аспекты регулирования отдельных  звеньев финансовой системы в  РФ.

В первой главе определена экономическая сущность и особенности  развития финансовой системы, понятие, структура финансовой системы, а  также основные направления государственного регулирования финансовой системы  в РФ.

Во второй главе  дана характеристика системы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса, приведены  организационные и методические аспекты построения оптимальной  системы государственного финансового  контроля, а также пути совершенствования  системы бюджетного регулирования  и бюджетного устройства в РФ.

В третьей главе  выполнен анализ отдельных направлений  финансовой политики РФ на современном  этапе. Для этого обоснованы подходы  к управлению развитием банковской системы, рассмотрены основы государственной  политики в области регулирования  финансовых рынков и обобщены основополагающие аспекты регулирования отдельных  звеньев финансовой системы в  РФ.

 
1.  Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России

1.1 Понятие и структура финансовой  системы в РФ

В зарубежной литературе финансовая система определяется как  совокупность рынков и инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Данное определение отражает институционально-рыночную сторону финансов, но не их сущность как совокупность денежных отношений  по поводу формирования и использования  денежных фондов.

Отечественные специалисты  при трактовке понятия «финансовая  система» исходят из содержания финансов как экономической категории, но определяют ее по-разному.

Проф. С.И. Лушин, проф. В.А. Слепов полагают, что «под финансовой системой в узком смысле слова, т. е. исключая кредитные отношения, деятельность других финансовых посредников и  фондовый рынок, принято понимать совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных  и конечных денежных доходов»[1]. Данное определение, на наш взгляд, отражает содержание финансов, но не финансовой системы как совокупности взаимосвязанных элементов.

Проф. Л.А. Дробозина  полагает, что «финансовая система  — это система форм и методов  образования, распределения и использования  фондов денежных средств государства  и предприятий[2]. На наш взгляд, приведенная трактовка слишком узка, поскольку отражает многообразие только форм и методов, но не уровней и задач финансовой системы.

Проф. А.М. Ковалева определяет финансовую систему как «совокупность  различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании и  использовании денежных фондов и  играет различную роль в общественном производстве»[3]. Аналогичного мнения придерживаются проф. М.В. Романовский, проф. Г.Н. Белоглазова: «Под системой финансов понимается совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы)»[4].

Проф. Д.Г. Черник, проф. А.З. Дадашев определяют финансовую систему двояко[5]:

- как совокупность  финансовых ресурсов предприятий  и организаций (децентрализованных  фондов денежных средств) и  финансовых ресурсов государства  (централизованных фондов денежных  средств);

- как совокупность  государственных финансовых органов  и учреждений.

Проф. В.В. Ковалев предлагает рассматривать финансовую систему  «как форму организации денежных отношений между всеми субъектами производственного процесса по распределению  и перераспределению совокупного  общественного продукта»[6]. В данном определении отсутствует необходимая множественность элементов любой системы, в том числе и финансовой.

В определении проф. Г.Б. Поляка объединены два подхода  к финансовой системе - как совокупности финансовых отношений и как совокупности их форм и методов: «финансовая система  представляет совокупность различных  финансовых отношений, в процессе которых  разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств  хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства[7].

Проф. А.И. Балабанов, проф. И.Т. Балабанов пытаются синтезировать  зарубежный и отечественный подходы  к определению финансовой системы: «Финансовую систему можно рассматривать  с позиций ее функций или институтов. Финансовая система государства - это  совокупность денежных отношений, функционирующих  в государстве. Такова функциональная точка зрения. С институциональной  же точки зрения финансовая система  представляет собой совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т.п.)[8].

На наш взгляд, более  полным определением финансовой системы, отражающим как ее многозвенность, так и наличие особенностей в  формировании и использовании денежных фондов, различий в назначении элементов, является трактовка проф. А.М. Ковалевой: «Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в общественном воспроизводстве»[9].

Анализ существующих подходов к определению финансовой системы позволяет установить, что  большинство авторов совершенно справедливо полагают, что система  — это совокупность определенных элементов (рис. 1.1.1), но сами элементы трактуются различно:

- рынки и инструменты;

- подсистемы финансовых  отношений и ресурсов, возникающих  у хозяйствующих субъектов, работников, государства;

- сферы (звенья) финансовых  отношений;

- денежные отношения,  функционирующие в государстве;

- формы и методы  образования, распределения и  использования фондов;

- отношения по поводу  формирования и использования  доходов;

- финансовые органы  и учреждения;

- только финансовые  учреждения.

Не вдаваясь в дискуссию  по поводу правомерности того или  иного подхода, определим свою точку  зрения по данному вопросу. Исходя из содержания финансов как экономической  категории, целесообразнее определять финансовую систему через совокупность денежных фондов и связанных с  их формированием и использованием денежных отношений.

Большинство отечественных  авторов, трактуя финансовую систему  как совокупность сфер (звеньев), не всегда четко проводят разницу между  данными понятиями. Неоднозначно задается и набор звеньев.

Проф. С.И. Лушин, проф. В.А. Слепов отмечают: «С точки зрения структуры финансовую систему можно  рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также  как систему финансовых учреждений»[10]. Сферы включают финансы «властных структур» и «самодеятельных субъектов экономической сферы».

 

Рис. 1.1.1. Подходы к  определению финансовой системы

К финансам властных структур отнесены государственные (федеральные  и региональные) и муниципальные  финансы. Звенья государственной финансовой системы каждого уровня представлены бюджетом, внебюджетными фондами, кредитами  и финансами предприятий соответствующего уровня подчиненности.

Проф. А.З. Дадашев, проф. Д.Г. Черник, дифференцируя внутри финансовой системы финансы хозяйствующих  субъектов, государственные и муниципальные  финансы и финансы населения (домашних хозяйств), выделяют как звенья государственных  и муниципальных финансов бюджетный  фонд и внебюджетные фонды[11].

Проф. А.М. Ковалева в  составе финансовой системы выделяет две подсистемы: «общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне, и финансы хозяйствующих  субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне[12].

Элементами первой подсистемы обозначены: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды  страхования, фондовый рынок.

Информация о работе Финансовая система в РФ