Финансовая система России во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 08:10, контрольная работа

Описание работы

Государственные банковские учреждения дореформенной эпохи не только не содействовали развитию капиталистических отношений, но, наоборот, тормозили его, отвлекая огромные денежные средства в сферу непроизводительного ипотечного кредита.
Но хотя финансовая политика самодержавия и была в основном направлена на поддержку отжившего класса дворян, она способствовала также обогащению отдельных лиц, превращению их в крупных капиталистов. Особенно большую роль в этом сыграла откупная система.

Содержание работы

Введение
1 Финансовая реформа начала 60-х годов
1.1 Порядок формирования бюджета второй половины XIX века
1.2 Налоговое преобразование. Формирование акцизной системы налогообложения
2 Денежная реформа М. Рейтерна
3 Финансовая политика Н. Бунге
4 Финансовая политика И. Вышнеградского
5 Денежная реформа С. Ю. Витте
6 Кредитно-банковская система второй половины XIX века
Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 50.18 Кб (Скачать файл)

Окончание XIX века ознаменовалось в России проведением важной экономической реформы, которая качественно изменила положение русского рубля, ставшего одной из стабильнейших денежных единиц мира. Сама реформа не была простой и легкой. Она отразила острую потребность государства преодолеть очевидную замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих традиционных финансовых структур, в первую очередь самого рубля, и способствовала интеграции России в систему мирового рынка. Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов Сергея Юльевича Витте.

 С.  Ю. Витте проявлял большой интерес к учению германского экономиста первой половины ХIХ века Фридриха Листа, разработавшего, в противовес “космополитической политической экономии”, теорию “национальной экономии”. Взоры Ф. Листа на роль государственного хозяйства и его государственного регулирования составили базу программы русского министра. Будучи приверженцем твердой протекционистской политики, Ф. Лист считал, и этот взор целиком разделял С. Ю. Витте, что важнейшей задачей страны является поощрение развития отечественной индустрии, при слабом развитии которой общий экономический прогресс страны неосуществим. Согласно этим представлениям, промышленности надлежало играться роль локомотива всего народного хозяйства. Концепция базировалась на представлениях, что “бедным странам” в целях экономической модернизации нужно добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенного покровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежного обращения. Эти меры обязаны были сделать условия для развития внутреннего рынка и денежной независимости от заграничных сырьевых и денежных источников.

Однако  добиться сколько-нибудь благоприятных  результатов представлялось невозможным, пока русская денежная единица не была надежно обеспеченной и стабильной. 

Первоначально Вите был сторонником укрепления кредитного рубля посредством ряда административно-экономических мер, принципиально не менявших существовавшую денежную систему. В 1893 году финансовое ведомство предприняло ряд шагов, направленных на установление контроля за свободным циркулированием денежной наличности. Однако эти методы могли дать лишь кратковременный положительный результат. Требовались кардинальные преобразования.

Позднее Витте писал, что когда он стал министром финансов, то уже не сомневался, что «денежное обращение, основанное на металле, есть благо; но так как  я ранее этим вопросом глубоко  не занимался, то поэтому у меня являлись не то чтобы некоторые колебания, а непоследовательные шаги, и в  этом нет ничего удивительного». Если этот важнейший принцип новым  министром финансов был принят сразу, то конкретные пути его претворения  в жизнь первые год — полтора  его министерства служили предметом  оживленных дискуссий и раздумий. Предстояло окончательно решить для  себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в каком направлении  осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю.Витте убежденным сторонником монометаллизма.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

  1. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

 

 

Незадолго до реформы 1861 года казенные банки были упразднены и в 1860 году был основан Государственный банк. Уставный капитал был определен в 15 млн руб. из фондов ликвидированных Заемного и Коммерческих банков, а также Сохранной казны и приказов общественного призрения. Миллион рублей был отчислен из казны в резервный капитал Государственного банка. Министерству финансов предписывалось открыть сеть банковских контор в городах, игравшую важную роль во внутренней торговле и промышленности. Вклады направлялись на срочные, бессрочные и текущие счета. Платежи для физических лиц, а также для юридических торговых домов и обществ — производились банком бесплатно, а переводы денег в другие города осуществлялись по льготному тарифу. Постепенно определился круг основных операций Госбанка:

  1. краткосрочное кредитование предприятий и организаций основных отраслей экономики;
  2. учет векселей;
  3. выдача ссуд под залог недвижимости, государственных бумаг, акций и облигаций частных обществ;
  4. покупка и продажа золота и серебра, русских и иностранных векселей и чеков;
  5. прием денежных вкладов от населения, т. е. выполнение функций сберкасс;
  6. осуществление денежной эмиссии.

Однако  Государственный банк в первые годы своей деятельности, не играл активной роли в торгово-промышленной жизни страны. Под влиянием либеральных реформ популярными в обществе стали идеи предпринимательства, экономическим злом считалось вмешательство государства в деятельность частного сектора. В 1864 году появился Санкт-Петербургский частный Коммерческий банк и Петербургское общество взаимного кредита. После этого начался "бум" в организации частных коммерческих банков, а правительство не вменило в обязанность Государственного банка сосредоточить в своих руках все кредитное дело России. Большая часть акционерных коммерческих банков появилась в 1864 - 1873 гг., в 1875 году их число составляло 39 и потом практически не изменялось (в 1900 г. - 43 банка), так как правительство неохотно давало разрешение на открытие новейших банков. Ранняя концентрация банков была особенностью России и являлась основным образом результатом правительственной политики. На местах скоро росли общества взаимного кредита (в 1875 г. - 84 общества) и совсем резко возросло число городских публичных банков (235). Таким образом, в 60 - 70 гг. в России сложилась система учреждений коммерческого кредита. В этот же период возникли частные земельные банки, которые выдавали ссуды под залог помещичьих имений и городской недвижимости.

