Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 16:21, курсовая работа
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
2.2. Перспективы финансового благосостояния населения России.
При разработке планов реформирования финансово-кредитной политики Российской Федерации не учитываются интересы населения, в частности — перспективы роста его сбережений. Между тем, по наблюдению ряда исследователей, для такого поверхностного отношения к благосостоянию населения есть свои предпосылки, которые кроются все в той же текущей финансовой политике. Так, например, как отмечает М.Яндиев, к настоящему времени основное звено финансовой системы РФ — бюджет — формируется во многом благодаря налогообложению добычи и реализации за рубежом полезных ископаемых (сырья) и получения так называемых нефтедолларов, а также газодолларов, никельдолларов и пр.. Низкая производительность труда в стране, компенсируемая, таким образом, высокими доходами от «проедания природных ресурсов». В свою очередь данное обстоятельство обуславливает и соответствующее негативное отношение власти к фактически не производящему прибавочной стоимости населению. Необходимость последнего в этом случае вообще можно поставить под вопрос, поскольку доходы государства формируются не за счет труда граждан, а за счет банальной распродажи недр. Это негативное отношение, по мнению автора, проявляется в откровенном невнимании власти к нуждам населения.
Высказанная точка зрения находит свое подтверждение и в ходе анализа основного финансового документа страны — бюджета (причем любого уровня власти), которые ни в какой форме не нацелены на удовлетворение потребностей населения. В качестве аргумента можно назвать тот факт, что ни в одном законе о бюджете нет прямой и безусловной связи между расходованием бюджетных средств и ростом благосостояния граждан, укреплением их здоровья, улучшением экологии, усилением правопорядка. Более того, у органов власти не существует единого и объективного понимания того, что же это такое, например, благосостояние граждан и в чем заключается его рост. Для одних благосостояние — это зарплата, для других — пенсия, для третьих — бизнес. Для одних рост благосостояния — это лишние сто рублей, для других — тысяча долларов. Фактически единственными формами «заботы о населении» в современной России остаются повышение зарплаты бюджетникам и снижение подоходного налога. Кроме того, ни в одном регионе нет прямой и безусловной зависимости между, например, ухудшением экологической обстановки, определяемой на основе набора объективных показателей, и кадровой ответственностью первых лиц органа власти. Точно также не существует взаимосвязи между здоровьем граждан и, предположим, размерами бюджетного финансирования здравоохранения в данном регионе.
Другая проблема, о которой сегодня говорят аналитики, — извращенный характер самой финансово-кредитной системы, в рамках которой участники производительного труда вращаются вокруг «эпицентра мироздания» — Центрального Банка. Тогда как в нормальной государственности все должно происходить с точностью до наоборот. В действительности же кредитно-финансовая система должна вращаться вокруг реальной экономики, где и создаются все богатства страны. В связи с этим речь идет о необходимости кредитования реального сектора под отрицательную учетную ставку и ориентацию на общегосударственный, а не на внутрибанковский эффект.
Кстати говоря, анализ федеральных бюджетов нескольких последних лет позволяет говорить об «узаконивании» в них множества нетрадиционных форм расчетов с бюджетом для погашения задолженностей по налогам и сборам, возвращению кредитных средств и т.п. со стороны юридических лиц и региональных бюджетов. В частности, к таким нетрадиционным формам относятся: реструктуризация долгов по времени погашения (отсрочка и рассрочка платежей), взаимозачеты под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ, погашение части задолженности по налоговым платежам, начисленным пени и штрафам, кредитным выплатам, организация особой системы расчетов по некоторым статьям федерального бюджета, погашение задолженностей в обмен на приобретение ценных бумаг предприятий-должников, погашение долговых обязательств в обмен на приобретение государственных ценных бумаг и т.д..
Однако, подобная множественность правового обеспечения и существующих форм расчетов с бюджетом, на наш взгляд, вряд ли может быть признана позитивной чертой действующей системы налогово-бюджетного регулирования. Перед страной, в частности, долгие годы остро стояла проблема преодоления бюджетного дефицита, которая вынуждала государственную власть искать пути сокращения задолженностей по обязательным платежам в бюджет со стороны бюджетов субъектов федерации и юридических лиц. Теперь же, когда проблема бюджетного дефицита в Российской Федерации уже не является столь непреодолимой, органы государственной власти и, прежде всего, законодательной, охотно идут на реструктуризацию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом либо на полное погашение простроченных долговых обязательств. Поведение органов власти в этом случае, во-первых, противоречит экономическим интересам самого государства, а во-вторых, признает несовершенство действующей системы налогообложения и предоставления кредитных средств, которые не в состоянии обеспечить нормальное, безубыточное функционирование хозяйствующих субъектов.
