Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа бюджетная система РФ.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

 

Рассчитаем абсолютный прирост по формуле 1:

D2 = 284,2 – 214,7 = 69,5 млрд. руб.

D3 = 344,5 – 284,2 = 60,3 млрд. руб.

D4 = 411,5 – 344,5 = 67 млрд. руб.

Как видно из расчетных данных, наиболее значительно возросли расходы в 2010 году – на 69,5 млрд. руб.

 

Далее рассчитаем средний абсолютный прирост по формуле 2:

= (69,5 + 60,3 + 67) / (4 - 1) = 65,6 млрд. руб.

То есть, за рассматриваемый период расход на оборону в среднем составил 65,6 млрд. руб.

Рассчитаем по формуле 3 темп роста (цепной):

Тр2 = (284,2 / 214,7) * 100% = 132,4%

Тр3 = (344,5 / 284,2) * 100% = 121,2%

Тр4 = (411,5 / 344,5) * 100% = 119,4%

Как видно, наиболее значительно возросли расходы на оборону в 2010 году – Тр2 = 132,4%. Менее всего увеличатся расходы в 2012 году.

Теперь рассчитаем базисный темп роста:

Тр2 баз = (284,2 / 214,7) * 100% = 132,4%

Тр3 баз = (344,5 / 214,7) * 100% = 160,5%

Тр4 баз = (411,5 / 214,7) * 100% = 191,7%

Взяв за базу сравнения 2009 год, мы видим, что расходы на оборону в 2011 году по сравнению с 2009 годом составили 160,5%, а в 2012 году по сравнению с 2009 – 191,7%.

Как видно из расчетных данных, базисные показатели темпов роста резко отличаются от цепных.

Определяем темп прироста (цепной) по формуле 4:

Тпр1 = 132,4 – 100% = 32,4%

Тпр2 = 121,2 – 100% = 21,2%

Тпр3 = 119,4 – 100% = 19,4%

Делаем то же самое и для базисного:

Тпр1 баз = 132,4 – 100% = 32,4%

Тпр2 баз = 160,5 – 100% = 60,5%

Тпр3 баз = 191,7 – 100% = 91,7%

 

Расчетные значения цепных темпов прироста характеризуют, что наиболее увеличились расходы на оборону в 2010 году – на 32,4%, а менее всего в 2012 году – 19,4%.

Базисный темп роста за 2012 год характеризует, что за период с 2009 года расходы на оборону возросли почти в 2 раза (на 91,7%).

А теперь найдем абсолютное значение  одного процента прироста по формуле 5:

А2 = 69,5 / 32,4 = 2,1 млрд. руб.

А3 = 60,3 / 21,2 = 2,8 млрд. руб.

А4 = 67 / 19,4 = 3,5 млрд. руб.

 

Определим Средний темп роста по формуле 6:

= 124,3 %

То есть за рассматриваемый период расходы на оборону увеличились в среднем на 24,3%.

С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:

313,7 млрд. руб.

То есть ежегодные расходы на оборону в среднем составляют 313,7 млрд. руб.

Составим таблицу для расчета показателей по статье расхода на Образование:

 

Таблица 7.

Расчет показателей динамики по статье расходов на Образование

Годы

Расходы на образование, млрд. руб.

Показатели динамики

Абсолютный прирост (D), млрд. руб.

Темп роста, % (Тр)

Темп прироста, % (Тпр)

Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб (А)

цепной

базисный

цепной

базисный

2009

44,8

-

-

100,0

-

-

-

2010

80,1

31,3

164,1

164,1

64,1

64,1

0,5

2011

97,7

17,6

122,0

200,2

22,0

100,2

0,8

2012

117,8

20,1

120,6

241,4

20,6

141,4

0,98


 

Рассчитаем абсолютный прирост по формуле 1:

D2 = 80,1 – 48,8 = 31,3 млрд. руб.

D3 = 97,7 – 80,1 = 17,6 млрд. руб.