Главными клиентами Госбанка к 1874 году по вкладным операциям стали промышленники и биржевики, т. е. торгово-промышленная буржуазия все чаще имела дело не только с частными коммерческими банками.

  Постоянно росли операции с ценными бумагами, Государственный банк принимал участие в выпуске кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т. д. В 1868 году было куплено золотой монеты и слитков на сумму 67,4 млн руб. Согласно мнению профессора В. Д. Мехрякова, это было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С. Ю. Витте.

Вместо  того чтобы развивать коммерческие операции, Госбанку приходилось затрачивать  средства на покрытие долгов старых казенных кредитных учреждений, восприемником  которых являлся Госбанк. С 1860 по 1890-е гг. Государственный банк занимался преимущественно операциями, связанными с ликвидацией внутреннего долга; регулированием выкупных сделок бывших помещичьих крестьян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы конца XIX в. Накопленный в эти годы опыт работы помог Государственному банку России в 1890-е — 1914-й гг. занять достойное место в системе рыночной экономики страны. Государственный банк продолжал играть для акционерных банков роль резерва, откуда они по мере необходимости заимствовали денежные средства.

Таким образом, заняв определенное место в системе  рыночной инфраструктуры страны, Государственный  банк в подлинном смысле не стал к 1917 году главным банком России, что объяснялось недостаточной зрелостью всей национальной кредитно-банковской системы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Недовольство и возмущение народных масс крепостническими порядками, широко развернувшееся крестьянское движение, борьба революционеров-демократов 50-60-х годов против крепостного права и самодержавия, наконец, поражение царизма в Крымской войне -  все это создало революционную ситуацию в стране. Испуганный царь и помещики-крепостники ухватились за реформы, чтобы отвести опасность революционного взрыва и сохранить основы своей власти.

Реформа 60-х годов стала следствием массового движения крестьян. Самодержавную власть вынудила стать на путь буржуазных преобразований не только необходимость приспособить финансы страны к запросам нарождавшегося капитализма; революционная борьба трудящихся против податного гнета, откупной системы, беззакония и произвола царских чиновников сыграла здесь решающую роль.

 Итогами финансовой реформы 1862 года стали: единая система бюджетного учета и отчетности, кассовое единство, принцип гласности бюджета, преобразование системы государственного контроля по новому положению, разработанному В. А. Татариновым. В результате, которого государственный контроль превращался в единый ревизионный орган, имеющий право документальной проверки всех государственных учреждений.  Существенное преобразование произошло и в системе налогов, которое выразилось в замене винных откупов акцизом на вино. В результате реформы 1862 года и помещики, и промышленная буржуазия оказались освобожденными от уплаты прямых налогов, в то время как крестьянство должно было, кроме выкупных платежей, вносить по-прежнему подушную подать и выполнять многочисленные земские повинности.

После проведения кредитной и финансовой реформы  в начале 60-х годов царское  правительство по инициативе министра финансов М. X. Рейтерна решило осуществить денежную реформу. Неудачная разменная операция, имевшая весьма печальные последствия для финансовой системы страны, доказала невозможность восстановления ценности рубля только инструментами денежного обращения, особенно в условиях экономического спада, бюджетного дефицита, неустойчивого платежного баланса, внутриполитической нестабильности и неблагоприятной внешнеполитической обстановки. Тем самым, М.Х. Рейтерн очертил основные контуры концепции предстоящего преобразования денежной системы России.

Н. Х. Бунге, занявший  пост министра финансов, после Рейтерна, считал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличить денежные поступления в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов. Итогом явился рост золотого запаса страны. Деятельность Н. X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

В годы деятельности министра финансов И. Вышнеградского произошло закручивание налогового «винта», началось беспощадное выколачивание недоимок с крестьянства, были увеличены государственный поземельный налог, налог на городскую недвижимость и торгово-промышленное обложение.

Денежную реформу предстояло завершить Сергею Юльевичу Витте. За это время в области бюджетного хозяйства были прочно осуществлены начала правильного сметного хозяйства, устранена хроническая язва дефицита и достигнуто устойчивое превышение обыкновенных доходов над расходами, уравнительность.

Окончание XIX века ознаменовалось в России проведением важной экономической реформы, которая качественно изменила положение русского рубля, ставшего одной из стабильнейших денежных единиц мира. Она отразила острую потребность государства, преодолеть очевидную замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих традиционных финансовых структур, в первую очередь самого рубля, и способствовала интеграции России в систему мирового рынка. Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов Сергея Юльевича Витте.

В кредитно-банковской системе второй половины XIX века также  произошли изменения. В 1860 году был создан Государственный банк. С 1860 по 1890-е гг. Государственный банк занимался преимущественно операциями, связанными с ликвидацией внутреннего долга; регулированием выкупных сделок бывших помещичьих крестьян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы конца XIX века. Накопленный в эти годы опыт работы помог Государственному банку России в 1890-е — 1914-й гг. занять достойное место в системе рыночной экономики страны. Государственный банк продолжал играть для акционерных банков роль резерва, откуда они по мере необходимости заимствовали денежные средства.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Погребинский А. П. Очерки истории финансов дореволюционной России (19-20вв.): Учебное пособие
  2. Прокофьева Е. Н. История финансово-кредитных отношений России IX –XIX в.: Методические материалы. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон.ун-та, 2001. – 41с.
  3. Сабанти Б. М. История финансов России: Учебное пособие. – Л.: ЛФЭИ, 1985 – 78с.
  4. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2009. – 424с.
  5. Ханчук Н. Н. История денежных отношений: Учебное пособие. – Владивосток, 2002.

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая система России во второй половине XIX века