Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 16:21, курсовая работа
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Рассчитаем абсолютный прирост по формуле 1:
D2 = 284,2 – 214,7 = 69,5 млрд. руб.
D3 = 344,5 – 284,2 = 60,3 млрд. руб.
D4 = 411,5 – 344,5 = 67 млрд. руб.
Как видно из расчетных данных, наиболее значительно возросли расходы в 2010 году – на 69,5 млрд. руб.
Далее рассчитаем средний абсолютный прирост по формуле 2:
= (69,5 + 60,3 + 67) / (4 - 1) = 65,6 млрд. руб.
То есть, за рассматриваемый период расход на оборону в среднем составил 65,6 млрд. руб.
Рассчитаем по формуле 3 темп роста (цепной):
Тр2 = (284,2 / 214,7) * 100% = 132,4%
Тр3 = (344,5 / 284,2) * 100% = 121,2%
Тр4 = (411,5 / 344,5) * 100% = 119,4%
Как видно, наиболее значительно возросли расходы на оборону в 2010 году – Тр2 = 132,4%. Менее всего увеличатся расходы в 2012 году.
Теперь рассчитаем базисный темп роста:
Тр2 баз = (284,2 / 214,7) * 100% = 132,4%
Тр3 баз = (344,5 / 214,7) * 100% = 160,5%
Тр4 баз = (411,5 / 214,7) * 100% = 191,7%
Взяв за базу сравнения 2009 год, мы видим, что расходы на оборону в 2011 году по сравнению с 2009 годом составили 160,5%, а в 2012 году по сравнению с 2009 – 191,7%.
Как видно из расчетных данных, базисные показатели темпов роста резко отличаются от цепных.
Определяем темп прироста (цепной) по формуле 4:
Тпр1 = 132,4 – 100% = 32,4%
Тпр2 = 121,2 – 100% = 21,2%
Тпр3 = 119,4 – 100% = 19,4%
Делаем то же самое и для базисного:
Тпр1 баз = 132,4 – 100% = 32,4%
Тпр2 баз = 160,5 – 100% = 60,5%
Тпр3 баз = 191,7 – 100% = 91,7%
Расчетные значения цепных темпов прироста характеризуют, что наиболее увеличились расходы на оборону в 2010 году – на 32,4%, а менее всего в 2012 году – 19,4%.
Базисный темп роста за 2012 год характеризует, что за период с 2009 года расходы на оборону возросли почти в 2 раза (на 91,7%).
А теперь найдем абсолютное значение одного процента прироста по формуле 5:
А2 = 69,5 / 32,4 = 2,1 млрд. руб.
А3 = 60,3 / 21,2 = 2,8 млрд. руб.
А4 = 67 / 19,4 = 3,5 млрд. руб.
Определим Средний темп роста по формуле 6:
= 124,3 %
То есть за рассматриваемый период расходы на оборону увеличились в среднем на 24,3%.
С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:
313,7 млрд. руб.
То есть ежегодные расходы на оборону в среднем составляют 313,7 млрд. руб.
Составим таблицу для расчета показателей по статье расхода на Образование:
Таблица 7.
Расчет показателей динамики по статье расходов на Образование
Годы |
Расходы на образование, млрд. руб. |
Показатели динамики | |||||
Абсолютный прирост (D), млрд. руб. |
Темп роста, % (Тр) |
Темп прироста, % (Тпр) |
Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб (А) | ||||
цепной |
базисный |
цепной |
базисный | ||||
2009 |
44,8 |
- |
- |
100,0 |
- |
- |
- |
2010 |
80,1 |
31,3 |
164,1 |
164,1 |
64,1 |
64,1 |
0,5 |
2011 |
97,7 |
17,6 |
122,0 |
200,2 |
22,0 |
100,2 |
0,8 |
2012 |
117,8 |
20,1 |
120,6 |
241,4 |
20,6 |
141,4 |
0,98 |
Рассчитаем абсолютный прирост по формуле 1:
D2 = 80,1 – 48,8 = 31,3 млрд. руб.
D3 = 97,7 – 80,1 = 17,6 млрд. руб.
D4 = 117,8 – 97,7 = 20,1 млрд. руб.
Как видно из расчетных данных, наиболее значительно возросли расходы в 2010 году – на 31,3 млрд. руб.
