Финансовая система: сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время во всем мире, независимо от политического устройства и уровня экономического развития того или иного государства, финансы вступили в очередной период своего развития, связанный с большим количеством звеньев финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Финансовая система: сущность и структура………………………….…………….4
Глава 2. Характеристика звеньев финансовой системы:
2.1 Государственный бюджет ……………………………………………………………….…7
2.2 Специальные внебюджетные фонды………………………………………………..8
2.3 Финансы предприятий различных форм собственности………………..13
2.4 Государственный кредит……………………………………………………….…………14
2.5 Фонды личного и имущественного страхования…………………………....17
Глава 3. Проблемы развития финансовой системы в современных условиях……………………………………………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………………….…………..25
Литература……………………………………………………………………………………………..…………27

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 43.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсач

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Финансовая система: сущность и структура………………………….…………….4

Глава 2. Характеристика звеньев финансовой системы:

2.1 Государственный бюджет ……………………………………………………………….…7

2.2 Специальные внебюджетные фонды………………………………………………..8

2.3 Финансы предприятий различных форм собственности………………..13

2.4 Государственный кредит……………………………………………………….…………14

2.5 Фонды личного и имущественного страхования…………………………....17

Глава 3. Проблемы развития финансовой системы в современных условиях……………………………………………………………………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………………………….…………..25

Литература……………………………………………………………………………………………..…………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и таким звеньям, как предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

В настоящее  время во всем мире, независимо от политического  устройства и уровня экономического развития того или иного государства, финансы вступили в очередной  период своего развития, связанный  с большим количеством звеньев финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий.

Финансовая  система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать  государственный бюджет, предприятия  и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с  кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает  система взаимных финансовых связей и потоков.

Глава 1. Финансовая система: сущность и структура

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного  производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный  кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности  у хозяйствующих субъектов и  государства обусловливают возникновение  разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими  лицами – с другой. Отношения  между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения  имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в  отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды  целевого назначения в зависимости  от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием  классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости  от этого критерия определяются способы  организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Каждой группе финансовых отношений  соответствуют денежные фонды, а  соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями  и фондами.

Таким образом, финансовая система представляет собой  совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными  методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств  хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

По причине  сложности не всегда можно исследовать  и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части  как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.

Подсистемами  называют крупные составляющие сложных  систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступают  сферы и звенья.

Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.  Известно, что государственная финансовая система развитых стран включает четыре звена (подсистемы):

  1. государственную бюджетную систему;
  2. специальные внебюджетные фонды;
  3. финансы предприятий различных форм собственности;
  4. фонды личного и имущественного страхования;
  5. государственный кредит.

Вместе с тем возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. Например, выделение финансов холдингов, финансово-промышленных групп, финансов семей и граждан.

Выбор принципа декомпозиции является важным этапом исследования. Чаще всего  декомпозицию производят по функциональному (обеспечение воспроизводства рабочей  силы, обеспечение обороноспособности и т. п.) или агрегатному принципу (казначейство, налоговая инспекция и т. п.). Это отражается в типовом представлении финансовой системы.

 

 

 

Глава 2. Характеристика звеньев финансовой системы

Необходимость существования финансов объективно обусловлена нуждами субъектов  хозяйствования. Финансы возникают  в связи с потребностью в общественном развитии, а также в связи с  затратами денежных средств на это  развитие. Все хозяйствующие субъекты своей деятельностью активно  влияют на формирование финансовых отношений. Исходя из этого, дадим следующие  определения финансовой системы.

Финансовая система (в широком смысле) представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данного экономического режима.

Финансовая система (в узком смысле) – совокупность финансовых институтов, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, и при помощи которых государство собирает и использует необходимые ему денежные средства.

2.1 Государственный  бюджет

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

 Бюджет  как экономическая категория  представляет собой сложную систему  социально-экономических отношений,  развивающихся в обществе в  процессе формирования, распределения  и использования централизованных  финансовых ресурсов, создаваемых  на различных уровнях управления  народного хозяйства и предназначенных  для обслуживания общественных  потребностей.

  В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

 Государственный  бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной  и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают денежные  средства для финансирования  деятельности государства, какие  слои общества отчисляют на  содержание государства больше  всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели  направляются аккумулируемые государством  средства.

 В  каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она  определяется экономическим потенциалом  страны, масштабностью задач, решаемых  государством на данном этапе  развития, ролью государства в  экономике, состоянием международных  отношений и рядом других факторов.

  Необходимость формирования централизованных фондов (госбюджета) обусловлена, прежде всего, потребностями, возникающими у государства в связи с выполнением своих экономических, политических, национальных, экологических, внешнеэкономических и других функций. Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями и населением в целом называются бюджетными. Им присущ объективный характер, т.к. исторически и логически финансовые средства всегда формируются в руках государства для выполнения своих непосредственных функций - обеспечения существования государства.

  Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они являются элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных групп и слоев населения, и здесь бюджет представляет собой философию и идеологию общественного развития.

 

 

 

2.2 Специальные внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления и имеющих строго целевое назначение.

В финансовой системе РФ государственные внебюджетные фонды были созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы государственной власти субъектов  Федерации и органы местного самоуправления. С 1992 года в России действует более 20 внебюджетных фондов.

По своему назначению внебюджетные фонды делятся  на две группы: социальные фонды  и экономические фонды. В зависимости  от правового статуса различают  внебюджетные фонды, находящиеся в  собственности федеральной власти - федеральные фонды, и фонды, создаваемые по решению органов власти субъектов федерации и местных органов самоуправления - региональные фонды, а также внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий - отраслевые и межотраслевые фонды. Так, например, к основным социальным федеральным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования. К экономическим фондам относятся федеральные и региональные дорожные фонды, к региональным социальным фондам - фонды развития жилищной сферы, к экономическим отраслевым и межотраслевым фондам - фонды НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и пр.

В настоящее  время средства большинства федеральных  и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

Внебюджетные  фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств. Основными задачами внебюджетных фондов являются:

1) влияние на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

2) обеспечение природоохранительных мероприятий засчет их финансирования из специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

3) оказание социальных услуг населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;

4) предоставления займов, в том числе зарубежным партнерам.

Благодаря внебюджетным фондам у государства  появляются дополнительные средства для  воздействия на экономические процессы. В некоторых случаях внебюджетные фонды могут использоваться для  покрытия дефицита государственного бюджета.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы  внебюджетные фонды. Главная цель их создания — необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Такие действия были обусловлены стремлением центральных  органов власти:

Информация о работе Финансовая система: сущность и структура