Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 08:10, контрольная работа
Государственные банковские учреждения дореформенной эпохи не только не содействовали развитию капиталистических отношений, но, наоборот, тормозили его, отвлекая огромные денежные средства в сферу непроизводительного ипотечного кредита.
Но хотя финансовая политика самодержавия и была в основном направлена на поддержку отжившего класса дворян, она способствовала также обогащению отдельных лиц, превращению их в крупных капиталистов. Особенно большую роль в этом сыграла откупная система.
Введение
1 Финансовая реформа начала 60-х годов
1.1 Порядок формирования бюджета второй половины XIX века
1.2 Налоговое преобразование. Формирование акцизной системы налогообложения
2 Денежная реформа М. Рейтерна
3 Финансовая политика Н. Бунге
4 Финансовая политика И. Вышнеградского
5 Денежная реформа С. Ю. Витте
6 Кредитно-банковская система второй половины XIX века
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по (дисциплине): ИСТОРИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
на тему: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Екатеринбург
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Финансовая реформа начала 60-х годов
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей первой половины XIX века государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глубокого упадка. Их характерной особенностью была крайняя неустойчивость и растущее несоответствие требованиям развивавшегося капиталистического уклада. Налоговая политика самодержавия, государственные расходы, система дореформенного кредита были направлены на поддержку отжившего крепостнического землевладения и на содержание феодально-полицейского аппарата. Постоянный рост военно-административных расходов приводил к непрерывному увеличению дефицитности бюджета. Усиливались отрыв ведомственных финансов от общегосударственных, неупорядоченность сметного дела и бесконтрольность. В расстроенном состоянии оказалась денежная система страны. Реформа 1839 г. только на короткое время стабилизировала рубль и упорядочила денежное обращение. Крымская война 1853-1856 гг. вызвала новую волну бумажноденежной инфляции и превратила кредитные билеты в неразменные бумажные деньги.
Государственные банковские учреждения дореформенной эпохи не только не содействовали развитию капиталистических отношений, но, наоборот, тормозили его, отвлекая огромные денежные средства в сферу непроизводительного ипотечного кредита.
Но хотя финансовая политика самодержавия и была в основном направлена на поддержку отжившего класса дворян, она способствовала также обогащению отдельных лиц, превращению их в крупных капиталистов. Особенно большую роль в этом сыграла откупная система.
С приближением
60-х годов экономическое
1 ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА НАЧАЛА 60-Х ГОДОВ
Реформа 60-х годов была ближайшим следствием массового движения крестьян. Угроза крестьянской революции заставила крепостников пойти на некоторые уступки.
Самодержавную власть вынудила стать на путь буржуазных преобразований не только необходимость приспособить финансы страны к запросам нарождавшегося капитализма; революционная борьба трудящихся против податного гнета, откупной системы, беззакония и произвола царских чиновников сыграла здесь решающую роль.
22 мая
1862 г. Александр II утвердил новые
правила по составлению и
Каждое управление и министерство представляло подробно разработанные сметы с указанием отдельных статей и параграфов. Таким образом, министерство финансов получало возможность более детально разбирать и устанавливать размеры расходования государственных средств на различные нужды. После утверждения бюджета распорядители ведомств обязаны были строго руководствоваться утвержденной номенклатурой расходов.
Наряду
с бюджетным единством комиссия
разработала практические мероприятия,
ведущие к осуществлению
Наряду с этим создали новую разветвленную сеть местных касс государственного казначейства. На 1 января 1879 года таких касс было уже 674; число служащих составляло в них около 3 тыс. человек. Проводя все реформы медленно, на тормозах, царское правительство растянуло намеченное преобразование кассового дела на ряд лет. Создание широко разветвленной системы касс государственного казначейства и повсеместная реформа кассового дела во всей империи были завершены лишь к 1868 году.
Реформа
кассового дела облегчила маневрирование
денежной наличностью министерства
финансов. Она создала государственному
казначейству "возможность свободного
и притом вполне хозяйственного передвижения
государственных фондов в места
действительной в них надобности,
и, что всего существеннее, операция
эта стала совершаться с
Помимо бюджетного и кассового единства, финансовая реформа 1862 года провозгласила принцип гласности бюджета. Крепостническое самодержавие вынуждено было пойти на этот шаг, чтобы повысить кредитоспособность России на международном денежном рынке. Заграничные банки, к которым все чаще вынуждено было обращаться царское правительство, хотели быть осведомленными в его финансовых делах.
С 1862 года государственный бюджет стал гласным: годовые росписи публиковались в русских и иностранных журналах. В России бюджетная роспись 1862 года впервые была опубликована в журнале "Северная почта". В последующие годы такая публикация производилась и в других русских газетах и журналах.
Важной частью финансовой реформы 60-х годов было преобразование системы государственного контроля по новому положению, разработанному В. А. Татариновым. Государственный контроль превращался в единый ревизионный орган, имеющий право документальной проверки всех государственных (как центральных, так и местных) учреждений, в том числе и снабжающих армию. На местах были созданы контрольные органы: губернские контрольные палаты и их отделения. Это давало возможность установить более быстрый и действенный контроль за расходованием государственных средств, чем в дореформенный период. Был установлен контроль и за получением некоторых видов государственных доходов (питейного, сахарного, от почтового ведомства и др.). По новому положению на государственный контроль возлагалась также задача предварительного рассмотрения годовых смет, представляемых ведомствами при составлении бюджетной росписи, и годового отчета об исполнении государственного бюджета.