D4 = 117,8 – 97,7 = 20,1 млрд. руб.

Как видно из расчетных данных, наиболее значительно возросли расходы в 2010 году – на 31,3 млрд. руб.

Далее рассчитаем средний абсолютный прирост по формуле 2:

= (31,3 + 17,6 + 20,1) / (4 - 1) = 23 млрд. руб.

То есть, за рассматриваемый период расход на образование в среднем составил 23 млрд. руб.

Рассчитаем по формуле 3 темп роста (цепной):

Тр2 = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%

Тр3 = (97,7 / 80,1) * 100% = 122,0%

Тр4 = (117,8 / 97,7) * 100% = 120,6%

Как видно, наиболее значительно возросли расходы на образование в 2010 году – Тр2 = 164,1%. Менее всего увеличатся расходы в 2012 году.

 

Теперь рассчитаем базисный темп роста:

Тр2 баз = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%

Тр3 баз = (97,7 / 48,8) * 100% = 200,2%

Тр4 баз = (117,8 / 48,8) * 100% = 241,4%

Взяв за базу сравнения 2009 год, мы видим, что расходы на образование в 2011 году по сравнению с 2009 годом составили 200,2%, а в 2012 году по сравнению с 2009 – 241,4%.

Как видно из расчетных данных, базисные показатели темпов роста резко отличаются от цепных.

 

Определяем темп прироста (цепной) по формуле 4:

Тпр1 = 164,1 – 100% = 64,1%

Тпр2 = 122 – 100% = 22,0%

Тпр3 = 120,6 – 100% = 20,6%

Делаем то же самое и для базисного:

Тпр1 баз = 164,1 – 100% = 64,1%

Тпр2 баз = 200,2 – 100% = 100,2%

Тпр3 баз = 241,4 – 100% = 141,4%

 

Расчетные значения цепных темпов прироста характеризуют, что наиболее увеличились расходы на образование в 2010 году – на 64,1%, а менее всего в 2012 году – 20,6%.

Базисный темп роста за 2012 год характеризует, что за период с 2009 года расходы на образование возросли почти в 3 раза (на 141,4%).

А теперь найдем абсолютное значение  одного процента прироста по формуле 5:

А2 = 31,3 / 64,1 = 0,5 млрд. руб.

А3 = 17,6 / 22,0 = 0,8 млрд. руб.

А4 = 20,1 / 20,6 = 0,98 млрд. руб.

 

Определим Средний темп роста по формуле 6:

= 134,1 %

То есть за рассматриваемый период расходы на оборону увеличились в среднем на 34,1%.

С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:

86,1 млрд. руб.

То есть ежегодные расходы на образование в среднем составляют 86,1 млрд. руб.

Из проведенного анализа видно, что в среднем в год на оборону тратится почти в 3,5 раза  больше денег, чем на образование, хотя ежегодный процентный рост расходов на образование составляет 34,1%, а на оборону - 24,3%. Это происходит из-за того, что абсолютное значение 1% прироста на оборону значительно выше, чем на образование.

Построим график этой связи:

Рис. 15

 

Рис. 17

 

Национальная оборона: из приведенных выше данных видно, что значительно возросли расходы федерального бюджета по этой статье в связи с угрозой международного терроризма. Сумма в 2012 г. составила 411 472 653,4 тыс. руб.

 

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства: были существенно увеличены. Проблемы роста преступности,  требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета предусмотрены в размере 310 577 078,1 тыс. рублей.

 

Социальная политика: расходы по этой статье к 2012 г. возросли в 1,5 раза, и составили 161 193 511,2 тыс. рублей. Из указанного объема на финансирование учреждений социальной защиты и центров занятости запланировано направить 4 942 492,1 тыс. рублей; на социальную помощь – 13 111 091 тыс. рублей.