Далее рассчитаем средний абсолютный прирост по формуле 2:
= (31,3 + 17,6 + 20,1) / (4 - 1) = 23 млрд. руб.
То есть, за рассматриваемый период расход на образование в среднем составил 23 млрд. руб.
Рассчитаем по формуле 3 темп роста (цепной):
Тр2 = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%
Тр3 = (97,7 / 80,1) * 100% = 122,0%
Тр4 = (117,8 / 97,7) * 100% = 120,6%
Как видно, наиболее значительно возросли расходы на образование в 2010 году – Тр2 = 164,1%. Менее всего увеличатся расходы в 2012 году.
Теперь рассчитаем базисный темп роста:
Тр2 баз = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%
Тр3 баз = (97,7 / 48,8) * 100% = 200,2%
Тр4 баз = (117,8 / 48,8) * 100% = 241,4%
Взяв за базу сравнения 2009 год, мы видим, что расходы на образование в 2011 году по сравнению с 2009 годом составили 200,2%, а в 2012 году по сравнению с 2009 – 241,4%.
Как видно из расчетных данных, базисные показатели темпов роста резко отличаются от цепных.
Определяем темп прироста (цепной) по формуле 4:
Тпр1 = 164,1 – 100% = 64,1%
Тпр2 = 122 – 100% = 22,0%
Тпр3 = 120,6 – 100% = 20,6%
Делаем то же самое и для базисного:
Тпр1 баз = 164,1 – 100% = 64,1%
Тпр2 баз = 200,2 – 100% = 100,2%
Тпр3 баз = 241,4 – 100% = 141,4%
Расчетные значения цепных темпов прироста характеризуют, что наиболее увеличились расходы на образование в 2010 году – на 64,1%, а менее всего в 2012 году – 20,6%.
Базисный темп роста за 2012 год характеризует, что за период с 2009 года расходы на образование возросли почти в 3 раза (на 141,4%).
А теперь найдем абсолютное значение одного процента прироста по формуле 5:
А2 = 31,3 / 64,1 = 0,5 млрд. руб.
А3 = 17,6 / 22,0 = 0,8 млрд. руб.
А4 = 20,1 / 20,6 = 0,98 млрд. руб.
Определим Средний темп роста по формуле 6:
= 134,1 %
То есть за рассматриваемый период расходы на оборону увеличились в среднем на 34,1%.
С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:
86,1 млрд. руб.
То есть ежегодные расходы на образование в среднем составляют 86,1 млрд. руб.
Из проведенного анализа видно, что в среднем в год на оборону тратится почти в 3,5 раза больше денег, чем на образование, хотя ежегодный процентный рост расходов на образование составляет 34,1%, а на оборону - 24,3%. Это происходит из-за того, что абсолютное значение 1% прироста на оборону значительно выше, чем на образование.
Построим график этой связи:
Рис. 15
Рис. 17
Национальная оборона: из приведенных выше данных видно, что значительно возросли расходы федерального бюджета по этой статье в связи с угрозой международного терроризма. Сумма в 2012 г. составила 411 472 653,4 тыс. руб.
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства: были существенно увеличены. Проблемы роста преступности, требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета предусмотрены в размере 310 577 078,1 тыс. рублей.
Социальная политика: расходы по этой статье к 2012 г. возросли в 1,5 раза, и составили 161 193 511,2 тыс. рублей. Из указанного объема на финансирование учреждений социальной защиты и центров занятости запланировано направить 4 942 492,1 тыс. рублей; на социальную помощь – 13 111 091 тыс. рублей.
Обслуживание государственного долга: в федеральном бюджете на 2012 год общий объем процентных расходов определился в 287,6 млрд. рублей, что на 47,8 млрд. рублей больше, чем в 2009г., в том числе по обслуживанию внутреннего долга – 64 379 184,5 тыс. рублей, внешнего – 223 191 404,8 тыс. рублей.
Образование: с 2009г. расходы на образование выросли примерно в 2,5 раза, особо высокий скачек наблюдался в 2010 году – расходы выросли сразу в 2 раза. Общие расходы на образование в 2012 году составят 117 791 867 тыс. рублей, из них только на высшее профессиональное образование планируется направить 68 299 015,7 тыс. рублей.
Заключение
Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.
Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.
Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным — внешним — характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п.. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.
Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:
— ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций. Так, в стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;
— отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др.. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);
— нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения — с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, — с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.
Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.
Используемая литература: