Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 08:10, контрольная работа
Государственные банковские учреждения дореформенной эпохи не только не содействовали развитию капиталистических отношений, но, наоборот, тормозили его, отвлекая огромные денежные средства в сферу непроизводительного ипотечного кредита.
Но хотя финансовая политика самодержавия и была в основном направлена на поддержку отжившего класса дворян, она способствовала также обогащению отдельных лиц, превращению их в крупных капиталистов. Особенно большую роль в этом сыграла откупная система.
Введение
1 Финансовая реформа начала 60-х годов
1.1 Порядок формирования бюджета второй половины XIX века
1.2 Налоговое преобразование. Формирование акцизной системы налогообложения
2 Денежная реформа М. Рейтерна
3 Финансовая политика Н. Бунге
4 Финансовая политика И. Вышнеградского
5 Денежная реформа С. Ю. Витте
6 Кредитно-банковская система второй половины XIX века
Заключение
- укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;
- направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;
- преобразовать систему налогов;
- добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления".
Достижение
бездефицитного бюджета сдерживалось
значительными расходами на срочные
погашения государственных
Н. X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов. 12 мая 1881 года были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882 года повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 года вырос налог на табак. Итогом явился рост золотого запаса страны.
Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.
В 1880-е гг. Н. X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883—1885 гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.
Через 20 лет после 1861 года в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т. д.
Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883 года состояние "временнообязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян.
Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".
В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860—1870-х гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890-х гг.
В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 году вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.
Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н. X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.
Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части. По инициативе Н. X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.
Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 года, ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т. е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75—2,25%.
Значительная
часть ссуд пошла сразу на покрытие
долга, который числился на имениях
по залогам в акционерных
В конце 1886 года консервативные круги добились согласия императора на отставку Бунге. Он покинул финансовое ведомство, не завершив многих начинаний. И все же его политика имела большое значение. К середине 80-х годов в министерстве в общей форме уже сложилась концепция будущей денежной реформы, сущность которой заключалась в девальвации рубля и переходе к золотому монометаллизму.
Отставка не прервала карьеры бывшего министра финансов. Неожиданно для всех Александр III, по-прежнему благоволивший к Бунге, назначил его председателем Комитета министров. Вплоть до своей кончины в 1895 году он продолжал играть в «верхах» заметную роль.
Иван Алексеевич Вышнеградский сменил Н. X. Бунге на посту министра финансов в 1886 году, проработав до этого год управляющим Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики, он основал научную школу по конструированию машин и теории автоматического регулирования производственными процессами. Деятельность его в этом направлении способствовала завершению промышленной революции и осуществлению индустриализации в России в конце XIX в. Признаны его заслуги и в модернизации крупных военных предприятий России.
В отличие от предшественника, Вышнеградский начинал свою деятельность в несравненно более благоприятной обстановке. Рациональная налоговая политика Бунге, накопление им свободной наличности в Государственном банке, богатые урожаи 1887-1889 гг., окончание депрессии в промышленности, изменение конъюнктуры на европейском денежном рынке - все это способствовало преодолению хаоса в денежном обращении.
В конце июня 1887 г. Вышнеградский представил в Комитет финансов записку, в которой вслед за Бунге доказывал невозможность восстановления стоимости рубля до паритета без «потрясения всех отраслей народного хозяйства». Министр финансов считал наиболее целесообразным зафиксировать курс на уровне 1,5 кредитного руб. за 1 руб. золотом. 28 июня Комитет финансов на своем заседании при участии Рейтерна и Бунге одобрил предложения Вышнеградского. Министру финансов было предложено разработать программу мер по обеспечению операции размена и увеличению разменного фонда. 10 июля 1887 года решение Комитета получило высочайшее утверждение. Тем самым вопрос о девальвации рубля был предрешен.
Тем не менее, министру пришлось отказаться от проведения разменной операции из-за активного сопротивления консервативных кругов. В этих обстоятельствах И.А. Вышнеградский поставил перед собой цель создать финансово-экономическую базу для будущей денежной реформы и тем самым обеспечить ее успех.
Важнейшей мерой для реализации задуманной программы министр финансов считал значительное увеличение разменного фонда, единственным серьезным источником пополнения которого в тот период являлись займы. Не меньшее внимание в своей деятельности И.А. Вышнеградский уделял мерам по достижению сбалансированного бюджета. Для увеличения государственных доходов финансовое ведомство встало на путь увеличения налогообложения.
В отличие от предшественника, Вышнеградский исповедовал узкий «финансизм», т.е. пытался обеспечить бюджетное равновесие любой ценой, не обращая внимания на последствия для народного хозяйства в целом. Он был далек от понимания нужд широких слоев населения и мало интересовался социальными проблемами. Идеи Бунге о продолжении податных реформ и введении единого подоходного налога не привились. При Вышнеградском произошло закручивание налогового «винта», началось беспощадное выколачивание недоимок с крестьянства, были увеличены государственный поземельный налог, налог на городскую недвижимость и торгово-промышленное обложение. В конце 80-х годов еще более возросли косвенные налоги (акцизы на сахар, табак, водку, таможенные пошлины), появились новые налоги на спички и керосин.
Налоговая политика Вышнеградского подорвала платежеспособность податных сословий, но позволила ему уже с 1888 году избавиться от дефицитов по обыкновенному бюджету.
Невозможность стабилизировать курс рубля на необходимом уровне при отрицательном расчетном балансе, заставила И.А. Вышнеградского пойти по пути значительного увеличения положительного сальдо торгового баланса за счет активизации продовольственного экспорта. Важным условием для успеха своей внешнеторговой политики И.А. Вышнеградский считал удержание курса рубля на достаточно низком уровне, что приводило к активному участию Министерства финансов в биржевых спекуляциях на валютных курсах для решения текущих экономических задач. Такая политика привела к значительному увеличению золотого запаса.
Посчитав, что основные необходимые экономические условия для преобразования денежного обращения выполнены, И.А. Вышнеградский планировал провести реформу в самом ближайшем будущем. Основные принципы предстоящего преобразования включали в себя девальвацию рубля, введение золотого монометаллизма, гарантированный размен кредитных билетов на золото и ограничение выпуска бумажных денег в пределах, не превышающих потребностей денежного обращения.
Осуществлению реформы помешало стихийное бедствие: в 1891 году из-за сильной засухи было собрано очень мало хлеба, ряд губерний империи поразил голод. В 1892 году И. А. Вышнеградский оставил пост министра финансов.
Завершить денежную реформу предстояло Сергею Юльевичу Витте (1849—1915 гг.). Возглавив Министерство финансов в 1892 году, он в течение одиннадцати последующих лет являлся общепризнанным реформатором и выдающимся организатором: подъема отечественной экономики; оздоровления ее денежной системы, создания российской школы экономической мысли.
С. Ю. Витте понимал, что осуществление программы реформирования денежной системы невозможно без подведения под нее прочной финансово-экономической базы. А это требовало упорядочения всей финансовой системы и, прежде всего - государственного бюджета. Важнейшим принципом, которым руководствовалось финансовое ведомство при составлении государственной росписи, являлось стремление к бюджетному равновесию. Значительное увеличение фонда свободной наличности Государственного казначейства стало другим важным направлением бюджетной политики С.Ю. Витте.
Для обеспечения правильного хода финансового хозяйства признавалось необходимым не только устойчивое равновесие бюджета, но и некоторое превышение государственными доходами итога обыкновенно из года в год повторяющихся расходов. Расширение государственных расходов и признанная необходимость снова образовать запас свободных ресурсов требовали нового увеличения податного бремени.
В конце 1892 года были проведены повышения налога с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта - с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок - с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного акциза - на 50%, патентного табачного сбора - на 50% (установлен также дополнительный табачный акциз), налога с недвижимых имуществ и дополнительных торгово-промышленных сборов. В 1893 году установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков и представляющий собой важное в принципиальном отношении нововведение. В 1894 году утверждено положение о казенной продаже питей в четырех восточных губерниях.
Одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета стали внешнеторговые таможенные пошлины. Стремление улучшить финансовое положение казны за счет увеличения положительного сальдо внешнеторгового баланса, в частности, за счет повышения ввозных пошлин, было традиционным и вполне естественным для русского правительства. Постепенно, помимо сугубо фискальных задач, целью такой политики становилась и защита нарождающейся национальной промышленности. С.Ю Витте, модернизируя внешнеторговую политику, вводит систему дифференцированных конвенционных таможенных тарифов, применявшихся к партнерам в зависимости от встречного благоприятствования их таможенной политики на основе двусторонних торговых договоров.
В 1894 году окончилась тринадцатилетнее мирное царствование императора Александра III. За это время в области бюджетного хозяйства были прочно осуществлены выработанные еще в 60-х годах начала правильного сметного хозяйства, устранена хроническая язва дефицита и достигнуто устойчивое превышение обыкновенных доходов над расходами. В области податной политики было положено начало осуществления принципа соразмерности податного бремени с зажиточностью населения. Желание устранить вредное влияние питейного налога выразилось сперва в частичном ограничении питейной торговли, а затем в государственной монополизации ее. Создалась обширная новая отрасль финансового хозяйства - казенная железнодорожная сеть крупных размеров; были приняты меры к упорядочению всего вообще железнодорожного хозяйства.
Обилие доходов в последнюю половину царствования и выгодный торговый баланс дали возможность правительству накопить значительные запасы золота (к 1 января 1881 г. золотой фонд составлял 291,1 миллионов рублей, к 15 декабря 1894 г. - 649,5 миллионов рублей) и подготовил важнейшее условие для проведения денежной реформы.
После смерти императора Александра III финансовое управление осталось в заведовании С.Ю. Витте. В 1895 году был освобожден от налога безмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам и облегчена уплата крепостных пошлин по переходу заложенных имений (10 апреля), понижена на 1/3 пошлина с застрахования имуществ (16 мая), земства освобождены от обязательных расходов на содержание некоторых учреждений (1 июня); в 1896 году Понижена пробирная пошлина, установлено значительное облегчение по уплате крестьянами выкупного долга, который предоставлено пересрочивать на новые сроки (13 мая), понижен на половину, на 10 лет, государственный поземельный налог (манифестом 14 мая), отменен 1/4% судоходный сбор (17 июня), значительно понижены пошлины за привилегии на изобретения (1 июля). В 1897 году отменен паспортный сбор (7 апреля), являющийся одним из наиболее вредных и несправедливых налогов. В 1898 году отменена подушная подать в Сибири; издано новое положение о государственном промысловом налоге, имеющее целью сообщить ему большую уравнительность.
Информация о работе Финансовая система России во второй половине XIX века