Подтверждением высказанным предположениям о том, что российская схема управления финансами, во-первых, не принимает во внимание интересы населения, а во-вторых, служит не материальному производству, а, скорее, самим кредитно-финансовым учреждениям, т.е. ростовщическому капиталу, может служить инициатива Центрального банка РФ, озвученная первым зампредом Банка России А.Козловым в рамках ХIII съезда Ассоциации российских банков летом 2010 года. По словам А.Козлова, Банк России считает, что в стране должен быть введен запрет на досрочное изъятие вкладов населения из банков, причем соответствующие изменения в правовом регулировании этого вопроса должны коснуться не только нового законодательства, но и изменения норм Гражданского кодекса РФ. То обстоятельство, что основным видом вкладов населения являются вклады до востребования, демонстрирует, как считает А.Козлов, нестабильность банковского сектора.
Еще одна проблема, которая связана с благосостоянием населения и перспективами использования его денежных накоплений, — слабость потребительского сектора. При этом имеется в виду не столько неконкурентоспособность применяемых технологий и производимой продукции, сколько практическое отсутствие потребительского сектора как такового. Слабость потребления в структуре экономики приводит к тому, что большая часть увеличения доходов населения направляется на увеличение импорта. Иллюстрацией к этим процессам служит зависимость между импортом и доходами населения, выраженными в валюте.
Как следствие, связь между ростом доходов населения и ростом промышленного производства проявляется достаточно слабо. Хотя разграничить влияние на экономику внешних факторов от действия внутренних источников и механизмов развития нелегко, попробуем сделать это с помощью рисунка 13:
Изменение объемов производства
Рис. 13
Из приведенного рисунка следует, что рост объемов производства совпадал с ростом реальных доходов населения только в 1997, и 2000-2009 годах. При этом в 1997 и 2000 цены российского экспорта достигали наивысших значений, да и сегодня они сохраняют в основном свои позиции. В 2009 наметилась определенная динамика к снижению темпов роста как промышленного производства, так и реальных доходов. Так что очередной раз можно констатировать, что движение экономики в координатах «реальные доходы» — «объемы производства» определяется главным образом влиянием внешних факторов, тогда как «вес» внутренних факторов очень мал.
Отсутствие внутреннего контура развития из-за слабости потребительского сектора в структуре экономики плюс сырьевой характер экспорта ставит реальные доходы населения и потребление в значительную зависимость от импорта. Это означает, что они существенно подвержены внешним шокам, связанным с динамикой цен на сырье и выплатами по внешнему долгу. С другой стороны, именно реальные доходы — ключевой показатель, резкие изменения которого могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям.
Рассмотрим перспективы дальнейшего экономического развития государства с точки зрения стабильности реальных доходов населения.
В уже упоминавшемся проекте Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2011-2005 годы) Правительства РФ содержится прогноз основных показателей социально-экономического развития страны (см. Приложение 1), согласно которому уровень безработицы в 2011 году составит 8-8,2 % экономически активного населения России, а реально располагаемые доходы населения возрастут по отношению к 2010 году на 8,3 %.
По мнению Правительства, для создания в среднесрочной перспективе нормально функционирующего, цивилизованного рынка труда, который выступает необходимым условием для экономического развития, необходимы следующие меры:
• продолжение работы по приведению трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики;
• подготовка нормативных правовых актов, направленных на реализацию Трудового кодекса;
• реализация Концепции действий на рынке труда на 2011-2005 годы, предусматривающей подготовку и реализацию комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в долгосрочной перспективе перейти к эффективной занятости населения, обеспечивать развивающиеся потребности экономики в работниках соответствующей профессиональной квалификации, а также оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда;
• введение законодательного запрета увязки приема на работу с обязательной регистрацией в городе или регионе нахождения места работы;
• разработка среднесрочного
и долгосрочного прогноза профессионально-
• поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума; создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
• совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав, поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан, информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости, оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав;
• совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, процедур переговорного процесса, обеспечение независимости профсоюзных организаций от работодателя;
• совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение действенности механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в снижении степени профессионального риска, исключение дублирования с другими видами социального страхования, создание условий для участия негосударственных страховщиков в данном виде социального страхования;
• содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсам. Предполагается как содействие возвращению в страну высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, желающих приобрести российское гражданство, вовлечению их в российский социум, усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда;
• разработка комплекса мер по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию российских граждан из государств – участников СНГ и стран Балтии; в том числе предоставление необходимой информации об условиях переезда, возможностях приема, обустройства и проживания в Российской Федерации, а также меры по развитию системы оказания образовательных услуг на территории Российской Федерации для молодежи из государств-участников СНГ и стран Балтии;
• оптимизация внутренних миграционных процессов и обеспечение свободного перемещения рабочей силы, разработка мер, направленных на сокращение оттока трудоспособного населения из районов Урала, Сибири и Дальнего Востока, создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в указанных регионах Российской Федерации.
Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:
• снижение бедности, смягчение ее негативных последствий, уменьшение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
• повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;
• улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска;
• расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.