Реформа 1862 года в области государственного контроля, таким образом, представляла собой некоторый шаг вперед. Она в какой-то мере способствовала ослаблению того произвола в расходовании государственных средств, который был характерен для николаевской России.
Самое существенное преобразование действовавшей системы налогов выразилось в замене винных откупов акцизом на вино. Винные откупа - наиболее отвратительное порождение феодально-крепостнического хозяйства и права, необходимо было ликвидировать в первую очередь. Ликвидацию откупной системы самодержавие также использовало для того, чтобы успокоить широкое, подлинно народное движение в форме "питейных бунтов". В 1860 году царское правительство создало специальную комиссию для разработки проекта об отмене винных откупов и введении акцизной системы. Председателем комиссии был назначен либеральный деятель периода 50-60-х годов А. П. Заблоцкий-Десятовский; в состав ее вошли чиновники министерства финансов и винокуренные заводчики. Отмена винных откупов была предопределена общими условиями буржуазной перестройки страны. Все усилия затормозить проведение этой реформы или добиться ее отмены оказались тщетными.
Необходимость
отмены винных откупов диктовалась
и чисто фискальными
Кроме того, был увеличен акциз на табачные изделия. С 1866 по 1886 год акцизные сборы с табачных изделий выросли с 5 до 20 млн. руб. Акциз на сахар за тот же отрезок времени увеличился с 500 тыс. до 15 млн. руб. Повышение акцизов на предметы широкого потребления, проведенное в начале 60-х годов, явилось первым шагом в развитии системы косвенных налогов. В пореформенный период последние начинают играть все более крупную роль в бюджетных доходах.
Следовательно, в результате реформы 1862 года и помещики, и промышленная буржуазия оказались освобожденными от уплаты прямых налогов, в то время как крестьянство должно было, кроме выкупных платежей, вносить по-прежнему подушную подать и выполнять многочисленные земские повинности.
После проведения кредитной и финансовой реформы в начале 60-х годов царское правительство по инициативе министра финансов М. X. Рейтерна решило осуществить денежную реформу. Михаил Христофорович Рейтерн (1820—1890 гг.) - министр финансов с 1862 года и проработавший на этом посту до 1879 года.
От своих предшественников Рейтерн получил тяжелое наследство. Экономика медленно выходила из кризиса 1857—1861 гг., усугубленного расстройством денежного обращения. Промышленность и торговля задыхались от коммерческого застоя и острой нехватки капиталов. Дефициты бюджета за 1858—1860 гг. хотя и не были столь велики, как в годы войны, но все же, определялись в 73,7 млн. руб.
Для вывода из кризиса денежной системы страны М.Х. Рейтерн считал необходимым восстановить ценность рубля. Однако проведенная финансовым ведомством под его руководством разменная операция 1862-1863 гг. завершилась полным провалом. Разменный курс кредитного рубля был сильно завышен, предварительное объявление Государственным банком цен на продажу и покупку монеты породило спекулятивные настроения и усилило отток золота и серебра из разменного фонда. Кроме того, крайне неудачно был выбран момент для операции из-за внутренних и внешнеполитических осложнений. Несмотря на активные трассировки, снизились и вексельные курсы рубля. Неудачная разменная операция, имевшая весьма печальные последствия для финансовой системы страны, доказала невозможность восстановления ценности рубля только инструментами денежного обращения, особенно в условиях экономического спада, бюджетного дефицита, неустойчивого платежного баланса, внутриполитической нестабильности и неблагоприятной внешнеполитической обстановки.
В 1863-1866 гг. были проведены важные финансовые преобразования, целью которых была дальнейшая систематизация государственного бюджета и централизация бюджетной политики. В 1866 году М.X. Рейтерн представляет программу по улучшению состояния финансов и экономики страны в целом. Действуя в русле своей программы, министр добился определенных положительных изменений в финансовой системе страны, возродивших в обществе надежды на скорое восстановление размена, которые перечеркнул экономический кризис 1875-1876 гг. и начавшаяся русско-турецкая война.
В своем «Финансовом духовном завещании», переданном преемнику после завершения Берлинского конгресса, М.X. Рейтерн признал идею восстановления размена кредитных билетов по нарицательной цене бесперспективной в сложившихся условиях. По его мнению, в ближайшие годы усилия правительства должны быть направлены на увеличение золотого запаса и обеспечение условий для размена по сложившемуся курсу. М.Х. Рейтерн, настоятельно советовал предпринять шаги по активизации платежного баланса страны путем ограничения импорта и стимулирования экспорта для предотвращения массовой утечки золота за границу. Особое значение он придавал вопросу законодательного обеспечения разрешения сделок на золото между частными лицами. Тем самым, М.Х. Рейтерн очертил основные контуры концепции предстоящего преобразования денежной системы России.
Виднейшим реформатором России в конце XIX века был и Николай Христианович Бунге (1823—1895 гг.) — министр финансов Российской империи с 1881 по 1886 год, председатель Комитета министров в 1887—1895 гг. Н. Х. Бунге был основоположником Киевской школы в российской экономической науке.
Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881 года был сведен с дефицитом в 50 млн рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 копеек золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885 гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.
С 1881 года Н. X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал 1883 году в докладах и записках Александру III:
- обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;
Информация о работе Финансовая система России во второй половине XIX века