 

Обслуживание государственного долга: в федеральном бюджете на 2012 год общий объем процентных расходов определился в 287,6 млрд. рублей, что на 47,8 млрд. рублей больше, чем в 2009г., в том числе по обслуживанию внутреннего долга – 64 379 184,5 тыс. рублей, внешнего – 223 191 404,8 тыс. рублей.

 

Образование: с 2009г. расходы на образование выросли примерно в 2,5 раза, особо высокий скачек наблюдался в 2010 году – расходы выросли сразу в 2 раза. Общие расходы на образование в 2012 году составят 117 791 867 тыс. рублей, из них только на высшее профессиональное образование планируется направить 68 299 015,7 тыс. рублей.

 

Заключение

Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным — внешним — характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п.. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.

Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:

— ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций. Так, в стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;

— отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др.. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);

— нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения — с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, — с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.

Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.

 

 

Используемая литература:

 

  1. Конституция Российской Федерации. 1993. с изменениями от 30.12.2008
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30 ноября 1994 г.; Часть вторая от 26 января 1996 г.. (с изменениями от 20 февраля 1996 г.; от 12 августа 1996 г.; от 24 октября 1997 г.; от 8 июля 1999 г.; от 17 декабря 1999 г.; от 16 апреля 2009 г.; от 15 мая 2009 г., от 21 марта 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 1998 г. (с изменениями от 5 августа 2000 г.; от 8 августа 2009 г.)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I, 1998 г. (с изменениями от 9 июля 1999 г.; от 2 января 2000 г.; от 28 декабря 2009 г.; от 29 декабря 2009 г.; от 30 декабря 2009 г.); Часть II, 2000 г. (с изменениями от 5 августа 2000 г.; от 29 декабря 2000 г.; от 30 мая 2009 г.; от 6 августа 2009 г.; от 7 августа 2009 г.; от 8 августа 2009 г.; от 27 ноября 2009 г.; от 29 ноября 2009 г.; от 28 декабря 2009 г.; от 29 декабря 2009 г.; от 31 декабря 2009 г.; от 29 мая 2010 г.; от 24 июля 2010 г.; от 24 июля 2010 г.; от 31 декабря 2010 г.; от 25 июля 2010 г.; от 27 декабря 2010 г.; от 31 декабря 2010 г.; от 31 декабря 2010 г.; от 31 декабря 2010 г.; от 31 декабря 2010 г.; от 31 декабря 2010 г.; от 6 мая 2011 г.)
  5. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1 53 (1). Ст. 5030.
  6. Федеральный закон от 24 декабря 2010 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год» // Собрание законодательства РФ. Часть I. 2010. № 52. Ст. 5132.
  7. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.) (с изменениями от 31 июля 1998 г.; от 5 июля 1999 г.; от 8 июля 1999 г.; от 19 июня 2009 г.; от 7 августа 2009 г.; от 21 марта 2010 г.)
  8. Уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2012 года // http:// www.budgetrf.ru/
  9. Бектенова Д.Ч. Формирование рыночной денежно-финансовой системы // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. Том 2. 2010. № 3.
  10. Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. — М., 1980.
  11. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №1.
  12. Вся Россия. 2011. Май. Статистический справочник. — М., 2011.
  13. В России у человека нет права на достойную жизнь. Интервью с О. Мироновым // Независимая газета. 2010. 
  14. Панов Д. В поисках внутреннего контура развития или Скромное обаяние стабильности // Независимая газета. 2010. 14 декабря.
  15. Финансовое право / Отв. ред. Химичева Н.И. — М., 2010.
  16. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник/Под ред. Бабич А. М, Павловой Л. Н. — М., 2000.
  17. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Володин А.А. и др.; Под ред. Самсонова Н.Ф. — М., 1999.
  18. Общая теория статистики: учебное пособие / Горемыкина Т.К. – М., 2011
  19. www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ
  20. www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»
  21. www.gks.ru  - официальный сайт Госкомстата РФ

Информация о работе Финансовая система РФ